фотоИменно так окрестили вторжение на территорию Международного Центра Рерихов сотрудников Министерства культуры и музея Восток в сопровождении отряда ОМОНА. Вломившиеся не церемонились – взломав дверь и обшарив хранилище и залы из Музея было вывезено 200 картин и артефактов.

Международный Центр Рерихов существует более 25 лет. За этот период его посетили 4,5 млн человек. Числоа более чем внушительное. И всё это время велась большая культурная работа по всему пространству России и за рубежом. Организовывались передвижные выставки, благодаря которым мы, дальневосточники, оторванные от центра, могли познакомиться с наследием великой семьи Рерихов и с творчеством художников, признанных во всем мире – Николая Константиновича Рериха и его сына Святослава Николаевича.

Выставки которые проходили во Владивостоке, Хабаровске, приморской Находке собирали тысячи людей, желающих прикоснуться к искусству наших великих соотечественников. Как правило к подобным событиям были приурочены конференции, концерты, встречи с людьми, которые привозили картины и являлись сотрудниками МЦР.

Невозможно передать словами ту атмосферу встречи с прекрасным, которая сопровождала выставки. Тысячи людей уходили возвышенные, напитавшие свои души чистой энергетикой красоты и гармонии, которая струилась от картин. Для многих эта встреча с прекрасным стала причиной пробуждения собственных скрытых талантов – поэтического дара, художника и т.д. Свет, изумительный свет, исходящий от картин, вдохновил многих на деятельную работу в этом направлении и позднее были созданы общества Рерихов в городах, которые их принимали. И несмотря на сложные времена, в них ведется постоянная культурная работа и вплоть до 2015 прием выставок, которые присылал МЦР, работая по всему пространству России.

Многие, созерцая прекрасные полотна, мечтали побывать и в самом музее в Москве. Осуществила свою мечту и я, побывав в Музее им. Николая Рериха. Он находится в самом центре столицы, недалеко от Кремля в отреставрированной усадьбе Лопухиных, являющейся памятником архитектуры.

Музей произвел на меня ошеломляющее впечатление. И картины, и экспозиции, и люди, которые работали там. Он оснащен по последнему слову – есть интерактивные аналоги представленных экспозиций, картины и залы находятся в идеальном надлежащем виде. Здесь есть хорошо оборудованное хранилище для произведений искусства и других артефактов, составляющих наследие.

О судах и той борьбе, которую ведет Минкульт и Государственный музей Востока против общественного музея им. Н. Рериха, вынуждая их защищаться, известно давно. Она началась в начале 1990-х и не прекращается до сих пор. Но то, что произошло 7 марта 2017 года, не вписывается ни в какие рамки цивилизованных отношений между государством и общественным музеем.

Когда я смотрела сюжет на эту тему по 1 каналу, было такое ощущение, что на дворе не 2017 год, а 1937 год. Именно в те годы беспредела и безнаказанности и творились подобные темные дела. Формально вроде бы всё ясно – есть прецедент, изымаются картины, подаренные меценатом Булочником, банк которого обанкротился, а под эту марку тащат всё, что попадается под руку. И даже те документы из архивов и картины, которые к данному делу не имеют никакого отношения.

И как же это назвать, если не грабежом с большой дороги, прикрытым разного рода формальными поводами? Ведь не секрет, что поднятое из руин, отреставрированное всем миром на народные деньги, здание в центре Москвы стоит миллионы долларов, а картинам и вовсе цены нет – они бесценны как произведения искусства и национальное достояние страны.

Основу коллекции на которой и был основан МЦР составляет наследие семьи Рерихов, переданное в дар России гражданином Индии Святославом Рерихом. Доверенным лицом была первый президент музея Академик Людмила Васильевна Шапошникова. Это наследие она привезла в Москву и постепенно стала воссоздавать с коллективом единомышленников усадьбу Лопухиных. Музей имел статус общественного, это было непременное условие С. Рериха при передаче наследия.

