Это не в Приморье случилось, но в России. И не в Чечне, кстати. Случилось это в Краснодарском крае. Это тоже, в общем, окраина России. Причем своеобразная окраина. В этом крае, кто не помнит, находится станица Кущевская, где живут казаки, где этих казаков подчинила себе банда Цапков, где это «подчинение» закончилось массовым убийством – ну, эту историю все помнят.
Бандиты Цапки убили семью и гостей (включая детей) сопротивлявшегося. Остальные казаки подчинялись и молчали, как говорится, в тряпочку. После этой истории для меня казаки стали просто ряжеными. Костюм есть, форма, а содержание, казачий дух, испарился.
Губернатору Краснодарского края Ткачеву ничего за Кущевку не было. Более того, через некоторое время он, крупный землевладелец, стал министром сельского хозяйства.
В Краснодарском крае, как и по всей стране, летом бывают пожары. Помните, несколько лет назад были большие пожары в европейской части России? Когда выяснилось, что у МЧС (а пожарные относятся к МЧС) нет оборудования для тушения таких пожаров? Ну то есть не вообще нет, но не хватает? Тогда добровольцы (или, как это называется нынче, волонтеры) покупали оборудование и вообще снарягу за свой счет для пожарных – и сами ехали тушить. Так в России началось массовое волонтерское движение.
В Краснодарском крае, повторюсь, тоже бывают пожары. «В российской части Приазовья очень сложная ситуация с поджогами травы и тростника, здесь от огня ежегодно страдают места обитания краснокнижных птиц, водно-болотные угодья международного значения, охраняемые Рамсарской конвенцией. Едким дымом от пожаров каждый год дышат местные жители». Это экологи говорят. Есть такая Экологическая вахта по Северному Кавказу.
Поскольку эти богатства – международного значения, в этом году тушить пожары взялась международная организация – «Гринпис», то есть ее российское отделение. А поскольку Краснодарский край – очень своеобразная окраина России, гринписовцы приняли меры: «Перед поездкой мы направили письма губернатору края, в УФСБ, в полицию, в другие структуры. Приложили полный список людей, план действий, примерный маршрут».
Приехали 14 волонтеров из «Гринписа России», на месте к ним присоединилось четверо из Экологической вахты по Северному Кавказу». А на следующий день отправились тушить масштабный пожар в Черновских плавнях. Пожарным они, конечно, тоже позвонили, те приехали через час и сказали, что к огню подъехать не могут. Это же плавни, а пожарные машины тяжелые. В итоге волонтеры тушили пожар самостоятельно 19 часов и остановили продвижение огня.
«После этого мы встретились с главой Брюховецкого района Владимиром Мусатовым, он нас поблагодарил, пообещал полное содействие нашей работе, – рассказал руководитель противопожарной программы «Гринписа России» Григорий Куксин. – Мы отправились на туристическую базу «Малый Бейсуг», которую сняли для проживания членов экспедиции. Но здесь начались странности».
По словам экологов, владелец базы пришел к ним посреди ночи и потребовал, чтобы они немедленно покинули оплаченные помещения. «Он сказал, что ему позвонили откуда-то сверху, но больше ничего не объяснил, – говорит господин Куксин. – В итоге нам пришлось посреди ночи искать себе дом в частном секторе и перевозить туда оборудование». Это «Коммерсант» пишет.
На следующий день, это 8 сентября, экологи снова увидели дым на горизонте и собрались тушить… Слово «Коммерсанту»:
«Дом, где мы забазировались, внезапно окружили несколько десятков людей – одни в камуфляже, другие в парадной казачьей форме с какими-то орденами и знаками различия, – рассказал добровольный пожарный. – Они сломали забор, ворвались во двор и начали кричать, что мы предатели родины и что они нас никуда не выпустят».
Неизвестные представились казаками Кубанского казачьего войска. «Мы пытались им объяснить, что мы приехали спасать их же край от пожаров, – говорит Григорий Куксин. – Показывали на черный дым, предлагали поехать тушить пожар вместе, но они отказались. Сами не боролись с огнем и нам не давали».
Что полагается в такой ситуации делать? Вызывать полицию, естественно. Ну, вызвали. А что в таких ситуациях, как правило, делает полиция? Разумеется, проверять документы у волонтеров! Казаки ведь – свои, местные, понятные, а волонтеры – понаехавшие. А вдруг экстремисты? Вот этим полиция и занялась: задавали вопросы экологам, проверяли документы, фотографировали лица. В общем, до вечера провозились. В результате экологи – ну и упрямые люди! – тушили пожар ночью.
А что же главная полиция в Краснодаре? Снова информация «Коммерсанта»:
«Руководитель пресс-службы ГУ МВД по Краснодарскому краю Мария Пирогова сообщила, что в полицию не поступали сообщения о конфликте между группой добровольцев «Гринписа» и казаками. В штабе Кубанского казачьего войска пояснили, что в Брюховецком районе проходят военные сборы казаков, данных о конфликтных ситуациях с участием казаков в штабе войска нет. Заместитель главы Брюховецкого района Виктор Хрущев (курирует работу с казачеством и военнослужащими) пояснил «Ъ», что у него нет данных о конфликтах с участием казаков и экологов».
Интересно: глава района благодарит экологов за тушение пожара, а у замглавы района нет сведений о конфликтах.
