На свиноводческих комплексах ООО «Приморский бекон» (входит в группу предприятий «Мерси Агро Приморье» – резидента ТОР «Михайловский») после снегопада 28-29 января – новое ЧП.
На 11-ти корпусах мега-свинарника, построенного первым, обрушилась крыша, да так, что разъехались стены. В отсеках для откорма свиней нет воды и электричества. На комплексе паника: куда девать поголовье? Двери в некоторых корпусах заклинило, их режут автогеном. Идёт круглосуточный убой животных. Частично поголовье перевозят на новый комплекс – там разрушений меньше.
«ФАНТОМАС РАЗБУШЕВАЛСЯ»?
Наверняка, свиноводы и глава Спасского района – им в помощь (Андрей Колот – бывший генеральный директор «Мерси Агро Приморье»), будут доказывать, что это – результат «разбушевавшейся стихии». Глядишь, сердобольное краевое, а, может, и федеральное правительство «войдут в положение» и отстегнут из бюджета кругленькую сумму. Так было в январе 2019 года, когда на комплексы «заполз» ящур, и пришлось уничтожить всё поголовье. Законодательное собрание, по предложению исполнительной власти, выделило незадачливым «инвесторам» из краевого бюджета 590 миллионов рублей…
Причины случившегося установит страховая компания, когда проведёт собственное расследование. Пока же можно предположить три вероятные.
Проект свиноводческих комплексов куплен в Испании, а знойная Испания – это вам не Приморье с многодневными ливнями, ураганными ветрами и снежными циклонами. Облегченные конструкции, предназначенные для субтропиков, не рассчитаны на «выкрутасы» нашего климата.
Не выдерживают, например, морозов и резких перепадов температур плоские крыши на многоэтажных домах, позаимствованные в 70-е годы в Средней Азии. Жалобы населения так достали, что власти приняли специальную программу по их капитальному ремонту, как правило, с заменой на традиционные, куда более долговечные, двускатные кровли.
Свою лепту в ЧП, наверняка, внесли строители – местные «умельцы». С квалифицированными кадрами у нас – проблема. А так как на строительном и техническом надзоре застройщики, как правило, экономят, то не исключены некачественная сборка, ошибки в расчётах, экономия на материалах. Со слов очевидцев, нарушения видны даже не специалисту. Например, соединительные болты поставлены меньшего размера (вместо М12 – М10, а то и М8). Похвальная экономия!
Накануне снегопада 28-29 января, хотя МЧС буквально надрывалось с грозными предупреждениями, свиноводы понадеялись на «авось» и не очистили крыши от тяжёлой ледяной корки – последствия предыдущего ледяного дождя со снегом.
То, что в Спасске и районе природный катаклизм оказался фатальным только для двух свиноводческих комплексов под Вишнёвкой, - весомый аргумент в пользу версии о халатности и безалаберности их руководителей и ответственных работников.
С ОБЛЕГЧЕНИЕМ, ГОСПОДА!
На заре туманной юности мне посчастливилось работать в Приморском комитете по телевидению и радиовещанию. Коллектив был высокопрофессиональный и дружный. «Зубры» журналистики нас, молодых, быстро «ставили на крыло», делясь бесценным опытом и не утраченным с годами энтузиазмом.
Так вот, был у нас диктор. Уникальный голос, великолепная дикция…
Но у этого совершенства оказался пунктик: обожал розыгрыши. Дикторский кабинет находился наискосок от объекта М и Ж. Порой, выходя оттуда, мы сталкивались с ним, стоящим в позе благовоспитанного лакея. И звучный голос произносил: «С облегчением Вас, сударыня!»
Отчего мне вспомнился этот прикол в связи с ЧП на свиноводческих комплексах Спасского района? А вот почему. Их хозяева – ну, очень «эффективные менеджеры»! – в очередной раз попали впросак из-за стремления облегчить себе жизнь.
Они ведь ехали в Приморье не за туманом и не за запахом тайги, а с вполне меркантильными целями: набить карманы «капустой» – и упорхнуть в тёплые края, откуда и прибыли.
Государство опрометчиво создало для ТОРов (территории опережающего развития, если кто не в курсе) режим наибольшего благоприятствования, освободив от налогов и взяв на себя создание необходимой им инфраструктуры. Не зря дальневосточный предприниматель Андрей Деркач образно и точно назвал «резидентов - инвесторов» ТОРов «денежными пылесосами».
Пять лет мы, жители Спасского района, пытаемся заставить залётных «благодетелей» пересмотреть систему утилизации навоза, не сливать его в ручьи и реки, не загаживать им поля.
