Такой мост поставили сразу через реку Барабашевка. Не было рассчитано, что река разливается. Мост существует и по сей день — по нему и вброд люди переходят из гарнизона на почту.
За последние полгода мосты в Приморье разрушались настолько часто, что люди уже привыкли к этому. Если сначала новость об обрушении моста вызывала недоумение, сочувствие к отрезанным от внешнего мира людям, то сейчас известие о падении очередного подобного сооружения, пожалуй, мало у кого вызовет удивление.
За полгода – с августа 2015 года по март 2016 года в Приморье разрушилось три моста: по направлению к селам Кроуновка и Яконовка Уссурийского городского округа и соединяющей Владивосток и Находку в селе Новолитовка. Судя по частоте, с которой падают мосты, уже один факт проезда по ним можно приравнять к проявлению геройства.
По сообщению департамента транспорта и дорожного хозяйства края, с 2010 по 2015 год построено, отремонтировано или восстановлено разрушенных в результате наводнения 89 мостов. На первый взгляд, цифра внушительная. Но, видимо, явно недостаточная.
Раз мостовые сооружения падают с угрожающей регулярностью, получается, что службы, призванные содержать их в надлежащем порядке и заниматься восстановлением путепроводов, не могут в полной мере обеспечить их работоспособность и безопасность приморцев. Притом, что данным сооружениям нужно уделять самое пристальное внимание, отмечают специалисты подвергнутой банкротству «Тихоокеанской мостостроительной компании», известной, прежде всего, по строительству моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке.
Эксплуатирующиеся в Приморском крае мосты построены преимущественно в 50-70 годах прошлого века. Они были рассчитаны на меньший поток транспорта и на гораздо меньшие нагрузки. Фактически, именно в настоящее время и подходит к концу их срок эксплуатации. Поэтому они и рушатся.
По-хорошему вместо них было бы желательно построить уже новые путепроводы.
В Приморье осмотром мостов занимается АО «Примавтодор» и другие организации, в ведение которых входит обслуживание и эксплуатация мостовых сооружений. Но, по мнению бывших работников компании «ТМК», эти организации испытывают недофинансирование. У них не хватает сил и средств, чтобы проводить профилактическую работу по выявлению дефектов в мостовых сооружениях и устранению этих недостатков.
Также они отметили, что в аварийном состоянии в Приморском крае находится еще ряд мостов. Это сооружение перед поворотом в Большой Камень, мост в Штыково и на трассе Находка-Шкотово. Специалисты отмечают, что на состояние этих сооружений стали обращать меньше внимания и, соответственно, выделять средств на их содержание и ремонт, в связи с началом строительства новой трассы Владивосток-Находка.
Следует построить новый мост через реку Партизанскую на трассе Партизанск – Находка. В аварийном состоянии находятся путепровод по направлению к поселку Восход в Уссурийске и Пушкинский мост, связывающий центр этого города с железнодорожной слободкой. Необходимо проводить капитальный ремонт Рудневского моста во Владивостоке. Данное сооружение было частично отремонтировано. В нем заделали деформационные швы, укрепили арматуру, провели асфальтирование. Но этого явно недостаточно, требуется поменять, прежде всего, ригельную часть моста, чтобы избежать его обрушения. О необходимости капитального ремонта этого сооружения говорилось еще лет 10 назад.
Но самое печальное, для края были потеряны тысячи уникальных специалистов, которые после банкротства ЗАО «ТМК» разъехались по всему Дальнему Востоку. Сейчас помимо Приморья и Хабаровского края они работают в Якутии, на Камчатке, Сахалине. Но уже по большей части занимаются совершенно в других сферах деятельности, а не эксплуатируют мосты и не возводят их для дальневосточников. Так, один из сотрудников, ранее возводивший «Золотой мост» во Владивостоке, сейчас строит автозаправки. В компании «ТМК» было 16 человек, работавших на кранах высотой 250 метров. Это уникальные работники, которые сейчас не нужны никому. Шесть человек этого предприятия проходили обучение строительству вантовых мостов во Франции, а, вернувшись в Приморье, вместе с французскими специалистами обучали уже здесь своих коллег. Все держится на людях. А если они не нужны, в запустение приходят и те объекты, о которых они раньше заботились.
Яркий пример – мост через бухту «Золотой Рог». Сначала он эксплуатировался «Тихоокеанской мостостроительной компанией». После ее банкротства – компанией «Примавтодор». Но работа этой организации по эксплуатации данного сооружения заключается в поддержании его в чистоте. Осмотрами внутренних инженерных систем моста никто не занимается. Водоотвод забивается мусором, в полости сооружения скапливается вода. Она утяжеляет мост, а зимой замерзает, способствуя его более раннему разрушению. Исчезли и уникальные машины иностранного производства, приобретенные в свое время «ТМК» и призванные следить за состоянием сооружения. По крайней мере, о них ничего не слышно, сообщают бывшие сотрудники этой компании. В числе прочего имелась машина, стрела которой была способна «заглянуть» под путепровод. И находившиеся в люльке работники могли спокойно заниматься исследованием состояния моста. Мост рассчитан на эксплуатацию в течение не менее 100 лет. Но с таким к нему отношением продержится ли он столько?