Наводнение?! Да, и наводнение! Искусственное, созданное во многом усилиями человека. Человека жадного, неумного и жаждущего ухватить всё себе, «до себе», как говорится у украинцев…
Снесены дома, поля, огороды, урожай, дороги превратились в полноводные реки, есть погибшие. Конечно, пострадавшим помогали, чем и как могли. Сначала спасали людей – и тех, кто сидел на крышах, и тех, кто ожидал помощи в частично уцелевшем жилье или дворе. Им доставляли одежду, еду, воду, учебники для детей, доски – для восстановления жилья… Да что вспоминать сейчас этот страшный сентябрь!
А вспоминать стоит, потому что жертвы и разруха – дело не только стихии, но и человеческой жадности и глупости.
Почему? Да потому, что пилят лес все, кому не лень! Леспромхозы – от крупных компаний до «единоличников», так сказать. Лесовозы везут брёвна к границам и портам ночью и днем, вырубается лес нещадно и беспощадно, законы не соблюдаются – ни государственные, ни природные, ни человеческие…
Природа – наказывает нещадно. Как в этом сентябре. Посмотрите, вспомните эти тропы, превратившиеся в бешеные потоки, посмотрите на эти затопленные дома и огороды, людей на крышах…
И это происходит в одной из самых богатейших лесных зон Земли!
И не надо винить погоду, циклоны, тайфуны – это не они нещадно рубят леса, оголяя склоны!
Это – жадность человеческая, иногда – глупость, чаще – преступное, считаю, нарушение законов. И не только отдельными людьми, но и властями, идущими им навстречу.
Вот пример.
Владивосток, март-апрель 2016 год. Академгородок. Акция протеста. На акцию протеста вышли сотрудники Дальневосточного отделения Российской Академии наук.
29 марта сотрудники институтов ДВО РАН с утра обнаружили десятки деревьев перед Биолого-почвенным институтом, перевязанных синими лентами. Это означает, что на данном участке произведен кадастровый учет деревьев.
«Я звоню в управление охраны окружающей среды господину Бибикову, спрашиваю – что вообще происходит, – рассказывает научный сотрудник биолог Татьяна Вшивкова: на этом участке произвели подеревную съемку. Заказать ее, дескать, может любой желающий. Следующим этапом станет выдача заказчику порубочного билета»…
Как отметила Татьяна Вшивкова, подеревная съемка – весьма дорогостоящее предприятие, и по карману оно далеко не каждому. Данный вопрос ей уже удалось обсудить с мэром Владивостока Игорем Пушкаревым. Она общалась с ним на заседании штаба Общероссийского народного фронта. Он «мне сказал, что администрация города что-либо исправить в данной ситуации бессильна. Земля принадлежит не городу, а краю. Если городские власти откажут в выдаче порубочных билетов, то на них могут подать в суд за неисполнение поручений краевого аппарата. При этом он сообщил, что только 2 процента таких участков выдается многодетным семьям. Остальные попросту идут на продажу», – рассказала Татьяна Вшивкова. Но дело совсем не в «многодетных семьях».
На небольшую протестную акцию возле Биолого-почвенного института собралось несколько десятков человек, сотрудников ДВО РАН. Прибыла на место акции и полиция. Правоохранители сообщили, что если на этом стихийном мероприятии появится хотя бы одна листовка или плакат, то нарушителей заберут в участок, а собрание разгонят. Обошлось без эксцессов.
Но под участки забирают не только этот массив, неподалеку неизвестные люди разбили на участки еще один лесной массив: «Приезжали мужчины на джипах, обследовали участки, делили территорию. Поделили вообще всю землю, даже ту, что приватизирована владельцами гаражей. Они так и не представились, сказали лишь, что земля продана и с весны там начнут строить, когда закончится мораторий на рубку леса».
Представитель управления ФСБ по Приморью сообщил, что данные действия имеют признаки уголовного преступления, и поэтому ученым нужно написать заявление в соответствующие органы. Академик Юрий Журавлев добавил, что речь в заявлении пойдет не только об участке перед Биолого-почвенным институтом. «Раньше эти лесные массивы были неприкосновенными, находились в зеленой зоне. На сегодняшний день они каким-то образом выпали из нее, и как это произошло – не очень понятно. Очевидно, что без нарушений здесь не обошлось… Развитие Владивостока происходит в отсутствие городского плана. Его принятие постоянно затягивают: с середины 2015 года перенесли на 1 января 2016-го, потом еще дальше. Как я понимаю, его принятие оттягивают до тех пор, пока лучшие куски не будут разделены между заинтересованными лицами» (по сообщениям РИА «Восток-Медиа»).
На днях в этой фантастической истории попытались разобраться члены Общественного народного фронта. Выяснилось, что за планами строительства стоит (в том числе) известная «Аркада», что прикинута разметка участков, что будущих «владельцев» не смущает соседство с научными лабораториями, близость с которыми может быть опасна для жизни. Но самое интересное в этой встрече «народников» Общественного фронта, исполняющего (по возможности) указы президента: на заседание приморского Народного Фронта не пришли главные чиновники краевой и городской администрации, отвечающие и за раздачу земель (особенно пригородных), и за контроль над использованием пригородных земель и лесов: ни Н. Соколова, директор департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, ни А. Бибиков, и.о. начальника управления охраны окружающей среды и природопользования администрации г. Владивостока. Остальные представители чиновного ранга не могли сказать ничего ясного и точного.
Академики и ученые пока намерены твердо добиваться своей цели – не допустить захвата земель и вырубки деревьев. Обращение к Президенту Владимиру Владимировичу Путину уже отправлено.
20 октября во Владивостоке начинает работу очередной Международный экологический форум.
Анна СЕЛЕЗНЕВА, фото Дмитрия РУДАКОВА.