Провокация, как средство устрашения
На страницах федеральной независимой газеты защиты прав человека «Арсеньевские вести» мне уже дважды пришлось отстаивать своего соратника по региональному общественному Движению по противодействию коррупции «Хранители закона» Валерия Михайловича Бочарова. Постоянные читатели, наверняка, помнят публикации «Не уличить, так хоть запачкать» (АрсВест, 09.10.2019, № 41) и «Белая ворона? – Превратим в нарокбарона!».
Однако Бог, как известно, любит троицу.
КОСТЬ В ГОРЛЕ
Староста села Вишнёвки, руководитель общественной организации «За достойное будущее!», несгибаемый борец с экологическими нарушениями в нашем Спасском районе при строительстве и эксплуатации гигантских свиноводческих комплексов, человек с активной жизненной позицией и незапятнанной репутацией, Валерий Бочаров – из тех, кто поднимается в атаку, когда другие трусливо прячутся в окопах. Он не просто житель – гражданин! И потому для некоторых чиновников и «акул» большого бизнеса – как кость в горле.
Год назад в Открытом письме руководству «Мерси Агро Приморье», «Приморского бекона», «Мерси Трейда» («якорные» инвесторы ТОР «Михайловский») Валерий Михайлович назвал вещи своими именами:
«О грубых, считаю, нарушениях вами природоохранного законодательства я много писал. Что вас отличает от руководителей прошлого, так это, по моему мнению, полное отсутствие нравственности. Считаю, ради денег вы готовы на преступление против природы, а значит, и против человека…
Под прикрытием Программы возрождения и развития Дальнего Востока вы строите громадные свиноводческие комплексы с отсталой технологией утилизации навоза…
Как независимый наблюдатель и общественный эколог, хочу напомнить вам ваши «достижения»:
Две эпидемии ящура – 96500 голов свиней уничтожено.
На рельеф, в ручьи и речку Кулешовку за два первых года работы СК-39 и СК-83 слито необеззараженных отходов более 500000 тонн.
Получено льготных кредитов, субсидий, дотаций и компенсаций на 9-10 миллиардов рублей.
Вместо ремонта дорог в районе, считаю, государство построило дорогу вам. Вместо газа в дома местных жителей провело газ для свиноводческих комплексов. Налогов же от вашей деятельности поступает в бюджет мизерное количество (только НДФЛ).
Впечатляюще, не так ли?»
И даже при этом активист остался верен своим принципам – не просто обличать, а искать выход из ситуации:
«Несмотря на все, считаю, нарушения природоохранных законов, полное (или почти полное) отсутствие нравственности при ведении вами бизнеса в ТОР «Михайловский», мы ждём от вас честных, конструктивных предложений и – главное – практических действий».
И дождался подлого удара – ОБЫСКА!
Он, кстати, дал единственный результат: у Валерия Михайловича Бочарова наркотиков, как и следовало ожидать, не обнаружили!
– Жители Вишнёвки в шоке, друзья и родственники возмущены, моё доброе имя запятнано. Нет, не моим мифическим «преступлением», а грязными намерениями тех, кто санкционировал против меня этот «наезд» 4 октября 2019 года, – написал тогда в социальных сетях несостоявшийся «наркобарон».
Валерий Михайлович по горячим следам пытался добиться от начальника Управления по контролю оборота наркотиков УМВД России И.Л. Фалько конкретных разъяснений:
«На каком основании Вы ходатайствовали перед судом о проведении обыска в моем доме и усадьбе? На меня кто-то написал заявление и предъявил доказательства, факты того, что я – наркоторговец? Или в моем доме хранилище наркотиков в крупном размере? Так было написано в постановлении суда по Вашему ходатайству.
Предполагаю, что причина такого визита полиции может быть в том, что кое-кому не нравится и приносит большие проблемы моя общественная деятельность.
Три года длится противостояние жителей Спасского района, города Спасска и компании «Мерси Агро Приморье» (владельцев свиноводческих комплексов) из-за грубейших, считаю, нарушений природоохранных законов РФ. Свиноводческие комплексы этой организации бессовестно и нагло два года сливали свиной навоз (отходы производства 3-4 класса опасности) в ручьи и реку Кулешовку, на рельеф. Комплексы построены с нарушениями, не прошли государственную экологическую экспертизу. Я требую объяснить причину (настоящую) обыска, кто инициатор, как он объясняет обвинение меня в таком серьёзнейшем преступлении? И предоставить мне копии судебного постановления, протоколов обыска и опросов».
Наивный! Кто бы парился по такому поводу? Ну, подумаешь, обыскали. Ничего же не нашли! Что ему, этому крестьянину, ещё надо?!
