В поисках экологичности 8 апреля
Растущий рынок экотоваров и экоуслуг выносит на гребне волны как яркие «сёрфы» качественных предложений, так и пустышки, влетающие в жизнь потребителей благодаря своей псевдоэкологичной обёртке. Это происходит по причине всё ещё низкой информированности людей, большому количеству мифов и агрессивному маркетингу некоторых участников рынка, предпочитающих зарабатывать допприбыль на введении в заблуждение своих покупателей и клиентов.
Всероссийский гид по экологическому рынку KAPOOSTA провёл опрос на тему предпочтений россиян по экотоварам и услугам, включив в выборку респондентов, как погружённых в тему экоследа, так и далёких от этого аспекта обывателей.
В результате опроса стало очевидно, что для многих потребителей необходимо потратить не один час, чтобы найти экологичный товар или услугу, соответствующие их личным предпочтениям, их представлению о качестве, и доступный по цене. Кроме того, было выявлено, что есть немало количество людей, верящих в распространённые мифы об экологичности или неэкологичности того или иного продукта.
Опираясь на эти мифы, покупатели делают выбор в пользу товаров, не только не обладающих заявленными качествами, но и имеющими колоссальный экологический след. Испытав однажды разочарование от прозрения в этом смысле, многие потребители перестают доверять в дальнейшем и добросовестным предпринимателям, пытающимся продвигать свои продукты, через подчеркивание их экологической ценности. Таким образом, вопрос масштабной экспертной просветительской работы с широкой аудиторией в этом направлении очень актуален.
Опрос прошло 105 человек. Из них 88 % - женщины, 12% - мужчины. Возрастные группы участников: 18-24 – 29,1%, 25-34 – 37,9%, 35-44 – 24,3%, 45-54 – 5,8%, старше 55 – 2,9%.
На вопрос «Какие товары являются экологичными на Ваш взгляд?» большая часть опрошенных (85 % участников из всех возрастных групп, вне зависимости от пола) ответили, что экологичными являются товары многоразового использования, а также созданные из перерабываемых или биоразлагаемых материалов.
В 15% участников опроса заявили, что обращают внимание на соблюдение технологии ответственных требований к производству, доставке, и упаковке товара, которая должна быть минимальна. В идеале – это должны быть товары без упаковки.
8 % респондентов сообщили, что считают экологичной упаковку из бумаги, картона, в том числе бумажные пакеты.
Некоторое количество опрошенных столкнулось с трудностями при попытке дать определение экологичным услугам. Ответ на этот вопрос в итоге смогли дать только 93 человека из 105. При этом, сформулированные ответы настолько разнились, что каким-либо образом эффективно сегментировать их не представляется возможным.
Среди озвученных вариантов были и онлайн курсы, и массаж с натуральными маслами, и услуги, в ходе предоставления которых не образуются отходы, и скидки на экотовары, и пешая курьерская доставка, магазины с товарами без упаковки и комиссионные магазины, секонд хенды, шеринги, гаражные распродажи и все что не вредит окружающей среде либо снижает антропогенную нагрузку на неё.
Зато отдельную статистику удалось собрать в отношении такого сегмента как экокафе. 71% участников опроса, наряду с описанными выше примерами, в качестве экологичной услуги приводили в пример вегетарианские кафе, кафе без одноразовой посуды.
Местам, в которых можно купить товары (еду, напитки) в свою тару, отдали свои голоса 30% участников. Услуги по вывозу вторсырья назвали 8% участников.
Основным критерием натуральности товаров для большинства участников опроса было происхождение сырья и материалов, из которых созданы эти товары. Такие определения как «без добавления (или с минимальным) количеством химии» использовали 99 % участников. Всего 9% респондентов при этом отметили, что созданное природой не всегда полезно для нее.
Тем самым подтвердилась сила мифа об экологичности таких видов упаковок как бумажный пакет или упаковка из бумаги, являющихся одними из самых «грязных» видов упаковки с точки зрения экологического следа от всего цикла производства и жизни продукта. При этом, часть респондентов определили натуральность продукта как «непричинение вреда окружающей среде».
Разнообразными получились и ответы участников на вопрос «Какие экологичные товары Вы уже используете или хотели бы использовать?» Лидируют многоразовые предметы (сумки, мешочки, трубочки, бутылочки, многоразовые бахилы и т.д.). Далее идут моющие средства для дома, натуральная косметика и средства гигиены. Замыкает список популярных экотоваров электромобиль!
Участники исследования хотели бы получать такой вид экологичной услуги как вывоз вторсырья из дома (60 %). Доставку еды в оборотной таре предпочитают 40 % опрошенных.
Размышляя на тему желанных экологичных подарков для себя и своих близких, 20% респондентов отдали предпочтение скидкам на товары и услуги. Это отражает потребность в осознанном потреблении участников опроса и тенденцию отказа от ненужных сувениров и подарков, захламляющих дом, а позже отправляющихся на свалку.
Еще столько же опрошенных (пятая часть) хотели бы получить в подарок многоразовые термокружки, сумки, цифровые книги, онлайн-билеты в театры и на концерты.
Семена, саженцы и деревья хотели бы получить только 6 % участников. Зато целых 25% опрошенных готовы полностью отказаться от подарков, предпочитая, чтобы друзья и коллеги выразили свою симпатию им или поздравили с приятным событием в форме пожертвования в фонды, в пользу акций и мероприятий с природоохранной спецификой.
Именно это обстоятельство внушает надежду на улучшение ситуации с осознанным потреблением в России.
«Этот опрос наглядно продемонстрировал путаницу в восприятии потребителями экотоваров и натуральных товаров. Ещё больше разнятся мнения респондентов в отношении экоуслуг. Кроме того, мы видим, что даже среди небезразличных к экологическим проблемам участников по-прежнему распространены мифы об экологичности бумажной упаковки, включая бумажные пакеты. Мы понимаем, что тому есть причины. С одной стороны, массированная критика одноразовой пластиковой упаковки создаёт у не очень погружённых в экотематику людей иллюзию того, что любая альтернатива пластику хороша. С другой, медиа-пространство наводнено рекламой псевдоэкологичных и псевдонатуральных товаров, поэтому неудивительно, что у тех, кто ориентируются на подобный контент, складывается искажённое восприятие в этой части. Стало быть, вопрос качественного экспертного экопросвещения всё так же актуален. Наш проект как раз занимается проверкой экологической составляющей объектов, товаров, услуг и мероприятий и поддерживает нанесением на карту только действительно экологичные истории», - говорит руководитель проекта «Kapoosta» Марианна Карельская.
Организаторы опроса надеются, что перестройка индустрий и мировой экономики в целом, проходящая на фоне жёстких вызовов последних месяцев, безусловно будет стимулировать изменение структуры покупок, пересмотр ценностей и повышение качества информации об этичности той или иной отрасли по отношению к окружающей среде.