МНОЖЕСТВЕННЫЕ ОШИБКИ В ДОКУМЕНТАХ СТАВЯТ ПОД СОМНЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА МОРСКОГО ТЕРМИНАЛА ВНХК
Уже не новость: глава Партизанского района Приморского края – в СИЗО после принятия мер реагирования правоохранительными органами в связи с голодовкой депутатов комитетов поселений.
Причину «пленения» озвучивают в следующем варианте: «…в Партизанском районе, ожидающем инвестиции «Роснефти» более чем на триллион рублей, начался рейдерский захват власти» – газета «Дальневосточные ведомости». – 2016, № 30 (892), стр. 4.
Однако голодавшие депутаты за две недели до начала голодовки были мною проинформированы (с представлением доказательств), что проект Морского терминала комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств на мысе Елизарова не может быть воплощен, так как, согласно законодательству, ему там нет места. А без терминала не может быть и самого комплекса производств, так как отгружать продукцию в таких количествах некуда. Экономически нецелесообразно тянуть комплекс к морю, если не отгружать на танкеры продукцию.
Продвижение проекта Морского терминала ВНХК на мыс Елизарова стало возможно в связи с множественными техническими ошибками в документах, исправление которых сделает невозможной реализацию проекта Морского терминала ВНХК.
Но вначале была ошибка – на Схеме территориального планирования Партизанского муниципального района граница Государственного природного комплексного морского заказника краевого значения «Залив Восток» залива Петра Великого Японского моря проектировщиками была неверно показана – привязана не к мысу Елизарова, в результате чего крайняя юго-восточная точка границы заказника была передвинута на север более чем на 700 метров (Увеличенный фрагмент Схемы территориального планирования – схема 1).
Эта техническая ошибка была выявлена еще летом 2015 года, и должностные лица органов местного самоуправления Партизанского муниципального района обязались принять все меры по ее устранению.
На настоящий момент не удалось получить информацию о том, кто и на каких основаниях исправлял ошибку в документе – Схеме территориального планирования Партизанского муниципального района Приморского края. Но исправлять ошибку могли только лица, ее допустившие, или должен был проводиться новый тендер на устранение технической ошибки.
Экоактив юга Приморья настаивал, чтобы действие Схемы территориального планирования было приостановлено в связи с наличием технической ошибки, которая должна быть исправлена в законном порядке, о чём население должно быть извещено.
Естественно, направление проектной документации с материалами по оценке воздействия на окружающую среду на Государственную экологическую экспертизу невозможно, так как экспертам невозможно будет установить, не противоречит ли проектная документация Схеме территориального планирования. Строительство объектов, не соответствующих этой Схеме, недопустимо. Строительство должно вестись по проекту, следовательно, проектная документация должна соответствовать Схеме территориального планирования.
Кто-то исправил границу заказника. Но приведение границы в соответствие с законом привело к тому, что Морской терминал ВНХК оказался посредине охранной зоны заказника. Это недопустимо. Поэтому умники решили сократить охранную зону заказника, укоротив ее с юго-востока аж на 500 метров (Схема официальных границ заказника с искаженной охранной зоной заказника – схема 2).
Мною это было выявлено и озвучено 31 мая 2016 года во время общественных слушаний проектной документации Морского терминала ВНХК.
Экоактив юга Приморья обратился в различные инстанции с просьбой разобраться и наказать виновных. Межрайонная природоохранная прокуратура выявила, что в данной проектной документации надлежащим образом не отражена охранная зона заказника регионального значения «Залив Восток» – ответ 2ж-2010/8338 от 18.07.2016 г.
И встал извечный вопрос перед должностными лицами администрации Партизанского муниципального района: «Что делать?»
Решили они изъять из проекта Морского терминала Схему территориального планирования и вставить транспортную схему, на которой нет границы заказника.
Однако, это уже изменение состава проектной документации, приведение его в такой вид, который не проходил процедуру общественных слушаний в рамках общественных обсуждений. Следовательно, общественные слушания должны проводиться заново.
И прокурор Партизанского района Приморского края Н.Ю. Божок подтвердил, что жители Находкинского городского округа Приморского края имеют право на проведение общественных слушаний и на их территории, так как ВНХК находится от города Находки с подветренной стороны, расстояние от границы города до Морского терминала менее нормативного, и ПДК по содержанию вредных веществ в атмосфере города уже превышена в разы. И нужно-то для этого только заявления прокурорам города Находки и Партизанского муниципального района Приморского края.
Пакет исходных документов (ошибочный) для начала проектирования был предоставлен администрацией Партизанского муниципального района. У начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Партизанского муниципального района есть необходимые познания, чтобы заметить ошибку.
И проектировщики не заметили расхождение границ. Или сделали вид, что не заметили.
Проект ВНХК реализуется за счет компании Роснефть, часть акций которой принадлежит государству. Следовательно, причинен существенный ущерб государству.
Возможно, что проектировщики и должностные лица администрации района докажут, что не обладали специальными познаниями, чтобы определить, что проект не соответствует Схеме территориального планирования Партизанского муниципального района, но и в этом случае проектировщики должны нести консолидированную ответственность за многомиллионный ущерб компании Роснефть.
Похоже, проект ВНХК зашел в тупик. И реанимировать его пытаются, как видится экоактивистам, незаконным способом.
В ЗАО «Восточная нефтехимическая компания» за солидные зарплаты трудились родственники главы района и его заместителя…
Экоактив юга Приморья приходит к мнению, что изменение охранной зоны заказника сделано преднамеренно, и обратился в прокуратуру с просьбой выявить нарушителей закона и наказать, так как специальные познания у них есть или должны быть. Посмотрим, что это было – должностной подлог или самоуправство, отягощенное сокрытием информации?
Скорее всего, Роснефть теперь спросит многих, чем они занимались несколько лет за солидные зарплаты, если не заметили грубейшие ошибки в исходных документах.
У экоактива юга Приморья и ДВМЭОО «Зеленый крест» осталось еще много вопросов по проекту ВНХК. Заявлена общественная экологическая экспертиза данной проектной документации. О происшедшем уведомлены многие экологи и ученые России.
Материал подготовлен Л.А. Ивлевой, заместителем председателя президиума регионального общественного движения по противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления в Приморском крае «Хранители закона».