В селе всё на виду, и появление спецмашин и людей в форме с санкцией суда на обыск должно было породить нелепые слухи («нет дыма без огня»?). На это, очевидно, и рассчитывали организаторы провокации.
– Лично я считаю, что это – метод давления той самой «теневой» власти, о которой написал книгу профессор Дальневосточного федерального университета, доктор юридических наук Виталий Анатольевич Номоконов. И оно, это давление, будет усиливаться.
Как в воду глядел…
…На рассвете (в 7-30 утра) 21 декабря 2020 года к Бочаровым вновь нагрянули силовики…
«При обыске моей усадьбы посреди двора была обнаружена бутылка с неизвестной жидкостью темного цвета и специфическим запахом, завернутая в целлофановый пакет и обмотанная плотно скотчем, – напишет по горячим следам заявление на имя начальника Спасского отдела МВД (теперь уже бывшего – Авт.) Максима Ягодинца Валерий Михайлович. – Накануне, когда вечером я кормил собаку, закрывал гараж и делал обход, этого пакета точно не было, иначе я бы заметил. У меня во дворе порядок (армейская привычка!). Утром приехала группа полицейских с обыском. Как мне разъяснили, был анонимный звонок, будто я храню наркотики.
Меня настораживают такие факты.
1. На улице, где живу, 10 домов, в половине из них есть люди, занимающиеся (или ранее занимавшиеся) производством и распространением наркотиков. Но с обыском нагрянули ко мне!
2. Постановление судья выдал 18 декабря. Однако полицейские приехали именно 21 декабря! Кто-то ведь подсказал, что можно ехать: бутылка уже закинута во двор!
3. Я предложил офицерам провести проверку сразу в доме, где мы знакомились с постановлением. Но они сказали, что начнут со двора. Осмотр занял 15 минут!!! Им подсказали, где искать? Это же, думаю, явный заказ на мою дискредитацию!
4. Эти регулярные обыски наносят моральную травму моей семье, особенно жене в силу ее возраста. Я не единственный, на кого пишут доносы. Члены Совета общественности села тоже страдают от клеветы и наветов.
Кто и почему хочет сделать нас преступниками, мы догадываемся. Мы боремся за экологическую чистоту в селе, поселении и районе, за право жить в благоприятной окружающей среде, как записано в Конституции РФ.
Прошу разобраться в происшедшем честно и непредвзято и наказать провокаторов».
Лично у меня почти нет сомнений в том, что автор заявления получит очередную гладкую отписку от Максима Александровича. Если получит, вообще. И вот почему.
Первое. Свинский бизнес – могущественный агрохолдинг «Мерси Агро Приморье» – находится под «патронажем» Министерства развития Дальнего Востока и всей властной «вертикали». Закон-то о территориях опережающего социально-экономического развития, принятый в 2009-м году, инициировал лично президент!
Второе. Глава Спасского района Андрей Колот – бывший генеральный директор «Мерси Агро Приморье». Даже если Андрей Викторович не лоббирует интересы свиных магнатов (почему, хотя бы теоретически, не допустить такую невозможность?), в каком из его подчинённых не сидит внутренний цензор? Начальник межмуниципального отдела МВД – полагаем, «слуга всех господ»: руководства краевого УВД и глав двух муниципальных образований. Вырази недовольство любой из них – и прощай, скорее всего, должность, звание, пенсия в 40 лет и другие приятности жизни…
Третье (вытекает из первого и второго пунктов). При залповом сбросе необеззараженной навозной жижи из переполненных за зиму лагун-накопителей в речку Кулешовку в марте 2018 года местные полицейские отписались, будто слило её «неустановленное лицо». Не возбудили они и уголовное дело по разливу ядохимикатов со склада «Мерси Трейд» (входит в холдинг). Из прохудившейся цистерны по центральной улице Прохоров протекла белая жидкость с резким запахом в небольшое озерцо, уничтожив, считаем, в нём всё живое (даже трава и деревья на берегах обуглились).
Есть и четвёртое. Подполковник полиции Максим Ягодинец сразу после новогодних каникул покинул своё кресло в связи с выходом на пенсию по выслуге лет (сколько у нас в стране таких молодых, полных сил пенсионеров!) и перешёл на другую работу. Догадайтесь с трёх раз, куда? В службу безопасности «Мерси Агро Приморье». Для холдинга это ценное приобретение: профессиональные навыки и связи Максима Александровича определённо пригодятся, как мы полагаем. Тем более, под Вишнёвкой на «пятачке» земли в 420 гектаров будут строиться ещё 4 мега-свинарника – по 83000 голов каждый. Тут уж дерьмо, и в прямом, и в переносном смысле слова, придётся, полагаем, разгребать не лопатой – бульдозером…
НАДЁЖНЫЕ «ПАРАШЮТЫ»
По моему личному мнению, в Спасском районе не всегда выполняются требования федерального закона № 273 «О противодействии коррупции». Может, оттого некоторые сотрудники правоохранительных и контролирующих органов предпочитают не вспоминать слова «железного Феликса» Дзержинского о том, что они должны иметь «чистые руки, горячее сердце и холодную голову»? Коррупция многолика. Благоволение влиятельных людей покупается не всегда деньгами, предметами роскоши или услугами. Нередко – гарантиями уверенности в завтрашнем дне. Например, трудоустройством впоследствии в стабильную компанию с приличной зарплатой (а в Спасске это очень существенный «бонус»!)?!
