Наша читательница из Черниговки стала жертвой «лопнувшего» кооператива и потеряла на этой сделке 400 тысяч рублей, а ведь по телевизору и по радио не так давно звучала заманчивая реклама – вложи деньги и получи до 14% за год. Лично мне все это напомнило 90-е годы, финансовую пирамиду «МММ» и гордо звучащее определение Лени Голубкова – не халявщиик, а партнер.
Помнится, доверчивые советские люди несли последнее, занимали, продавали квартиры – все хотели стать партнерами и сказочно разбогатеть, как Буратино на поле Чудес в Стране Дураков. И где теперь все эти партнеры, кем они стали? Многих уже в живых нет, а тех, кого обманули, больше банкиров не интересуют – нести-то в банк/кооператив/пирамиду больше нечего.
Как лопнула пирамида Мавроди, и что с ним стало, наверное, все помнят. Отсидев какое-то время в зоне, он отправился в Африку сулить сказочные богатства туземцам. После «МММ» был «Хопер-инвест» и еще какие-то «Рога и копыта», а вот теперь и «Тихоокеанский сберегательный».
Пишет Анна Григорьевна Боярская в редакцию «АрсВест»:
«Я вступила в кредитно-потребительский кооператив «Тихоокеанский сберегательный», который находится в Уссурийске на ул. Пушкина, 49. Между мной и КПК «Тихоокеанский сберегательный» был заключен договор от 14.03.2018 передачи моих личных средств по программе «Пополняемая» члена КПК «Тихоокеанский сберегательный» сроком на 12 месяцев до 14 марта 2019 года под 14% годовых на сумму 400000 тысяч рублей.
По состоянию на 19 марта нынешнего года, обязательства по договору не выполнены. КПК «Тихоокеанский сберегательный» обанкротился. Главный офис КПК находится во Владивостоке ул. Капитана Шефнера, директор А.С. Корсун, временно управляющий Запевалов Е.А.»
Сообщаем вам, уважаемая Анна Григорьевна, что по вашей проблеме писали наши коллеги из вл.ру еще в прошлом году:
«Более миллиарда рублей осталось на заблокированных счетах пайщиков кредитного кооператива в Приморье.
«После вышеуказанных событий кооператив перестал возвращать населению их денежные средства. Куда делся 1 млрд рублей, директор кооператива Коновалова Наталья Витальевна отвечать отказывается», – рассказали пайщики.
Кредитный потребительский кооператив, если говорить простым языком, это объединение физических или юридических лиц для финансирования друг друга в рамках одной организации. Основной целью потребительского кредитного кооператива является финансовая взаимопомощь между его членами. Одни получают деньги на решение своих задач, другие отдают во временное пользование под проценты свои средства.
Для инвесторов кооперативы – это возможность заработать капитализацию за предоставление средств, поскольку в распределении денег кооперативы схожи с микрофинансовыми организациями.
Проценты пайщиков, как правило, гораздо выше банковских. Капитал большинства КПК складывается из личных средств пайщиков, а также привлеченных инвестиций и денег, полученных от непосредственной деятельности.
Офисы во всех городах Приморья закрылись 10 апреля, а позже на дверях появилось объявление – аудит до 7 мая. Но в аудит пайщики не верят, ведь по странному совпадению именно к этому дню Центробанк должен дополнить доказательную базу для суда. Некоторое время кто-то из сотрудников компании отвечал на комментарии разгневанных людей:
«Уважаемые пайщики. Наш с вами кооператив на сегодняшний день находится в трудном положении. Как известно, кооператив – это добровольное объединение пайщиков, созданное с целью взаимопомощи, где все мы, и вы в том числе, несем солидарную ответственность. В данный момент перед кооперативом сложилась высокая задолженность от заемщиков-ЮЛ (юридических лиц. – Прим. VL.ru), которые не выполняют своих обязательств по возврату долгов кооперативу. Соответственно пополнений счетов кооператива не производится, и как следствие – отсутствие финансовой возможности выплатить вам ваши проценты и вернуть сбережения.
На данный момент нами написано заявление в прокуратуру с целью разрешить ситуацию с заемщиками. Предлагаем всем нам объединиться и решать проблему сообща. Для этого необходимо общее собрание. Место и время сообщим дополнительно. Приносим свои искренние извинения, поверьте, нас данная ситуация тоже совсем не радует, и мы всеми силами хотим стабилизировать работу», – говорится в комментарии.
Обещанных собраний так и не произошло. Пайщики нашли в документации КПК странные совпадения: миллионные кредиты, по их словам, выдавались юридическим лицам, преимущественно с хабаровскими адресами. При простой проверке в интернете, как говорят люди, выяснилось, что большая часть из них связаны между собой – один учредитель или директор, или адрес. И эти «юрики» не отдают проценты и сами кредиты.
