В начале марта Приморская краевая прокуратура сообщила о полном погашении задолженности перед бывшими работниками «обанкроченного» ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания». Работу по погашению долгов прокуратура проводила совместно с конкурсным управляющим ЗАО «ТМК» Игорем Леташем.
За почти 20 месяцев, с тех пор, как ЗАО «ТМК» было объявлено банкротом, Игорь Анатольевич – третий конкурсный управляющий этой компании.
Игорь Леташ работает арбитражным управляющим с 2008 года. Имеет большой опыт по осуществлению процедур банкротства предприятий не только в родной Магаданской области, но и в других регионах страны. О том, как была погашена задолженность перед работниками ЗАО «ТМК» и в целом о своей деятельности он рассказал нашему изданию.
– Меня пригласили сюда через длинную цепочку знакомых, – рассказывает Игорь Леташ. – Сказали, что в ЗАО «ТМК» срочно нужен арбитражный управляющий. Ранее я лишь немного был наслышан об этом предприятии. Посмотрел его активы, выяснил, что задолженность компании превышает 8 миллиардов рублей. Очень серьезным был вопрос с выплатой заработной платы.
В марте 2015 года на предприятии числилось более полутора тысяч человек, которым в апреле 2015 года были вручены уведомления о сокращении. Соответственно, за очень короткий промежуток времени в связи с массовым увольнением работников возникла обязанность у работодателя-банкрота в выплате зарплаты.
Плюс, необходимо было произвести компенсационные выплаты, положенные по увольнению. А зарплата здесь была приличная, даже по меркам Магаданской области. Этот вал увольнений и стал причиной увеличения объема невыплаченных долгов перед работниками и резко возросшей социальной напряженности.
Весной 2016 года работники о своем бедственном положении рассказали во время прямой связи президенту страны.
Хотя все это можно было сделать «мягче»: увольнять людей постепенно, продолжая осуществлять хозяйственную деятельность по обслуживанию дорог и мостов. За обслуживание получали бы деньги и тут же гасили бы заработную плату, какие-то иные выплаты. Но сделали так, как сделали.
В начале марта 2017 года задолженность по заработной плате была закрыта полностью. С 19 августа 2015 года – с момента введения процедуры банкротства – конкурсное производство, по март 2017 года погасили долги на сумму 217 248 889 рублей 23 копейки. Это по данным бухгалтерии ЗАО «ТМК».
– Откуда взялись эти 8 миллиардов задолженности?
– Основной кредитор «Тихоокеанской мостостроительной компании» – ФГУП ГУСС «Дальспецстрой России», предприятие, которое являлось генподрядчиком на строительстве космодрома Восточный. Тогда как ЗАО «ТМК» там было субподрядчиком. У ЗАО «ТМК» имеется задолженность перед «Дальспецстроем» в сумме более 3,6 миллиардов рублей.
В то же время «Дальспецстрой» за оказанные услуги должен значительную сумму ЗАО «Тихоокеанской мостостроительной компании». В свое время до начала процедуры банкротства компании не сделали взаимозачеты, а во время процедуры банкротства все взаимозачеты запрещены. Сейчас я не могу выплатить деньги «Дальспецстрою», потому что надо закрывать текущую задолженность, они не могут вернуть деньги, потому что у них идет реорганизация.
– Кому еще было должно ЗАО «ТМК»?
– У предприятия было много контрагентов, которые оказывали услуги по перевозке, предоставлению материалов, выполняли работы на объектах строительства (субподрядчики) и так далее.
В процессе нормальной хозяйственной деятельности любая организация имеет как задолженность перед кем-то (кредиторы), так этой организации тоже кто-то должен (дебиторы). В связи с тем, что компания очень крупная, объем работы осуществляла очень большой, соответственно, дебиторская и кредиторская задолженность ЗАО «ТМК» была в разы больше, чем у любых небольших компаний.
– Дебиторская задолженность превышала кредиторскую?
– Нет, она была меньше. Но нельзя думать, что если вернуть все средства, которые тебе кто-то должен, и расплатиться ими с кредиторами, то все будет хорошо. Если у предприятия есть долг в размере больше 300 тыс. руб. и он не выплачивается в течение установленного законом о банкротстве времени, то есть три месяца, то любой из кредиторов имеет право направить в суд заявление о признании предприятия банкротом.
По сути, «обанкротить» можно любое предприятие, было бы у кого-то на то желание. Возможно у кого-то появилось желание убрать это предприятие с рынка.
– Об этом можно только гадать?
– Я не знаю. По крайней мере, заявителем по делу о банкротстве стало уссурийское предприятие ООО «Комплект-Сервис». ЗАО «ТМК» имело задолженность перед ним в пределах 98 миллионов рублей. По заявлению ООО «Комплект-Сервис» было возбуждено дело о банкротстве ЗАО «ТМК».
И тогда остальные кредиторы, опасаясь, что начнется банкротство, а им ничего не достанется, тоже пошли в суд с соответствующими заявлениями о включении их требований к ЗАО «ТМК» в реестр кредиторов. Всё это произошло еще на стадии процедуры наблюдения предприятия в 2015 году.
– Сколько человек сейчас работает в структуре компании?
– Около 20 человек: в Уссурийске в головном офисе, там же, в районе Доброполья и на улице Целинной, а также на базе во Владивостоке (филиал). Это бухгалтерия, сотрудники производственнотехнического отдела, заведующий гаражом, механик и еще ряд работников. На момент моего прихода в ЗАО «ТМК» работало около 50 человек, часть из которых – 30 сотрудников были сокращены после 10 мая 2016 года.
– Они получают заработную плату?
– Да. На сегодняшний день задолженности по зарплате нет: ни у тех, кто все еще работает, ни у тех, кто уже покинул компанию.
