«Оборотни» на рынке недвижимости
Квартирные аферисты порой, как спруты, проникают в дома, играя на человеческом доверии. Как заметил булгаковский Воланд, квартирный вопрос сильно испортил москвичей. И действительно, в настоящее время рынок жилья все чаще становится пространством для нечистоплотных афер: нечистые на руку люди, умело обходят закон, изыскивают удобные лазейки, чтобы обмануть незадачливого клиента- продавца квартиры или покупателя.
Два года назад Москву накрыло волной квартирных мошенничеств. Добросовестные покупатели становились жертвами мошенников и оказывались на улице. Страх потерять квартиру у многих отбивал всякое желание покупать квартиру или производить ее обмен.
Уполномоченный по правам человека Музыкантский еще тогда докладывал московскому мэру о критической ситуации, потому что среди потерпевших от квартирного мошенничества оказались тысячи добропорядочных людей. Европейский суд по правам человека, рассмотрев жалобу Гладышевой против России, признал нарушение ее права на неприкосновенность частной и семейной жизни.
Светлана Гладышева приобрела квартиру, приватизированную властями города Москвы с нарушением закона. Её выселили вместе с несовершеннолетним сыном на улицу.
Постановлением Европейского суда по правам человека по заявлению Светланы Гладышевой Россию обязали устранить допущенные нарушения. По мнению ЕСПЧ Светлана Гладышева являлась добросовестной покупательницей, обманутой государством и выкинутой в никуда.
При новом рассмотрении дела в национальном суде, Черемушкинский районный суд города Москвы отказал департаменту жилищной политики и жилого фонда города Москвы в иске о виндикции квартиры и выселении Светланы и ее ребенка, за ней признано право собственности на данную квартиру.
С вступлением в силу Постановления ЕСПЧ по делу Гладышевой, государство должно восстановить права заявительницы и принять меры общего характера по исполнению этого постановления.
По мнению юристов, принятие мер общего характера означает пересмотр национальными судами аналогичных решений. А таковых оказалось много. «Нехороших квартир» в Москве оказалось слишком много.
Вечный бег по кругу
Неприятная история, центральной героиней которой стали Зинаида Чистякова и ее семья, получила свое развитие почти тринадцать лет назад: женщина решила продать квартиру, чтобы купить новую, но в результате обмана лишилась всего. Где только не приходилось ей и ее сыну обитать. Со слов женщины, ночевали на вокзале, у добрых знакомых, которые на некоторое время могли приютить. До сих пор Зинаида оббивает пороги прокуратур, депутатских приемных в надежде привлечь виновных лиц к ответственности.
– Так сложились обстоятельства, что я была вынуждена продать свою трехкомнатную квартиру, – рассказывает Зинаида Чистякова. - Сын возвратился с армии с пороком сердца и язвой желудка, необходимы были средства на его лечение. Семья переживала тяжелые материальные трудности, сказывалась и общая нестабильность в стране.
Я подумала, что продав квартиру и взамен купив поменьше площадью с доплатой, смогу закрыть финансовые дыры в моем бюджете. Да и трехкомнатная квартира при растущих, как на дрожжах тарифах за коммунальные услуги, съедала большую часть моего и без того скромного дохода.
Сказано-сделано. Внезапно на моем горизонте появился Александр З. Приторно-галантным образом он пытался обаять меня, предлагая свои посреднические услуги. Я наотрез отказывалась. Но после некоторых раздумий согласилась на то, что он будет консультировать меня по вопросам рынка данного вида услуг.
Дальше события развивались непредсказуемым образом. З. оградил меня от всех переговоров с покупателями. Наконец, появились клиенты, которые предлагали нам свою двухкомнатную квартиру. Мы во всех отношениях были довольны ими, но З. завысил стоимость нашей квартиры, и клиентов как ветром сдуло.
С этого момента у нас с З. возникли разногласия, и я сказала ему, что мы в его консультационных услугах не нуждаемся».
Спектакль по задуманному сценарию
Потом все было срежиссировано таким образом, что я не успела и глазом моргнуть. Мою квартиру выставили на торги. Но только без моего ведома через некую фирму. Пошли толпы покупателей, а З. все время давил на меня, говоря, что моя квартира требует ремонта, и я ее в таком виде выгодно якобы не продам, что нынче с обменом сложно, и нужно срочно хвататься за любой вариант.
Я не знаю, зачем я поверила ему, но у меня на тот момент обострились материальные трудности. В итоге, я согласилась. Но вопреки нашему уговору покупатель С. приехал прямо домой и привез деньги. Я отказалась брать деньги, сказав, что их следует проверять через банк.
Покупатель С. пообещал отвезти меня в банк, но доставил сразу к нотариусу. Нотариус видела, что между нами возник спор из-за достоверности денег, но не приостановила сделку, а в грубой форме сказала, что ее это не касается, что мы потом поедем в банк и проверим деньги.
Я находилась будто в каком-то сне, понимая, что происходит что-то не так, но все вокруг меня вертелось с такой скоростью, что я не успела дать отпор. З. возмутился, что деньги не проверены через банк и выхватил у меня их из рук, причитая, что будет проверять деньги сам. После подписания договора З. сказал, что возьмет деньги на хранение, что вскоре поможет приобрести квартиру.
Мы действительно, в этот же день поехали заключать договор о приобретении двухкомнатной квартиры, которая располагалась по улице Чехова и, кстати, нам не понравилась: она представляла собой хрущевку в ужасном состоянии, в которой необходимо было делать ремонт.
