Удивительно, но потрясший весь мир 2020 год может оказаться не столь «трагичным» для бизнеса в России, как относительно спокойный для мировой экономики 2014-й. Почему? Сравним и выясним.
Прививка от… кризиса. В конце 2014 года для России сошлись два негативных обстоятельства: резко упали цены на нефть на мировом рынке и были введены экономические санкции в отношении нашей страны. Это привело к серьезному падению курса рубля. Если на 1 января 2014 года курс доллара США составлял 32,6 рубля, а евро — 45 рублей, то завершился же год курсами 56,2 и 68,3 рублей за доллар и евро соответственно.
Ослабление рубля стало одним из основных факторов увеличения инфляции и, как следствие, способствовало снижению реальных располагаемых доходов населения и падению потребительского спроса. По данным Минэкономразвития, по итогам 2014 года потребительская инфляция в России составила 11,4%.
По кризису 2020 года пока рано подводить такого рода макроэкономические итоги. Но можно наблюдать определенную системность наступления похожих кризисов: 2008 год – 2014 год – 2020 год. Заметим: последние три кризиса повторяются ровно через 6 лет, поэтому явление кризиса для нашей страны уже может не считаться форс-мажорным обстоятельством. Очевидно, экономика выработала определенные инструменты нивелирования последствий подобных периодов. Например, именно в 2009 году крупный розничный бизнес стал задумываться над СТМ (собственными торговыми марками), которые позволяли бы продавать товар потребителям по более доступной цене.
Кроме того, кризис является стимулирующим фактором для развития ряда видов бизнеса. Например, в кризис 2008 года вырос рынок многопользовательских онлайн-игр, фастфуда (как бюджетного питания), гипермаркетов, дискаунтеров и магазинов фиксированных цен (опять же по причине более низких цен). Активное развитие получили порталы объявлений типа Авито и Юлы (продажа товаров физлицами по более низкой цене, чем в магазинах).
Похожие или разные? Особенность кризиса 2014 года состоит в том, что он был присущ именно Российской Федерации, иные страны он практически не затронул в таких масштабах.
Главным последствием кризиса 2014 года стала ориентация на импортозамещение в связи с почти двукратным падением курса рубля по отношению к доллару и евро.
По результатам кризиса 2014 года получили импульс к росту сервисы по ремонту. Также именно во время кризиса-2014 бизнес стал активно предлагать различные акции, и наряду со скидками использовать такой прием, как уменьшение размеров упаковки по той же цене (так называемое скрытое повышение цен).
В настоящее время в России традиционно для исследуемого набора кризисов наблюдается падение курса рубля по отношению к доллару и евро и сильное уменьшение стоимости нефти на мировых рынках. Но отличием кризиса 2020 года от кризиса 2014 года является то, что он общемировой.
Как извлечь выгоду. И все же в процессе кризиса ряд видов бизнеса может получить стимул для развития, исходя из особенностей текущей ситуации. Вот лишь несколько примеров выгодных направлений для бизнеса:
1) Обучение онлайн (применимо в режиме как самоизоляции, так и удаленной работы для повышения квалификации или для смены вида деятельности);
2) Рынок продуктов здорового питания (в связи с повышенной заботой о здоровье из-за пандемии)
3) Развлечения дома (в связи с увеличением времени нахождения людей дома)
4) Внутренний туризм (закрытие границ дает большой стимул для развития туризма внутри границ России)
5) Секонд-хэнд (этот тренд связан как с включенным режимом экономии, так и повышением экологической сознательности населения).
Также бизнесу следует задуматься о том, чем можно порадовать потребителей после завершения пандемии и связанного с ней кризиса.
Вывод. Ситуация сегодня не самая худшая и в чем-то имеет выгодные стороны. Переживая сложности 2020 года, бизнес может использовать наработки, полученные по итогам кризисов 2008 и 2014 годов, что повысит его устойчивость и сопротивляемость к новым кризисным ударам. Также нужно активно изучать отечественный и зарубежный опыт в режиме постоянного мониторинга ситуации, чтобы использовать как положительный опыт бизнес-среды, так и учитывать те действия бизнеса, которые привели конкурентов и контрагентов к негативным последствиям.