Законодатель четко расставил приоритеты.
Нормативными правовыми актами РФ установлен Перечень должностей государственной или муниципальной службы, после увольнения с которых гражданин в течение двух лет имеет право замещать на условиях трудового договора должности и (или) выполнять работы (оказывать услуги) стоимостью более ста тысяч рублей в месяц в организации, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления ею входили в его должностные (служебные) обязанности, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Однако почему-то в нашем районе эти требования не выполняются либо выполняются не в полном объеме, как мы считаем.
Профессиональная карьера нашего земляка Сергея Деревянко была связана с экономической безопасностью в г. Спасске-Дальнем и Спасском районе. Уволившись со службы в апреле 2019 года, Сергей Николаевич недолго искал работу. По официальным данным, уже 14 мая он был трудоустроен генеральным директором ООО «Спасский лесоперабатывающий комлекс-групп». Учредителем компании является Максим Пустовойт, похоже, давний его знакомый. Как комиссия одобрила столь скоропалительное трудоустройство бывшего начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями в самую крупную деревообрабатывающую компанию района? И проходил ли он, вообще, такую комиссию?
Факты в тему.
Компания СЛПК осуществляет рубку и переработку древесины в крупных объемах, вывозя пиломатериалы в Китай. По официальным источникам, её годовой доход – 390 млн рублей.
Кстати, в компании работают и другие бывшие сотрудники МО МВД России «Спасский».
Быть может, кто-то из них «хорошо себя зарекомендовал», будучи ещё в должности государственного чиновника?!
ДЖИННА В БУТЫЛКЕ НЕ НАШЛИ
14 января 2021 года начальник полиции подполковник Александр Викторович Константинов направил Валерию Михайловичу Бочарову постановление об отказе в возбуждении против него уголовного дела.
По заключению эксперта № 393эс от 5 января 2021 года, ни растительное вещество, ни жидкость, оказавшиеся в изъятой при обыске бутылке, не содержат в своём составе ... компонентов наркотических средств...
Подброшенный в усадьбу Бочаровых свёрток оказался пустышкой, «куклой»!
В ходе освидетельствования В.М. Бочарова были изъяты смывы с пальцев его рук, из полости рта, а также отобран контрольный образец. Согласно заключению эксперта № 394эс от 5 января 2021 года, в них тоже не оказалось следов наркотического средства. При медицинском освидетельствовании на состояние опьянения, согласно акту № 875 от 21 декабря 2020 года, подтвердилась абсолютная трезвость Валерия Михайловича. А теперь вдумаемся в смысл витиеватой полицейской стилистики:
«Учитывая, что уголовная ответственность по ст. 228 ч. 1 УК РФ наступает за незаконный оборот, незаконное приобретение, хранение и перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, а также незаконное приобретение, хранение, перевозку без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества в значительном размере (в данном случае у гражданина Бочарова Валерия Михайловича какое-либо наркотическое средства изъято не было), в его действиях отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 228 УК РФ.
Руководствуясь п. 1, 2 ч. 1 ст. 24, ст. 144, 145 и 148 УПК РФ: Отказать в возбуждении уголовного дела в отношении гр. Бочарова В.М. по ч. 1 ст. 228 УК РФ по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ – в связи с отсутствием состава преступления.
Бутылку с находящейся внутри жидкостью тёмного цвета, упакованную в чёрный полимерный пакет, растительное вещество, упакованное в прозрачный полимерный пакет, а также три бумажных конверта, внутри которых находятся марлевые салфетки со смывами с пальцев рук, полости рта и контрольный образец гр. Бочарова В.М., – уничтожить».
ХЭППИ ЭНД или ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ?
Представьте, читатель, что это Вас подняли на рассвете, огорошили известием, что Вы – опасный преступник – «наркобарон», подвергли унизительному медицинскому освидетельствованию на опьянение, взяли смывы с рук, изрядно потрепали нервы всей семье. И почти через месяц прислали ответ об отказе в возбуждении уголовного дела – да-да, против Вас, ни в чём не повинного гражданина. Без публичных извинений, хотя обыск (на языке полицейских, оперативно-розыскные мероприятия) проводили с помпой – всё село видело! Вы обрадуетесь и сочтёте это счастливым концом?
