Через 100 лет Россия рискует оказаться без деревень. Такой прогноз опубликован в докладе Центра экономических и политических реформ. И далеко не последнюю роль в этом процессе играет афера с землей.
Земельная реформа, убеждали нас, затевалась во благо. На деле она оказалась хорошо продуманным планом ликвидации крупных хозяйств и возвращения к прошлому, с латифундиями, помещиками и вечными их рабами – безземельными крестьянами.
При нынешнем разграблении сельского хозяйства земля, пожалуй, – последнее, оставшееся в селе, богатство. За нее и бьются, нередко нарушая все законы, в том числе и нравственные.
Нет, с вилами, как до революции, друг на друга не бросаются. В ход идут другие, не менее эффективные, средства. Тут сельский мужичок заведомо в прогаре. Если вилами он владел раньше так же виртуозно, как сосед, то судебные тяжбы, юридические выкрутасы нашего стремительно меняющегося законодательства для него – темный лес. Здесь он не на равных с теми, для кого земля – средство не производства, а личного обогащения.
В публикации «На чужой землице – урожай сторицей?» мы уже рассказывали поразительную историю о том, как у крестьянина отобрали землю, которую он с сыном обрабатывал почти 20 лет.
Житель села Чкаловского, инвалид Мухтар Абитжонович Мансуров приехал по переселению на Спасскую землю в 1985 году – русский по матери и по духу человек с непривычным именем-отчеством. Работал в Свиягинском совхозе, а через три года решил хозяйствовать на земле самостоятельно. Выделили ему 5 гектаров из бывших совхозных земель под личное подсобное хозяйство, а в 2013 году он купил еще 6 гектаров у односельчанина. Начал их оформление, да серьезно заболел. А в это время земля перешла в собственность фирмы «Логос и Ко», один из учредителей которой – бывший вице-губернатор Юрий Попов.
Мы высказывали в статье надежду, что суд вынесет справедливое решение – без оглядки на чины и звания. Да, видно, верно говорится: «С сильным не борись, с богатым не судись». Остался крестьянин без земли…
Сегодня мы расскажем еще одну историю. Речь в ней снова пойдет о земле-кормилице.
Есть в Спасском районе отдаленное село – Новорусановка. Эти места когда-то облюбовали переселенцы из центральной России – казаки. Земли – не меряно, климат благодатный, живи, трудись, богатей!
При коллективизации в годы Советской власти здесь образовался колхоз «Русановский» и существовал до самой «перестройки». А потом его признали банкротом. Не стало хозяйства – захирело село.
Крестьяне подались на заработки. Бывшие механизаторы нанимались на погрузку угля для северных районов Дальнего Востока, женщины оставляли детей на стариков и ехали на Русский остров, устраивались уборщицами в Дальневосточный федеральный университет. Плодами личного подсобного хозяйства не проживешь. Деньги нужны: в школу ребятишек собрать, лекарства купить, день рождения или свадьбу справить…
У каждого колхозника остался на руках пай – 10,5 гектара. Пока, так сказать, виртуальный: без оформления права собственности на этот клочок земли она что есть, что ее нет. И тут, казалось, явился спаситель. Вот как преподносит историю сам Александр Павлович Лисица:
«В 2011 году в Администрации Спасского района мне было предложено стать председателем колхоза «Русановский», и я согласился. После того, как решением Арбитражного суда была начата процедура банкротства, назначили конкурсного управляющего. Вот тогда я и решил попытаться возродить колхоз.
В начале 2012 года был переизбран на должность председателя колхоза «Русановский» и стал реализовывать свои планы. Для решения финансовых вопросов нужны были деньги. Колхоз «утонул» в долгах. Получить же кредиты оказалось невозможно, так как отсутствовали основные средства, которые можно было предложить в качестве залогового имущества.
Я видел единственную возможность – найти инвесторов, которые согласятся вложить деньги в развитие колхоза. В департаменте сельского хозяйства краевой Администрации посоветовали оформить земельные участки в собственность либо колхоза, либо колхозников, чтобы использовать их, как залоговое имущество. Вот тогда, в июне 2012 года, я и собрал пайщиков.
На собрании обсуждалась проблема восстановления колхоза за счет оформления земельных паев граждан в их собственность и наделения меня полномочиями для подготовки необходимых документов, чтобы впоследствии использовать земли для получения инвестиций».
