Уголовное дело
Не очень комфортна жизнь под обвинением. Меня обвиняют не в дискредитации, а в фейках. Это та статья, по которой сидит Илья Яшин. Я и мой адвокат пока не знакомы с делом, знаем только всё из новостей.
От чего бегут россияне?
Уровень благосостояния россиян упал настолько, что сотни тысяч россиян были вынуждены бежать из страны. Меня часто спрашивают: это экономическая эмиграция или политическая?
Ну конечно, в уровень жизни входит не только еда. Когда экономисты говорят об уровне жизни, они имеют в виду и безопасность, и спокойствие, и счастье, и удовольствие, и доступ к кино. И вот здесь экономисты отличаются от социологов.
Социолог спросит человека, как ты себя чувствуешь, ты счастлив или несчастлив? Экономист не спрашивает. Экономист интерпретирует действия, а не слова. И действия людей в 2022 году указывают на катастрофическое снижение уровня жизни. Они бегут от работы, от друзей. Какой же должен быть удар по его уровню жизни в Москве, что он предпочел переехать в Белград, Тбилиси, Вильнюс, Мексика-сити, а не остаться в Москве или Санкт-Петербурге?
МОЖНО ЛИ УТЕШИТЬ СЛОВАМИ?
Наталья Зубаревич говорит, что падение экономики в России происходит столь мягко, что россияне не чувствуют этого падения.
Мне кажется, что она видит задачу экономиста не только в том, чтобы анализировать экономическую ситуацию, но и в том, чтобы помогать психологически слушателю. Что вот сейчас всё плохо, но, на самом деле, не так плохо, потому что могло бы быть ещё хуже. Придумано именно с целью психологического утешения.
Говорить о том, что люди не замечают, при том, что очень много человек сбежало из России, это смешно. Конечно, люди замечают, конечно, огромное количество людей несчастны, и расстроены, и потеряны.
В России не все отвечают на вопрос, замечаешь ли ты? Потому что часто, когда вопрос задается, они считают, что это вопрос: «Ты за Россию или за Америку?» Но людей, не замечающих по-настоящему, что идет (Роскомнадзор), очень мало. И сам факт такого массового побега из страны, полагаю, означает, что россияне ощущают всё и достаточно сильно. Я бы сказал, что это мощнейший индикатор, который нельзя игнорировать. Говоря о том, что в России ничего не замечают, они сами не замечают индикатор размером со слона. Социология в условиях авторитарного режима – это очень тяжелая вещь. И даже уважаемые люди, когда им задают тяжелые вопросы, один из ответов может рассматриваться как преступление.
ПОЧЕМУ Рубль упал до минимума за год?
Некоторые считают, что падение рубля – это следствие санкций, котрые мы вот сейчас начинаем всерьёз замечать. Не очень хорошо говорить, что это – следствие санкций, потому что это следствие (Роскомнадзор). Одна из вещей, которая обманула очень многих, даже самых хороших экономистов: все ожидали, что обязательно курс доллара подскочит. Он не подскочил, потому что санкции очень сильно сработали. И уход бизнеса сработал на снижение импорта.
Эти доллары стали меньше нужны, потому что их не на что тратить. Потому что импорт закрылся. Отчасти происходит, по всей видимости, замещение серым импортом.
СКОЛЬКО ЛЕТ ПРОДЛИТСЯ ЭТОТ РЕЖИМ?
Я думаю, что у Путина и его режима нет двух или трех лет. Падение уровня жизни и тот уровень несчастья у граждан, который у них есть, он не приближает революцию. Он, может быть, и через три года не выльется в революцию. Но он выливается в последствия. А последствия такие, что люди перестают реагировать на власть, люди перестают подчиняться.
По моему мнению, это начинается на всех уровнях. И местные полицейские начальники, и местные ФСБ-шные начальники, они начинают больше заботиться о себе, чем выполнять команды из центра. То же самое про генералов. То есть мы будем больше видеть пассивного сопротивления, а Кремль будет значить все меньше и меньше. Я, честно говоря, думаю, что Путин два или три года не протянет ещё. Это будет похоже на то, что было сто лет назад, когда в 1914 году был огромный энтузиазм по поводу поддержки царя, сейчас такой не было. А уже к 1916 и 1917 году поддержка полностью развалилась.
ожидается ли распад России?
Я не призываю и не ожидаю распада России. Я знаю, что это монолитное, в лингвистическом смысле, государство. Многие люди не замечают, потому что у нас есть некоторые этнические меньшинства. Они, например, очень активны в публичной сфере, поэтому такое ощущение, что в России очень большая разноголосица.
Но Россия, по сравнению с другими европейскими, мировыми странами — такой лингвистический монолит. От неё может отвалиться Чечня, но даже другие кавказские республики практически невозможно представить, чтобы они существовали как отдельные государства.
Достаточно посмотреть на карту, чтобы понять, что Чувашия, Мордовия, Татарстан, Башкирия — они никак не могут быть отдельными странами. Поэтому я считаю, что Россию из-за Путина ожидает своего рода гражданская война. Это будет гражданская война между регионами, вот за Красноярский алюминиевый завод, как за Уралмаш в 90-е годы. То есть разные банды, разные силовые органы за какие-то точки извлечения прибыли, но не регионы.
