фото

Громкая «тревога» депутата

24 марта 2021 г. во Владивосто­ке состоялось очередное заседа­ние Законодательного Собрания Приморского края (ЗС ПК). Прошло оно в формате видеоконференц-связи (ВКС) с участием начальника УМВД Приморья генерал-майора полиции Олега Стефанкова. Депу­таты могли озвучить какие-то набо­левшие проблемы и чаяния своих избирателей, донести эти чаяния до руководителя полицейского ве­домства Приморья.

Но, наверное, полной неожи­данностью для многих депутатов (да и для самого Олега Стефанкова) стало выступление депутата ЗС ПК Геннадия Лазарева, бывше­го ректора ВГУЭС. Пользуясь слу­чаем, Геннадий Лазарев публично озвучил проблемы АО «Восточная верфь», к которым он относит якобы похищенные с предприятия в пери­од 2011-2016 гг. 300 млн рублей и ещё якобы выведенный в неизвест­ном направлении миллиард рублей. Нужно понимать, что «Восточная верфь» (бывший Владивостокский судостроительный завод) занима­ется с судостроением и исполните­лем гособоронзаказа. Депутат Ла­зарев попросил начальника УМВД Приморья обратить внимание на то, что, мол, неоднократно заявления о хищениях, поступавшие в полицию, ходили по инстанциям, но до воз­буждения уголовных дел не дошло. Генерал Стефанков пообещал разо­браться. Ситуация с хищениями на «Восточной верфи» мгновенно была растиражирована в СМИ.

Однако, как показала практика, депутат ЗС ПК Геннадий Лазарев, сообщая о бедственном положении АО «Восточная верфь» сообщил да­леко не все факты, которые касают­ся сегодняшнего положения пред­приятия. Так, например, возможно, запамятовал Геннадий Иннокентье­вич, что он сам является акционером АО «Восточная верфь». И не просто акционером. Он и близкие к нему лица совокупно имеют на руках 62% акций этого предприятия. А сам Г.И. Лазарев вполне официально являет­ся председателем Совета директо­ров АО «Восточная верфь». Поэтому, надо полагать, возможный «мину­совой баланс» предприятия может затронуть личные финансовые ин­тересы депутата. Если вдуматься, то, наверное, депутат Лазарев по­пытался указать начальнику УМВД по Приморскому краю, где и как воз­буждать уголовные дела, а трибуну Заксобрания Приморского края ис­пользовал, в том числе, для решения личных вопросов. При этом о том, что сам является председателем Совета директоров АО «Восточная верфь», Геннадий Лазарев началь­нику УМВД почему-то не сообщил. Тут уже вопрос к организации рабо­ты Законодательного Собрания При­морского края и к его председателю Александру Ивановичу Ролику: а что, у краевых депутатов так принято, на встрече с представителями право­охранительных органов задавать не только общественно значимые во­просы, но и поднимать темы, к коим сами народные избранники некото­рым образом аффилированы?

«ЭРА», госконтракты, миллиарды и спорные цифры

А теперь – небольшое отсту­пление. У читателя может возникнуть резонный вопрос: а что это за миллиардные цифры, которых, по версии депутата Лазарева, не до­считалось АО «Восточная верфь». И вот тут историю невозможно рас­сказать без того, чтобы не появил­ся ещё один участник нашего по­вествования – Акционерное обще­ство Владивостокское предприятие «Электрорадиоавтоматика», более известно, как «ЭРА». Предприятие исторически располагается на ул. Пионерской.

Дело в том, что «ЭРА» – одно из тех немногочисленных предпри­ятий «оборонки» на Дальнем Восто­ке, которое благополучно пережило и бурные девяностые, и благопо­лучные двухтысячные, и дожило до наших дней, обладая достаточ­но большим портфелем заказов на оснащение объектов оборонки радиоэлектронной «начинкой». В 2010-х годах АО «ЭРА» выполняло подрядные работы для АО «Восточ­ная верфь», отвечая за электрику и электронику выпускаемых судов. Всего при участии «ЭРЫ» в 2011 - 2015 гг. было выпущено и сдано во­енной приёмке 25 кораблей. Мас­штаб просто фантастический. Вот за эти работы АО «ЭРА» и получила свой миллиард. Все акты подписа­ны, все деньги выплачены, вот уже много лет изготовленные корабли бороздят морские просторы. Ещё 230 миллионов рублей – это опла­та, которую получило АО «ЭРА» за работу над танкерами. Но об этом – чуть позже.

фотоСамое главное: в указанный пе­риод (2011 - 2016 гг.) директором АО «ЭРА» был Виктор Пестов. Вот за этот период времени у Геннадия Лазарева имеются претензии к АО ВП «ЭРА», ценой аж в целый милли­ард. Однако, вы удивитесь, но се­годня Виктор Пестов трудоустроен на АО «Восточная верфь». По край­ней мере, в 2016 г. он был принят на «Восточную верфь» советником ге­нерального директора. И нигде нет информации, что Виктор Пестов уволен из АО «Восточная верфь».

Так это что же получается: что у Геннадия Лазарева, председате­ля Совета директоров АО «Восточ­ная верфь» нет никаких претензий к бывшему директору АО ВП «ЭРА», который в 2011 - 2015 гг. руководил этим предприятием, однако, к самой «ЭРЕ» за этот же период финансовые претензии имеются? Казалось бы, чего проще – задать бывшему руко­водителю «ЭРЫ» Виктору Пестову сакраментальный вопрос про день­ги? Но нет, Геннадий Иннокентьевич идёт сложным путём.

Тут, конечно, возникает вопрос: а в чём тогда смысл публичного обращения к начальнику УМВД по Приморскому краю Олегу Стефанкову? Оказать давление на главного полицейского Приморья с трибуны ЗС ПК? Или попытаться найти вино­вного за не слишком успешную ра­боту «Восточной верфь» в послед­ние 5-6 лет?