Деятельность учредителя КПК, ООО «Приморье», прекращена в 2016 году по причине отсутствия отчетности в течение длительного периода. Счета самого КПК заблокированы уже около месяца. При этом пока в официальном реестре кредитных потребительских кооперативов организация значится действующей».
9 сентября, на привокзальной площади Владивостока собрались обманутые пайщики кредитного потребительского кооператива «Тихоокеанский сберегательный». Напомним, в апреле Центральный банк России подал иск о банкротстве финансовой организации, счета были заморожены, телефоны не отвечали, а офисы по всему краю оказались закрыты.
Пайщики рассказали, что первые подозрительные действия руководства кооператива начались в апреле, когда люди стали приходить забрать свои вклады и проценты по ним. Директор кооператива Наталья Коновалова и другие сотрудники старались уговорить их не забирать деньги, а продлить договоры. Позже на дверях отделений кооператива появились объявления «Средства выдаваться не будут из-за проведения аудита», что, по мнению пайщиков, было ложью.
«Она (директор кооператива) уверяла, что все замечательно, но потом вскрылась переписка сотрудников в «Скайпе», где они обсуждали, как уговаривать пайщиков, чтобы они не забирали вклады», – отметила пайщица Елена.
Испугавшись гнева пайщиков, руководство назначило на 4 мая общее собрание в отделении на Дальзаводской, 1. Однако потом, не уведомив всех людей, собрание перенесли в офисы на Народном проспекте, где избрали новое правление кооператива во главе с Виктором Сурконтом. Те, кого об этом оповестили, сообщили, что на встрече было от силы 50 человек. Позже выяснилось, что на собрании был нарушен ряд процедур.
«По закону, пайщики выбирают на собрании своих уполномоченных – по одному от 100 человек. В кооперативе более 3000 пайщиков, а на собрании было всего 28 уполномоченных. При этом некоторые из них вошли в состав правления, а значит, лишаются статуса уполномоченного. Более того, некоторых людей вообще не было на собрании, но их фамилии внесены в список присутствующих», – пояснила пайщица Юлия Александровна.
Новое правление не только не возвращало вклады, но и пыталось настроить одних пайщиков против других. «После избрания нового руководства стихийно возникли группы в WhatsApp. Там были постоянные склоки, администраторы оскорбляли тех, кто выступал против нового правления или задавал неудобные вопросы. Потом мы выяснили, что этим занимались люди, приближенные к правлению. Наверное, они это делали за обещание вернуть свой вклад», – предположила Юлия Александровна.
На тот момент в арбитражном суде рассматривалось заявление от Центрального банка Приморского края о признании кооператива банкротом. По словам пайщиков, у кооператива была задолженность по налогам 700 000 рублей. Однако руководство, имея средства, не спешило ее погашать. Более того, пайщики выяснили, что правление при этом собирало средства с заемщиков и выводило деньги через фирмы-однодневки. К тому же руководство кооператива провело ряд собраний, на которых форсированно исключило из списков более 300 пайщиков.
Летом люди пошли в суды. Сейчас они понимают, что это была ошибка: «Когда вас обворовывают, нужно идти не в суд, а в полицию. В суде дело рассматривают как гражданское, у которого есть сроки давности. Руководство кооператива прекрасно знает об этом. Поэтому всячески затягивает дело, чтобы его закрыли по срокам», – пояснила пайщица Анна.
Всего из 3000 пайщиков в суды и полицию обратились 500 человек. Однако правоохранительные органы заняли пассивную позицию. «Мы писали заявления в полицию. Оттуда их направили в ОБЭП, потом в Следственный комитет в Москву, где нашим делом занимается один следователь. Прокуратура тоже не отвечает», – заметила Юлия Александровна.
2 сентября прошло собрание, где кооператив реорганизовали в некоммерческое партнерство. Теперь люди боятся, что смена формы собственности повлечет за собой отказ от долгов, и люди уже никогда не увидят своих вкладов.
В стране дураков
На сайте народ делится своими мнениями по этому поводу: «Я вкладчица и безуспешно хожу то в ОБЭП, то в прокуратуру, отовсюду одни отписки и придирки. Деньги возвращать отказываются, ссылаясь на их отсутствие. Правление ведёт свою политику. А мы, пайщики, оказались в бедственном положении. Когда прекратится беззаконие? Эта шарашка давала деньги микрофинансовым организациям под неплохой процент. Отсюда и 20% дохода. Сейчас наступили на хвост вот и трещит КПК по швам. Никаких сверхдоходных проектов там отродясь не было.