Вот и Валерий Михайлович так не считает, хотя и отмечает корректность полицейских.
«Считаю, что это очередное предупреждение методом запугивания из-за моей общественной деятельности по экологическим нарушениям со стороны некоторых организаций, – напишет он в соцсетях. – Они своего добились – нервы потрепали изрядно всей моей семье. Плохо, что кляузники не установлены».
По логике, тот (или те), кто бросил тень на честного человека, должен (должны) понести уголовную ответственность за заведомо ложный донос.
Если, конечно, мы не скатились в 1937-й год…
Даже если звонок анонимный, то найти «доброжелателя», при нынешней-то технике, – пара пустяков. Было бы желание…
Информация в тему. Заведомо ложный донос является сообщением об имевшем место или вымышленном преступлении (в том числе с искусственным созданием доказательств обвинения), совершение которого приписывается лицу, не имевшему в действительности к нему отношения. Такое сообщение посягает на права и интересы граждан, указанных в качестве преступников. Оно может быть сделано в устной и письменной форме, с указанием данных заявителя или анонимно. Наличие признаков состава этого преступления может подтверждаться постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, оправдательным приговором суда. Уголовная ответственность за ложный донос наступает с 16 лет. Ст. 306 УК РФ предусматривает за это преступление лишение свободы от 2 до 6 лет либо штраф до 300 000 рублей, либо принудительные работы на срок от 2 до 5 лет. Поскольку последствием заведомо ложного доноса может быть причинение имущественного и морального вреда, виновное лицо обязано их возместить.
Считаю, что сказав «А», полицейские должны произнести и «Б» – возбудить уголовное дело по факту заведомо ложного доноса. И формулировка, будто его «авторы» («автор») «добросовестно заблуждались», тут не прокатывает: подброшенный пакет с бутылкой говорит о злом умысле, как мы считаем.
Ольга Крейк написала в соцсетях в ответ на сообщение В.М. Бочарова: «Искренне рада, что всё обошлось. Надеюсь, больше не осмелятся повторить».
Мне бы тоже хотелось надеяться. Но жизненный опыт говорит: пока злоумышленники не изобличены и не наказаны, у них есть искушение повторить…
ЖДАТЬ ОЧЕРЕДНОГО «НАЕЗДА»?
Недавно Валерий Михайлович Бочаров, как председатель организации «За достойное будущее!», написал письма генеральному директору ООО «Мерси Агро Приморье», главе Спасского района, руководителю Корпорации развития Дальнего Востока, начальнику инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства. Речь идёт об очередном свиноводческом комплексе «Приморского бекона» на территории Краснокутского сельского поселения:
«В конце 2020 года жители Вишнёвки примерно в полутора километрах западнее села обнаружили площадку со складированными строительными материалами (бетонные конструкции, щебень и т.д.) на поле после уборки урожая ООО «Мерси Трейд».
Просим предоставить общественности следующие сведения:
1. разрешение на строительство свиноводческого комплекса в данном месте (копию);
2. положительное заключение экспертизы проектной документации (строительной);
3. протокол проведения оценки возможного негативного воздействия на окружающую среду (ОВОС), проведенной уполномоченной на то организацией, и протокол общественных слушаний, что является основой для принятия решения о реализации проекта (ст. 32 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);
4. заключение государственной экологической экспертизы проекта строительства (копию с номером и датой согласно статье 33 закона № 7-ФЗ).
Статьей 11 закона № 174-ФЗ и постановлением правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029 свиноводческие комплексы с проектной мощностью свыше 2000 мест относятся к первой категории, и проведение ГЭЭ для них обязательно.
Согласно пункту 6 статьи 30 закона № 174-ФЗ реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения ГЭЭ – грубое нарушение законодательства Российской Федерации.
Жители Вишневки обеспокоены таким соседством с ещё одним свиноводческим комплексом на 83 000 голов и выражают категорический протест против его строительства, так как это создаст невыносимые условия для жизни в селе, по их мнению.
Руководство «Мерси Агро Приморье» заверяло жителей села и района, что строительства не будет вблизи сёл и города Спасска. Было поручение первого замминистра Минвостокразвития найти более подходящие места для строительства новых комплексов. Однако руководители ни Спасского района, ни Приморского края, ни Корпорации развития Дальнего Востока не выполнили его».
Ольга Купчинская,
руководитель Спасского филиала регионального общественного движения по противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления в Приморском крае «Хранители закона».
Спасский район Приморского края.
Фото east-eco.com