– С работниками рассчитались. Как быть с кредиторами: им что-то вернули?
– У нас два основных «залоговых» кредитора – это ПАО Сбербанк и банк «Приморье». Банку «Приморье» погашено около 43 млн руб., «Сбербанку» – немногим более 350 млн. И в ближайшее время планируется перечислить Сбербанку еще порядка 70 млн из денежных средств, поступивших от продажи «залогового» имущества.
Еще часть задолженности будет погашена несколько позже. Предполагаю, что размер погашенной банкам задолженности будет более половины от суммы, которую должна им компания. Но закрыть все долги ни банкам, ни другим кредиторам, естественно, возможным не представляется. Понятно, что на 8 миллиардов у компании имущества нет.
Если бы предприятие реализовывало имущество по первоначальной стоимости, которая была утверждена в суде, мы смогли бы выручить значительно больше средств – примерно 40-50% от требований, имеющихся к ЗАО «ТМК». То есть, из 8 миллиардов рублей можно было бы «закрыть» 3-4 миллиарда.
Сейчас уже точно можно сказать, что и эту сумму вернуть будет нереально, тем более с учетом того, что часть имущества должника вообще не пользуется спросом у покупателей.
О том, как фактически реализовывается имущество, можно сказать на примере продажи спорткомплекса «ТМК» (там в свое время проводили сборы команды «Луч-Энергия» и «Спартак-ВГУЭС» – авт.) в г. Уссурийск. Его начальная стоимость составляла 222,8 миллиона рублей. За эту сумму спорткомплекс никто не приобрел.
На повторные торги он был выставлен за 200,5 млн. Но и за эту сумму его никто не выкупил. Мы встречались с главой администрации Уссурийского городского округа, который заверил, что 200 млн у муниципалитета нет, но, чтобы оставить его для горожан, предусмотрено в бюджете на конец 2016 года 100 млн руб. На повторных торгах комплекс все также никто не приобрел.
Подошло дело к 100 млн, а администрация города так на торги и не вышла. Далее спорткомплекс был выставлен в торги посредством публичного предложения, минимальная цена которого в последнем периоде приема заявок на участие в торгах (с 06.03.2017 по 13.03.2017) составила 50,1 млн. Но и за эти деньги этот комплекс никто не купил.
– А помимо администрации УГО, больше нет желающих приобрести спорткомплекс?
– Информацией о желающих приобрести это имущество я не располагаю. Представители «залогового» кредитора – ПАО Сбербанк говорят о том, что у них есть покупатель, который готов купить спорткомплекс за 30 млн. Но это же смешно – предлагать за такое сооружение 30 млн при его начальной стоимости в 220 млн!
Аналогичная ситуация прослеживается и с реализацией техники, оборудования. Например, асфальтобетонный завод в г. Уссурийске, при стартовой цене в 35 млн руб. был продан за 15,8 млн руб.
– Как долго еще будет длиться процедура возвращения долгов?
– Пока рано говорить о завершении этой процедуры. С мая 2016 года по состоянию на середину марта я провел 28 торгов. Грубо говоря, торги проходят каждые десять дней. Нет физической возможности выставить в торги все оставшееся непроданное имущество.
11 марта объявлены очередные торги. На продажу выставлено 205 вагончиков-бытовок, жилых модулей. В их числе должны быть и те, на которых работники писали знаменитое обращение к Путину с просьбой о помощи (снимок слева). Если, конечно, эти надписи уже не закрасили. На торги еще не выставлялись мебель, оборудование и многое другое.
– На сегодняшний день это самое крупное предприятие, в котором вы работали конкурсным управляющим?
– Я стараюсь не оперировать терминами «крупное» и «не крупное» предприятие. Для меня определяющим является наличие или отсутствие долгов по заработной плате. Если задолженности перед работниками нет, работать с таким предприятием намного проще. По ЗАО «ТМК», в связи с имевшимися большими долгами перед работниками мы 8 месяцев работали совместно с прокуратурой: и с городской, и с краевой.
Лично мне очень жаль, что называется, «до слез», что развалилась такая компания. Предприятие было крупнейшим налогоплательщиком Приморского края.
Подобная история была в моей практике, когда я с 2008 года работал конкурсным управляющим магаданского предприятия – ФГУП РФ «Авиакомпания «Магаданские авиалинии». Эту компанию создавал губернатор Магаданской области Валентин Иванович Цветков.
Банкротство предприятия наступило, грубо говоря, через полгода после того, как не стало губернатора. Пришел новый «хозяин» региона, которому собственная магаданская авиакомпания оказалась не нужна. Больше тысячи человек были уволены. Практически весь поселок Сокол, где находится аэропорт и проживали работники авиакомпании.
У компании было 8 самолетов. 2 из них, находившихся в более или менее приличном состоянии, продали за нормальные деньги. Остальные с момента введения процедуры банкротства в 2005 году побросали, частично в Минводах на ремонтных базах, частью – в Москве. И воздушные суда просто сгнили.
Как и в случае с ЗАО «ТМК», до меня там поработал конкурсный управляющий, который, на мой взгляд, не совсем верно расставил приоритеты при проведении процедуры банкротства, в течение 3 лет занимался банкротством авиакомпании, а потом написал заявление и ушел.
У предприятия на тот момент имелась задолженность, насколько я помню, в размере 128 млн руб. перед 750 работниками. Слава Богу, с задолженностью по заработной плате все было решено положительно.
Половину суммы долга закрыли за счет продажи имущества. Еще половина в размере около 67 миллионов, была погашена за счет выделенной из федерального бюджета помощи в виде субвенции. Требования реестровых кредиторов авиакомпании вообще не были погашены.
Роман ВИНОКУРОВ, фото: anews.com