Объективности ради, процитирую выдержки из статьи приморской журналистки Ольги Журман в «Российской газете» за 2019 год.
«ТОР КУПИЛА ПОРОСЯ…
– Планы расширения свиноводческого производства на территории опережающего развития «Михайловский» в Спасском районе Приморья вызвали беспокойство местных жителей. Они жалуются на неприятный запах со стороны уже имеющихся предприятий и опасаются, что в дальнейшем проблема значительно усугубится.
Идея у резидента ТОР масштабная: построить шесть свиноводческих комплексов и племенную ферму общей производительностью 75 тысяч тонн свинины в живом весе в год (610 тысяч голов). Кроме того, планируется создать комбикормовое производство на 300 тысяч тонн продукции в год и убойный цех. Все это вдобавок к уже имеющимся в Спасском районе комплексам двух компаний: «Мерси Трейд» – на 39 тысяч голов и «Приморского бекона» – на 83 тысячи.
Существующие комплексы размещены с наветренной стороны, и зловоние разносится на многие километры вокруг. 40 тысяч человек, составляющие население сел Прохоры, Новинка, Красный Кут, Вишневка, Евсеевка и Малые Ключи, плюс горожане задыхаются, особенно весной и летом.
– Один комплекс выдает в день семь железнодорожных вагонов навоза, или 427 тонн. А шесть производств дадут 43-47 вагонов. Мы просто умрём от ядовитой смеси воздуха с парами аммиака, сероводорода, метана и других, вредных для здоровья человека веществ, – в сердцах говорит Валерий Бочаров, представляющий активистов общественной организации сёл Спасского района и города Спасска «За достойное будущее!».
Не знаю, верны ли его расчеты, но относительно неприятного запаха, думаю, сомнений быть не может. В чем, кстати, в 2018 году, полагаю, убедился тогдашний глава Приморья Андрей Тарасенко. Он побывал в Спасском районе и посетил животноводческое хозяйство компании «Мерси Трейд» в селе Прохоры.
– Я был в Ленинградской и Липецкой области, там такие же предприятия, но запаха нет, стоит современная система очистки, обеззараживания. А здесь нарушены технологии, – сказал он тогда и запретил строительство очередного комплекса.
Это был единственный чиновник из тех, к кому апеллировали жители Спасского района, который лично унюхал разносящийся по району запах навоза.
Недолго радовались активисты. Запрет ушел вместе с Андреем Викторовичем, и о расширении производства заговорили вновь.
Со ссылкой на Амурскую природоохранную прокуратуру и Амурскую бассейновую прокуратуру жители Спасских сёл, подвергающиеся атаке навозного зловония, пишут, что «резиденты ТОР не провели государственную экологическую экспертизу проектов и не сделали до нее «Оценку возможного негативного воздействия на окружающую среду». В их письме на имя Генпрокурора РФ говорится, что в течение двух лет работы оба комплекса не утилизировали навозную жижу, «а просто сливали на рельеф, в ручей без названия и в речку Кулешовку».
Состояние воды в Кулешовке, Спассовке и других водоемах района проверили доктор биологических наук, профессор ДВФУ Надежда Христофорова и эксперт в области почвоведения и гидрохимии Серафима Клышевская.
«В образцах из сточных ручьев со свинокомплексов в окрестностях сел Вишневка, Красный Кут превышено содержание аммиачного азота (в 8,1 и 5,3 раза, соответственно), что говорит о животном происхождении источника загрязнения. По результатам определения химических показателей можно сделать предварительный вывод о «застарелом» (длительном) органическом загрязнении», – заключили они осенью 2018 года.
Валерий Михайлович Бочаров и его общественная организация считают, что двух мега-свинарников под Вишнёвкой (по 83000 голов каждый!) и комплекса в Прохорах (на 39000 животных) району достаточно, и больше таковых здесь строить нельзя. По мнению активистов, на существующих производствах необходимо устранить все нарушения, обнаруженные надзорными органами. И, конечно, перевести технологический процесс утилизации отходов производства на 100-процентную переработку, с очисткой воды до уровня технической пригодности.