Люди в более депрессивном состоянии, пусть и не выступают против Путина, но всё больше его ненавидят. Соответственно, меньше поддержки. Да вот поступают предложения разных политических сил, предлагают тем людям, которые попадают в импровизированные списки, просто прийти, рассказать какую-нибудь тайну о системной жизни с Кремлем, и вот как бы лишиться этого почетного места… Я понимаю, почему и президент Зеленский, и руководтво Украины, и другие страны таких схем не одобряют. Потому что сразу начнется совершенно отвратительная торговля. Да там скажут Фридману заплатить три миллиарда, он согласится. А Мельниченко скажет: я вот разорился, можно я заплачу только 300 миллионов. Даже не в том дело, что у него этих денег нет. А дело в том, что всегда лучше заплатить меньше, чем больше. Вот начнется обсуждение: это он заплатил 300 млн, потому что обеднел, или потому что он ещё 500 занес в администрацию? А если установить единую планку, то получится, что с Фридмана сняли санкции, потому что он богаче. А у кого нет миллиарда, он остается под санкциями. То есть я понимаю, почему такой схемы нет. Многие олигархи из 90-х, тот же Фридман, они создавали новую Россию. По моему мнению, они там всё украли. Большая часть их богатства, это они что-то создавали? Тот же Телеком или Мегафон. Неужели нет ничего такого, что им хотелось бы стать авторами, как-то влиять на то, куда Россия движется? Я прекрасно помню, что некоторые олигархи когда-то ездили в Кузбасс говорить с кемеровскими бандитами, их самолет садился в Нефтеюганске.
ПУТИН ТОКСИЧЕН ДЛЯ МИРНОГО БИЗНЕСА?
Современный российский бизнес пытается дистанцироваться от Путина. Мы наблюдаем массовый выход из РСПП, отсутствие на встречах с Путиным. Дистанцирование от госзаказов, как таковых.
Есть бизнесмены, которые живут на оборонном экспорте, на тех отраслях, которые заблокированы иностранными компаниями. Появляется огромный оборонзаказ.
Но подавляющее большинство бизнесменов потеряли деньги. Соответственно, к Путину они относятся как к человеку, который их и ограбил, и испортил их любимые дела.
На нынешних чиновников и бизнесменов, видимо, повлияла новость Гааги. Но мне кажется, не столько новость от Гааги, всё больше людей понимают про тупиковый путь. На самом деле, если бы вы видели встречу предпринимателей РСПП с Путиным, мне кажется, как раз такая сцена и происходила. Предприниматели сидят с каменными лицами. Путин очень странно себя повел, как бы чувствовал себя совершенно не в своей тарелке.
Недавно мне был задан любопытный вопрос о влиянии коррупции, сведений о президенте и его окружения, компаниях вокруг него, которых много создано, на сам образ Путина. Попробуйте поговорить с какими-нибудь знакомыми о политике, и окажется, что у них довольно нейтральные отношения, скажем, к коррупции. Ну, или они недовольны, но никуда не выходят. А попробуйте этим же людям снизить зарплату, чтобы у них что-то утащить. Они очень сильно обеспокоятся.
Почему тот же дворец Путина, достиг гораздо большего успеха, больше размышлений граждан, чем другие? Похоже, люди начинают чувствовать обиду не в том, что Путин – плохой лидер, а Путин, который «утащил у меня унитаз».
Много людей в России, не только Путин, но и люди к нему близкие, тем более, идеологизированные и глупые, они понимают: то, что сейчас происходит, только ухудшает ситуацию.
КАК МЫ ДОШЛИ ДО ЖИЗНИ ТАКОЙ?
К сожалению, одна из вещей, которую нам принесло путинское правление, то, что он отменил выборы, фактически их запретил, свободу прессы – это то, что у политических деятелей в России, начиная с Путина, нет абсолютно никакой ответственности за то, что они говорят, как я считаю. То, что говорит Путин, это, по моему мнению, просто сплошной шум. Потому что он говорит, что угодно. И то же самое Симоньян, Киселев.
Меня спрашивают: как они могут угрожать ядерным ударом? Они болтают, не думая. Я подозреваю, что Киселев, может быть, там футбол смотрит, пока болтает. Потому что в России за слова никто, вообще, никак не отвечает. Соответственно, вот мой вам совет аналитика и практика: не слушать, что они там говорят. Только следить за их действиями. То есть игнорировать всё, что они говорят.
о личной коллективной ответственности
В последнее время часто поднимают и обсуждают этот вопрос. В какой степени чувствуем мы какую-либо личную ответственность за то, куда пришел режим? И задаем ли себе вопросы?
Не могу сказать про коллективную ответственность, но свою долю ответственности я, конечно, чувствую.
В чем она заключается?
Где-то я с какого-то протеста ушел на 15 минут раньше, где-то нужно было написать… Дело не в том, что написать резче, во всех моих колонках все было ясно написано. Но, может быть, надо было написать лучше и достучаться до большего количества людей. Ну, я и так старался. По итогу это не помогло. Вот это меня мучает, что там было не так.