Тем не менее история развивалась. Ночью неизвестные в масках напали на лагерь противопожарной экспедиции «Гринпис».
«В 01:07 ночи на спящий лагерь, расположенный рядом с Большим Кирпильским лиманом в районе хутора Садки Приморско-Ахтарского района, напали восемь молодых человек крепкого телосложения в масках. Они избили несколько человек, повредили несколько автомобилей, в один из которых бросили светошумовую гранату...
Особенно сильно в результате нападения пострадали Михаил Крейндлин, руководитель программы «Гринпис России» по особо охраняемым природным территориям, и Андрей Поломошнов, руководитель «Добровольных лесных пожарных Забайкалья», – сообщает сайт Экологической вахты по Северному Кавказу.
Пострадавших отправили в больницу. У Крейндлина – перелом носа и, вероятно, сотрясение мозга, у Поломошнова – сломаны ребра.
Дальнейшее сообщает сайт 0-1.ru: «Полиция приняла наши заявления, – говорит господин Крейндлин. – Сейчас мы ищем другое место для базы: не хочется больше подставлять людей, которые нас приютили. Потом будем думать, получится ли вообще тушить пожары: часть техники повреждена, часть украдена».
Также экологи хотят встретиться с представителями губернатора Краснодарского края, чтобы обсудить с ними криминогенную ситуацию в регионе».
Дальше еще забавней. Экологи поехали в Краснодар. По дороге их перестрели опять полицейские, долго проверяли документы – а потом отконвоировали в Адыгею. В воскресенье они всё еще были там.
Странная ситуация, верно? Люди приехали не с бухты-барахты, согласовали со всеми свою поездку, обозначили цель, количество народу, примерный маршрут… Там же на месте их благодарят за то, что они потушили… И вдруг – казаки, полиция…
«Это полный бред, это не укладывается в голове, это никому сейчас не выгодно, – ни губернатору, ни силовикам, – устраивать такое в регионе перед выборами. Тем более, что с губернатором были достигнуты прямые договоренности о работе в регионе. Логичной версии нет, почему был выбран вариант такого запугивания. Сейчас это серьезный российский скандал», – говорит Григорий Куксин.
И странное поведение казаков – как будто соображалку им отключили: вы враги, убирайтесь отсюда! Им предлагают вместе тушить пожар – нет, и мы не будем, и вам не дадим. Это же их земля, кубанская! Им что, дым отечества сладок и приятен в буквальном смысле слова? Они вроде как должны понимать вред пожаров и пользу их тушения! Нет, не понимают. Как собаки Павлова.
В школе об экспериментах Павлова говорят только о трубках в желудках и условных рефлексах: лампочка загорается – слюна капает.
Но Павлов и другие опыты проводил. Например, такой: собака в клетке, но дверь клетки сзади не заперта. В отдалении кладут кусок мяса – собака поворачивается, открывает дверь, подбегает к мясу и хватает его.
Другая ситуация: та же клетка, дверь не заперта, но мясо кладут рядом с решеткой, в почти досягаемости – но лишь почти. Собака бросается к решетке, тянет сквозь прутья лапу, слюной исходит, но о дверце сзади – как отрезало. Почему? А запах мяса, говорит Павлов, слишком сильный раздражитель, блокирует всё остальное.
Вероятно, с кубанскими казаками случилось то же самое: «предатели родины» – слишком сильный раздражитель, он блокирует и здравый смысл… и вообще всё. Об этом свидетельствуют и комментарии на одном из местных новостных сайтов: о вреде пожаров никто не вспоминает, но все твердят, что «Гринпису» нечего делать в крае.
Но, возможно, это слишком сложно для казаков и вообще кубаноидов – ведь в противодействии не только казаки участвуют, но и полиция, и директор турбазы… Директор турбазы, кстати, ссылался на «звонок сверху». Наверху – что, тоже как собаки Павлова?
Вот что пишет сайт activatica.org:
«По мнению Экологической вахты по Северному Кавказу, за нападением стоят коммерческие интересы некоего Игоря Джеуса – директора Бейсугского нересто-вырастного хозяйства, на угодьях которого в низовьях реки Бейсуг ежегодно происходят масштабные пожарища. Экологи подозревают бизнесмена в умышленной организации тростниковых и травяных пожаров с целью расчистки территории. Конфликт тянется не один год – господин Джеус с обвинениями не согласен, и даже подавал на «Эковахту» иск о защите своей чести и достоинства, которые оценил в миллион рублей – но проиграл».
Да, это простое объяснение. Коммерческий интерес! Если человек разводит рыб, то зачем ему краснокнижные птицы и прочие богатства, пусть хоть трижды международного значения? Какая-то Рамсарская конвенция… Кто ее подписывал? Эти ведь птицы, небось, рыбой питаются, раз в плавнях живут. Ну и зачем они? Пусть горят и они, и их гнездовья – рыбы больше будет…
Возможно и так. Бизнес, ничего личного?
А казаки… У них можно создать условный рефлекс на какой-нибудь сверхраздражитель, чтобы они не задумывались о пользе или вреде… Вообще ни о чем не задумывались. И использовать против кого угодно. И нахваливать почаще. Пусть считают, что они великие и ими восхищаются джунгли.
Марина ЗАВАДСКАЯ, фото «Гринпис», внизу фото: mybioplanet.ru.