Нельзя сказать, что люди, от которых зависит принятие решений, совсем не слышат жителей Спасского района. В свое время Александр Осипов, тогдашний первый заместитель главы Министерства развития Дальнего Востока, дал поручение найти другие площадки для строительства остальных комплексов. Но об этом поручении, как и о запрете Андрея Тарасенко, очевидно, предпочитают не вспоминать…
ОБЕЩАТЬ – НЕ ЗНАЧИТ ЖЕНИТЬСЯ
В марте 2019 года VL.Ru под заголовком «Свинокомплексы в ТОР «Михайловский» обещают наладить навозные стоки к 2020 году, когда снова заведут поголовье» сообщало:
– В 2020 году на свинокомплексы «Мерси Трейд» и «Приморский бекон» планируется завезти новое поголовье скота. За этот год руководство комплексов обещает «устранить имеющиеся недоработки в технологии и утилизации навозных стоков», из-за которых задыхались жители окрестных сел.
Об этом сказано в ответе департамента сельского хозяйства и продовольствия края на запрос активистов из Спасского района.
Все ранее зараженные ящуром свиньи (23229 на «Мерси Трейде» и 51337 голов на «Приморском беконе») ликвидированы. Новых заведут лишь через год, а пока что руководство предприятий должно разобраться с экологической документацией и построить нормальные отстойники, которых бы хватило даже не на два существующих комплекса. Потому что здесь же предусмотрено размещение пяти мега-свинарников (по 83000 голов в каждом), двух элеваторов, комбикормового завода, хрячника, селекционно-генетического центра, убойного цеха, заводов по первичной и по глубокой переработке мяса.
Ранее стоки сливались в ручьи и речки, на землю, а в накопители не попадали. Причем, было это еще полгода назад. Мальки плавали кверху брюхом, река почернела и пенилась, в окрестностях водоемов невозможно было дышать. Один из ручьев, куда сливали жидкие фекалии, тёк в Ханкайский заповедник.
Полиция Спасского района отказала в возбуждении уголовного дела «за отсутствием события преступления», хотя активисты предоставили пробы воды из ручья Безымянного. Дело в том, что ЧП произошло в конце сентября 2018 года, активист Валерий Бочаров обратился в дежурную часть 3 октября (и тогда все действительно было, как он описывал). Чуть позже заявления подавали другие жители района. Ведущий ихтиолог Спасского отдела «Приморрыбвода» составил акт обследования речки лишь 23 октября, а начальник ФГБУ «Главрыбвод» 30 октября заключил, что уголовное дело заводить не за что (!).
ООО «Мерси Трейд», как показала проверка Владивостокской межрайонной природоохранной прокуратуры 2018 года, «не приняло мер для приведения организации работы свиноводческого комплекса в соответствие с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы». Проще говоря, игнорировало утвержденные документы. А у «Приморского бекона» и тех не было: предприятие не получило положительного заключения экологической экспертизы, но работать ему это не помешало.
Как нам сообщили местные активисты, сейчас, зимой, со свинокомплекса СК-83/1 навоз грузовиками вывозится на поля. Это грубое нарушение технологии утилизации отходов 3-го класса опасности. Его положено запахивать в почву по норме и в летнее время! Но свинарям, очевидно, наплевать на закон «Об охране окружающей среды» № 7, принятый Государственной Думой 10 января 2002 года, на закон «Об отходах производства и потребления» № 89 от 24 июня 1998 года. Они готовятся строить следующий свинарник рядом с селом Вишневка…
ГЛАС НАРОДА – ГЛАС БОЖИЙ!
*Только самые худшие страны-изгои могут позволить предприятиям работать без очистных сооружений. Это дикость и отсталость.
*Ящур и прочие неприятности – это им Божие наказание за глумление над природой.
*Когда у них появится поголовье, им опять будет некогда заниматься навозными стоками, потому что они попрут с нарастанием, пока свиньи не передохнут.
*Что-то не слышно об утилизации навоза. Экологическая экспертиза позволяет такое?
*И опять это «волшебное» слово – обещают, не надо обещать, делайте!!!
*Вот так невзначай вскрывается ложь. Открытые ямы, зловоние, из которых доносилось до города, а близлежащие деревни просто задыхались. А руководство двух предприятий усиленно доказывало, что всё есть. В 2017 году воняла вода в речках, а в одном микрорайоне Спасска зафиксирована вспышка кишечной инфекции, воду из-под крана даже после отстоя и кипячения нельзя было употреблять, но про это – ни слова по местному ТВ и в местной приближенной к власти газетёнке. Погибшая в речках рыба, отжатые земли, зловоние и грязь – это и есть оборотная сторона ТОРа – территории опережающего социально-экономического развития…
Ольга Купчинская,
руководитель Спасского отделения регионального общественного движения по противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления в Приморском крае «Хранители закона».
Спасский район Приморского края.