Рассерженные граждане, вы, видимо, последние 30 лет были в коме. У нас господствует либеральная идеология. Это значит, что все стремятся к обогащению, и все средства, не запрещенные явно законом, для этого хороши. А законы принимают люди, тоже стремящиеся к обогащению.
Каждый волен свободно рисковать своими деньгами ради получения прибыли. Каждый может свободно наживаться за счет окружающих. Читайте Буратино, там наша сегодняшняя жизнь хорошо описана. Никто не виноват. Бухгалтер не виновата, но получила премию 2,5 миллиона рублей. Замдиректора не виновата, но получила премию 2 млн рублей. Директор Коновалова не виновата. Ездит на «Эскалейд», и ещё за ними есть 5 авто, загородное жильё, магазин, бар.
Напомню, что у неё белая зарплата 50-80 тысяч, муж безработный, возит ее, как принцессу, на чёрных джипах. Ещё несколько лет назад эти люди приехали без копейки денег. Беженцы с Украины, откуда все это у них взялось? Хорошая схема, и никто ни в чем не виноват.
Приняли вкладов на 1 миллиард 360 миллионов. Раздали в подставные конторы 1 миллиард 300 миллионов. Фирмы, очевидно, левые, которым неделя была.Выдавали без залога, по 15-20 миллионов. Возврат взятых денег вместе с процентами стоял на конец срока договора, а когда договор заканчивался, они через допсоглашение продлевали срок, то есть люди готовились.
Выводили эти деньги не за месяц, на это ушли годы. Я не юрист, но даже мне понятно, что тяжело будет все это подвести под мошенничество, может, поэтому полиция пока нечего не может сделать. Я так понимаю, что и главные фигуранты особо не скрываются.
Пришел к тебе Петя, предложил вложить 1 лям в дело, обещал через год 2 ляма вернуть, составили соответствующий договор на взаимных условиях. Прошел год, Петя денег вовремя не вернул, куда идти? Можно конечно, и в полицию, а там скажут – идите в суд, так какое здесь мошенничество?..
159 УК РФ – хищение путём обмана или злоупотребления доверием.
Там есть такие «бабушки и дедушки», которые «благодаря» этой афере уже на том свете оказались, не выдержав всего этого кошмара. Кто-то с инсультом, кто-то с инфарктом. И их вам уже никто не покажет.
Ситуация уже много месяцев длится. Мне очень жалко людей, тем более пенсионеров, потерявших, наверное, большие деньги. Но я вынужден согласиться. Я сам видел много раз их рекламу с 20% доходностью, в то время как в банках депозиты были по 6-8% годовых. Простой здравый смысл и элементарная арифметика не позволяли поверить в такую доходность.
А не судьба хоть проценты сравнить, ставку рефинансирования, устав конторы изучить? Ведь вклады не застрахованы – и все же несли бабосы. Наказана даже не алчность, в чистом виде, а обычное невежество, дремучесть финансовая.
Ради высоких процентов они сами были рады обманываться. И да, сохранность вкладов и процентов не гарантируется государством, АСВ с ними не работает, это не банки.
А я опять про классику: вспомним фильм «Приключения Буратино»! Лиса Алиса и кот Базилио пели замечательную песню!!! Просто гимн жуликов!!!
Жалко, конечно, стариков, в очередной раз доверились! Но не позволяйте собой манипулировать! Или не жалуйтесь, сами отдавали! Это же пирамида – было ясно изначально, при обещании прибыли в 25%. Как обычно, кто первый спрыгнул, тот и выиграл. Ну и организаторы, конечно, сами себе кредитов выдали...».
Как прокомментировал «АрсВест» юрист Руслан Ларин, всем обманутым пайщикам необходимо связаться с конкурсным управляющим, чтобы совместно с ним действовать согласно юридических норм. Одна из возможностей – вместе с конкурсным управляющим обратиться в следственные органы за возбуждением уголовного дела, если директор кооператива скрылся вместе с деньгами. Именно через конкурсного управляющего решаются все вопросы по возвращению денежных средств пайщиков. Государство может вернуть до 700 тысяч рублей, если ваш вклад был застрахован, – сказал Ларин.
Впрочем, этим советом многие вкладчики уже воспользовались, но воз и ныне там.
И напоследок, если вы относите свои деньги в такой кооператив, то должны отдавать себе отчет, что можете оказаться в роли «буратин». Видимо, вам эти деньги были нужны, но нужнее лисе Алисе и коту Базилио.
Вероника МАЛИНИНА.