Не секрет, что сегодня у АО «Вос­точная верфь» дела идут не самым лучшим образом. Это, кстати, при­знаёт и сам Геннадий Лазарев в сво­ём обращении к Олегу Стефанкову 24 марта 2021 года на заседании ЗС ПК. Например, «Восточная верфь» до сих пор не выпустила в положенный срок два катера пограничной службы в рамках госконтракта, подписанного с ФСБ РФ.

К тому же, предприятие на так давно было перекредитовано в «Промсвязьбанке», а суммы кредита миллиардные. Если, не дай Бог, вы­полнение контрактов по срокам нач­нёт срываться и дальше, могут по­следовать штрафные санкции и рас­торжение этих контрактов. И кто-то должен за всё это отвечать. Вопрос – кто? Тот, в отношении кого возбу­дят уголовное дело после обращения краевого депутата к начальнику крае­вой полиции?

Наверное, ещё одной проблемой «Восточной верфи» нужно назвать частую смену руководства. За по­следние шесть лет на предприятии уже четвёртый директор, причём двое директоров сменились за по­следний год. Игоря Мирошниченко сменил Олег Сиденко, вслед за Сиденко пришёл Александр Лысенко, которого, в свою очередь, сменил Сергей Баканёв.

А в это самое время акционеры АО «Восточная верфь» недавно получили письмо от гендиректора АО «Восточ­ная верфь» Сергея Баканёва о том, что финансовое положение предпри­ятия стабильно, и предприятие рабо­тает без убытков.

«Кто хочет стать миллиардером»?

Важным моментом, показываю­щим финансовую составляющую ра­боты АО «Восточная верфь» (о чём также Геннадий Лазарев не поведал Олегу Стефанкову), может стать об­ращение в Первомайскую районную прокуратуру г. Владивостока бывше­го врио гендиректора предприятия Александра Лысенко. Это обращение сделано ещё 10 ноября 2020 г. В сво­ём обращении Александр Лысенко не только указывает на то, чтобы была существенно нарушена процедура его увольнения, но и на то, что, ка­кие расходы скоро могут появиться у «Восточной верфи». Как следует из жалобы господина Лысенко, в 2020 г. ему, как врио директора «Восточной верфи», Геннадий Лазарев предла­гал подписать договор возмездного поручительства перед банком. Якобы Геннадий Лазарев становится пору­чителем, «Восточная верфь» получа­ет кредит, а поручитель (Лазарев) по­лучает за это от «Восточной верфи» 360 млн рублей в год. Если предста­вить, что кредит должен быть выдан не на один год, а на четыре, неслож­но путём умножения получить сумму, превышающую 1 млрд рублей. То есть завод («Восточная верфь»), в случае подписания такого договора, должен выплатить своему акционеру и председателю Совета директоров более 1 млрд рублей за то, что он ста­нет поручителем? Если это так, то это очень круто! Так может быть, Генна­дий Иннокентьевич просто не про тот миллиард задавал вопрос Олегу Сте­фанкову?

Бывший врио гендиректора «Вос­точной верфи» Александр Лысен­ко утверждает, что лишился своей должности именно за отказ подпи­сать договор возмездного поручи­тельства с оплатой 360 млн рублей в год в пользу поручителя. Всю эту ин­формацию он публично озвучивал в двух судебных инстанциях – в Перво­майском районном суде Владивосто­ка и в Приморском краевом суде, где оспаривал своё увольнение.

Говоря о работе «Восточной вер­фи», нельзя пройти мимо такого кол­легиального органа, как Совет директоров. Просто удивительно, как в Со­вет директоров предприятия, отвеча­ющего за судостроение, почему-то который год не попадает ни гендирек­тор предприятия, ни судостроители. На сегодняшний день Совет директо­ров АО «Восточная верфь» выглядит следующим образом: председате­лем Совета является депутат Генна­дий Лазарев (акционер), членами Со­вета являются Валерий Василенко – бывший прокурор Приморского края, Ирина Хроменко – бывший работник налоговой инспекции, Екатерина Баюрова (племянница Геннадия Лаза­рева, акционер) – её трудовой путь неизвестен, Иннокентий Лазарев, сын Геннадия Лазарева, акционер и тоже не судостроитель, а также – бывший вице-губернатор Приморья Геннадий Токуленко (акционер) и Ан­дрей Мирошниченко (акционер). Тут, конечно, вопрос – насколько умест­ным является избрание или назначе­ние в Совет директоров компании тех людей, которые оказались там явно не по профилю своей деятельности и в судостроении не разбираются? Но это, скорее, вопрос риторический.

Вполне возможно, что громкое заявление Геннадия Лазарева о фи­нансовых проблемах «оборонного» предприятия «Восточная верфь», сделанное 24 марта 2021 года, может привести к несколько иному резуль­тату, нежели это задумывалось. Ведь затронув столь щекотливую тему, как финансы АО «Восточная верфь», Ген­надий Лазарев поднял целый пласт информации, ранее скрытый от люд­ских глаз, где его собственная роль не выглядит совсем уж идеальной. Это не считая того, что (выскажем личное оценочное суждение) депу­татская трибуна для обращения к на­чальнику УМВД Приморья 24 марта 2021 года была использована, в том числе, и для поднятия вопроса о ра­боте предприятия, в котором у депу­тата имеется «доля личного участия». В случае полноценного расследова­ния, если оно случится, конечно, со­вершенно неясно, кому в итоге при­дётся отвечать за слишком вольное расходование средств предприятия? Наверное, известная цитата «Не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе», подходит к этой ситуации как нельзя кстати...

«Примрепортер»