Но З. утверждал, что, пока не поздно, нужно приобретать именно эту квартиру, а потом он найдет нам другую. И тут же выставил квартиру на продажу, заселив нас в свою комнату в коммуналке, якобы временно.
Но время шло, угроза над нами нависала, а З. все медлил, видимо тянул время, чтобы оставить нас вообще ни с чем, цены на жилье поднялись и мы уже не могли приобрести квартиру за прежнюю стоимость.
Мы прожили у него в комнате более пяти месяцев. Он вел себя как царь, у которого мы оказались под каблуком. Часто у З. возникали конфликты с моим сыном, он избивал его, говорил, что нам некуда деваться, что с такими, как мы, он расправлялся по-своему, вывозя в лес, а с нами он, видите ли, полгода «нянчится».
С огромным трудом мы все-таки выбили у З. обещанную комнату в коммуналке – обшарпанную и в неказистую «развалюху», нам, действительно в тот момент некуда было податься. Никакой доплаты, понятное дело, мы не получили.
Очевидно, что и это был хитрый план отъема квартиры и денег – мы лишились всего. Вскоре оказалось, что соседи по коммуналке – супружеская пара - приятели З. Мы не выдержали такого соседства и продали комнату этому З. за копейки.
Неуловимый маклер
Ну кто бы мог предположить, что все закончится таким образом? Кто мог знать, что риелторские компании вместе с посредником З. прилипнут, как пиявка и вытянут все средства. Разве нотариус не знает что любая сделка может быть признана недействительной, если заключена с погрешностями? Почему он не прервал заключение сделки?
Создается впечатление, что в этом деле, как на шахматной доске, все ходы продуманы до мелочей: и риелторы, и богообразный З., и нотариус - звенья одной и той же цепочки? Кто даст гарантию, что все участники сделки – не одна компания, а весь сценарий событий – не схема аферистов?
В УВД Балашихинского района сказали:
– С З. мы сталкивались не единожды. Пять граждан подали заявления в отношении него по поводу квартирных мошенничеств. Мы заявляли в прокуратуру, собирали доказательства, направляли в прокуратуру, но получили отказ в возбуждении уголовного дела.
По заявлению Зинаиды Чистяковой в отношении З. постоянно шли проверки, принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела, но прокуратура много раз отменяла эти постановления, как необоснованные и незаконные, и направляла дело на дополнительную проверку.
Какой-то бег по замкнутому кругу. А воз и ныне там… З. цел и невредим, по-прежнему оказывает свои услуги, при всех его «успехах» никто его не привлек к ответственности.
– С таким счастьем и на свободе, - говорил как-то Бендер.
– В милиции над нами откровенно смеялись, - продолжает свой рассказ Зинаида Чистякова, - мы сами без квартир. Чего вы хотите добиться? У З. длинная рука и повсюду свои люди.
И действительно, с З. как с гуся вода. Моего сына постоянно избивали, имеется множество справок, свидетельствующих о нанесении ему травм. А соседи – приятели экс-риелтора - тем временем заявили нам еще круче: «Не отстанете от З. – посадим Павла (сына Зинаиды – прим. авт.)»
Месть в ответ на жалобы
И действительно, уголовное дело в отношении Павла Чистякова вскоре завели, обвинив его в том, что он «совершил угрозу убийством и насильственные действия из хулиганских побуждений» в отношение соседей. Свидетелей, которые могли бы подтвердить все это – нет. Обвинение построено на показаниях соседей.
– Я считаю, что таким образом осуществили месть за то, что мы не остались покорными, - говорит Зинаида Чистякова.
Кто он, всем, оказывается известный господин З., о котором прекрасно знают в прокуратуре и в УВД?
Я решила позвонить ему.
Александр отрицал свою причастность к квартирным махинациям и сказал:
– Но ведь милиция во всем разобралась… О чем говорить?.
– Прокуратура все время отменяла постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, - сказала я, - кроме того сотрудники милиции Балашихи считают, что Зинаида Чистякова – не единственная, кого вы обманули с квартирой, что в отделении полиции имелись еще заявления – от других людей…»
Ничего подобного, - произнес собеседник, - ничего не было, а вы сейчас мне говорите, что я такой-то и такой-то (кстати, не я говорю – прим. авт.) Столько лет прошло после того случая…
Зинаида - дальняя моя родственница, как считается, мама жены моего брата. И мы по-родственному с ней решили вопрос: она с сыном жила в одной из комнат моей квартиры, а я искал для нее подходящее жилье…
Да, у меня не получилось найти жилье сразу – на это ушло два месяца, а потом оказалось, что денег на приобретение квартиры не хватает – часть потрачена. Она мне два месяца не платила за жилье. И я ее выставил на улицу…
Да, у нас возникали конфликты из-за того, что я должен вернуть часть денег…Я работал, искал варианты квартир – и ничего ей отдавать не собирался.
А как же обещанная доплата?
Мы требуем прокуратуру города Москвы провести проверку по сведениям, изложенным в публикации и наказать виновных лиц, причастных к обману гражданки Зинаиды Чистяковой. Ведь если не остановить этот маховик, то под него попадут и другие.
Сегодня махинации с квартирами – едва ли не самый распространенный вид мошенничества.
Способов мошенничества множество. В арсенале у аферистов и использование услуг лже-нотариусов, и вручение продавцу «кукол» - пустых бумажек вместо денег, и вручение поддельных нотариально удостоверенных договоров...