Верил в это сам Александр Павлович? Наше государство содержит огромную армию чиновников, выплачивает зарубежным странам долги естественных монополий и крупного бизнеса, но отказывается простить их крестьянам. Какой смысл брать кредит под губительные проценты, чтобы всего-навсего погасить задолженность колхоза-банкрота по налогам? Другое дело, если начать работать с нуля, использовать эти деньги для развития производства.
Людей смутил в доверенности пункт о возможности продажи земельных участков. Однако Лисица сумел убедить их, что он указан формально, так как содержался в стандартном образце.
«В связи с тем, что денег на оформление земли у колхоза не было, я решил обратиться к своему знакомому, Станиславу Викторовичу Стефановскому, который держал фермерское хозяйство в селе Степном, с предложением оказать помощь в финансировании оформления документов на получение права собственности на земельные паи колхоза «Русановский». Он согласился, – говорит Лисица. – Причем на безвозмездной основе».
Меценатом Станислав Стефановский, конечно, не был. Он намеревался создать ООО для занятия сельскохозяйственной деятельностью, с условием, что земельные паи бывших колхозников войдут в его уставной капитал.
«Стефановский конкретно сказал, что в доверенностях на оформление земельных паев в собственность граждан нужен пункт, дающий право последующей продажи земельных участков, – убеждал потом следователей Лисица. – Я согласился. В 2013 году, в июне или июле, Стефановский стал давить на меня, требуя ускорить оформление земельных паев».
Отношения между партнерами ухудшились. Как утверждает Лисица, он вскоре понял, что предложенная Стефановским схема перевода земель в собственность ООО приведет к полному распаду колхоза, а люди останутся у разбитого корыта, и отказался участвовать в этом. Станислав стал требовать с него либо выплатить 1500 000 рублей, которые, якобы, затратил на оформление земельных паев, либо продолжать делать то, о чём договаривались:
– Я отказался и пообещал вернуть ему деньги.
У Станислава Стефановского иная версия событий.
Когда ему попался на глаза образец доверенности на имя Лисица, в котором имелся пункт, дающий тому право не только на оформление земель в собственность, но и на последующую продажу земельных участков, он был сильно удивлен, поскольку на собрании в Новорусановке договорились: земля никому продаваться не будет.
После этого он встретился с Лисицей и спросил, почему в доверенностях указан данный пункт. Александр Павлович сказал, что это стандартная фраза, и всё будет, как они договаривались. Чтобы Лисица не смог продать землю, он решил подстраховаться и оформить ее в долевую собственность граждан не одним участком (площадь земельных паев составляла около 1000 гектаров), продать который не составило бы труда крупной компании, а разделить массив земли на 10 частей. Земельные участки по 100 га, да еще находящиеся в разных местах, вряд ли заинтересовали бы серьезного покупателя.
Весной 2015 года Лисица после межевания земельных участков и присвоения им кадастровых номеров обратился в Росреестр с целью оформления их в долевую собственность граждан. Начался конечный этап оформления земельных участков. Получение свидетельств о праве собственности на землю планировалось на июнь 2015 года.
9 июня 2015 года Станислав Викторович поехал в Забайкальский край, где планировал купить племенной скот. Перед отъездом встретился с Лисицей и обговорил с ним, что после его возвращения нужно собрать собрание жителей Новорусановки по вопросу вступления их в созданное им ООО «Святой Александр». Лисица должен был занять в Обществе должность исполнительного директора и работать за заработную плату.
Когда фермер вернулся, то попытался связаться с Александром Павловичем и узнать, как идет подготовка необходимых документов, но на телефонные звонки Лисица не отвечал. В администрации же района Александра Павловича видели постоянно, так как он выставил часть земельных участков на продажу по цене 200 тысяч рублей за долю каждого собственника.
К началу лета 2015 года Лисица получил свидетельства о праве собственности на земельные паи десяти граждан и, по его словам, намеревался передать их пайщикам.
Тут на «сцене» появляется новое лицо – житель Надеждинского района Захар Викторович Лосевский, который занимался юридическими вопросами по процедуре банкротства колхоза.
«Для вывода хозяйства из банкротства необходимо было внести часть долга, образовавшегося перед кредитором в лице налоговой инспекции. Лосевский предложил выкупить земельный участок площадью 105 га, состоящий из 10 долей, принадлежащих жителям села Русановка. И я решил продать его Захару Викторовичу за 200 000 рублей, – говорит Александр Павлович Лисица. – Деньги я намеревался передать собственникам земли и уговорить их использовать для погашения долговых обязательств колхоза».