Со временем Центр вырос и стал вести большую культурную работу не только в России, но и по всему миру. Музей имеет много наград за свою подвижническую деятельность. МЦР номинирован на Нобелевскую премию мира, и этот факт говорит о многом. И потому чудовищный акт изъятия картин в музее вызвал шок во всем кульурном сообществе. Достоверной информации по этому поводу хватает – петиции и посты в социальных сетях и на официальном сайте МЦР.

фото

9 марта в музее прошла пресс-конференция, на которой сотрудники МЦР во главе с Александром Васильевичем Стеценко, рассказали о том, что в действительности произошло 7 марта в музее. Факты, которые они изложили вызывают сильное возмущение.

Все началось с выламывания дверей ОМОНом, а когда вломившиеся попали на территорию музея, не церемонясь и по «хозяйски», упаковывали то, что лично им приглянулось. Сотрудникам музея предлагали подписывать липовые постановления, а когда они отказывались, ОМОН ставил их лицом к стене. Об этом рассказал на пресс-конференции Александр Прохорычев, работающий в музее.

Еще в начале 2000-х Саша сопровождал выставки, которые привозили в Находку, и я запомнила его как интеллигентного, спокойного человека. Целые сутки люди, оставшиеся в музее, не имели возможности элементарно поесть, а в туалет желающих водил ОМОН под конвоем (!). При этом они позволяли себе оскорбительные замечания по поводу музея и его экспозиций. Тупое и наглое невежество в масках и с автоматами прикрывали самоуправство, как мы считаем, К. Рыбак и Мкртычева, представляющих Минкульт и музей Востока.

И вот еще одна новость – 21 марта по иску Минкульта и музея Востока суд постановил расторгнуть бессрочный договор аренды общественного музея Н. Рериха. Чтобы прояснить ситуацию, я связалась с научным сотрудником МЦР Ириной Юрьевной Дьяченко и хочу процитировать ее письмо. Оно и о событиях 7 марта и о том, что произошло позднее.

«7 марта на нескольких машинах рано утром приехали сотрудники Минкульта, музея Востока и ОМОН. Заблокировали ворота, усадьбу и флигель и даже наш научный комплекс. Везде прошли обыски, якобы, по уголовному делу Булочника. Конфисковали картины, которые якобы куплены на ворованные деньги, но под это дело со стен снимали и другие картины. Забрали все дарственные на картины и даже их копии.

Забрали все документы Советского фонда Рерихов, которые к Борису Ильичу никакого отношения не имеют. Когда все это происходило, представитель Минкульта Кирилл Рыбак сказал, что они еще приедут и не один раз (!). 21 марта суд вынес решение выселить нас из усадьбы, потому что мы ее «неправильно» содержим. Но прошлогодние проверки Минкульта и того же музея Востока показали, что здание находится в образцовом состоянии.

Федеральные СМИ преподносят информацию в искаженном виде. Про это молчит вся музейная общественность. Ни один деятель культуры публично не высказался в защиту музея. Нас поддерживает только Анатолий Карпов – председатель совета попечителей музея, который четко объясняет позицию С. Рериха по созданию им «общественного музея».

фотоМузей продолжает работать. Работал он и 8 марта, когда его сотрудники, рассказывали посетителям о том, что произошло. Его стены полупустые, достаточно посмотреть те фотографии, которые есть на официальном сайте. Но новые картины не вывешивают, весь коллектив ждет, когда изъятые вернут на место.

Об этом вопиющем факте нельзя молчать. Поскольку есть угроза как вреда, нанесенного картинам из-за ненадлежащего хранения (а музей Востока этого обеспечить не может), так и расхищения под шумок бесценного достояния, подаренного русскому народу. Но ведь не для палат олигархов создавалось все, во что вложен колоссальный труд, и годы напряженной работы.

И потому нельзя замалчивать правду о произошедшем и не просто просить, а требовать справедливости. На сайте МЦР каждый, кому дорога русская культура может поставить свою подпись против разгрома музея. Это может сделать каждый неравнодушный человек, который считает, что искусство великих людей, наших соотечественников, нужно беречь и защищать, а не растаскивать по аукционам.

Анна Тарабрина, фото: to-world-travel.ru