Так, злоупотребив доверием людей, воспользовавшись тем, что Стефановский, который финансировал оформление земельных участков, убыл за пределы Приморского края, Лисица продал земельные доли Лосевскому.
Покупатель, по его словам, не знал, что сделка совершена против воли доверителей, чьи интересы представлял Лисица, и передал ему 200 тысяч рублей. Александр Павлович уверяет, что руководствовался только интересами колхозников. А на языке закона эти действия именуются «хищением права собственности на землю, путем злоупотребления доверием, в особо крупном размере (реальная стоимость земельного участка – 4 миллиона 337 тысяч рублей) и причинение его собственникам материального ущерба в крупном размере» (433 тысячи 700 рублей каждому).
Довести дело до конца помешала сущая мелочь. При проведении правовой экспертизы документов в Спасском МО Управления Росреестра по Приморскому краю обнаружили, что паспорт одного из собственников земельного участка просрочен и подлежит замене, о чём он и был извещен. После того, как обман открылся, люди обратились в правоохранительные органы, а некоторые сельчане аннулировали выданные Лисице доверенности. Сделка не состоялась, и 200 тысяч рублей пришлось вернуть Лосевскому.
Но такие «мелочи» уже не смущали Александра Павловича. При допросе он объяснит это тем, что Стефановский, якобы, жестко требовал вернуть ему полтора миллиона рублей.
20 июня 2012 года Лисица получил доверенности от имени Сергея Александровича Г. и Владимира Федоровича Г. на оформление и продажу их земельных паев. Причем по его просьбе подписала документы …их соседка, которую Александр Павлович ввел в заблуждение, сообщив ей, что Сергей Александрович и Владимир Федорович просили ее представлять их интересы при подписании доверенностей.
19 февраля 2015 года, зная, что доверенность Виктора Александровича Г. аннулирована еще 29 мая 2013 года по причине утраты доверия к нему, Лисице, Александр Павлович воспользовался, считаем, фактически подложным документом и получил свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 25:16:010101:91. То же самое он проделал с отозванными доверенностями его жены Галины Михайловны Г. и ее отца Михаила Николаевича П., которого уже не было в живых.
Вот что рассказала Галина Михайловна:
– В мае 2013 года до меня дошел слух, что Лисица планирует продать земельные паи жителей нашего села. Встретив Александра Павловича, задала ему вопрос в лоб. Он поклялся, что это досужие разговоры.
Когда Галина Михайловна заявила, что больше не доверяет ему и хочет отозвать доверенности, ранее выписанные на его имя, Лисица поклялся своими детьми, что планов по продаже земли у него нет. И всё-таки женщина настояла на своем. Они вместе поехали в Администрацию Спасского сельского поселения, где Галина Михайловна и написала заявление об отзыве ранее данной доверенности. Позднее это сделали и ее родственники.
Получив на руки распоряжения об аннулировании доверенностей, Г. уведомила об этом налоговую инспекцию, Ростехнивентаризацию и Управление Росреестра и пребывала в уверенности, что Лисица уже ничего с их паями сделать не сможет.
Незадолго до смерти отец написал завещание на внука на все свое имущество. После того, как Михаил Николаевич П. умер, Галина Михайловна позвонила в районную Администрацию, чтобы узнать, как решить вопрос с земельным паем отца. И ей ответили, что Александр Павлович Лисица уже получил свидетельства на право собственности на эти земельные паи. Сельчанка обратилась в прокуратуру города Спасска и написала заявления от своего имени и за мужа. Галина Михайловна считает, что Лисица использовал отозванные доверенности умышленно, намереваясь продать землю в будущем.
Спасскому районному суду, куда направлено подписанное прокурором Спасска Алексеем Викторовичем Корочиным обвинительное заключение, придется прояснить многие моменты этой непростой истории. В первую очередь, выяснить, виновен ли Александр Павлович Лисица в совершении инкриминируемых ему преступлений. Сам он так не считает и настаивает, что действовал исключительно в интересах колхоза и его пайщиков.
Ольга Купчинская, руководитель Спасского филиала РДО «Хранители закона».
Информация предоставлена прокуратурой г. Спасска-Дальнего.
Рисунок: dsnews.ua