Набирает обороты новый «ЮКОС»?

Владелец аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик был задержан на прошлой недели по делу о теракте 2011 года. В прессе высказывается предположение, а не был ли сам теракт спровоцирован с целью захвата аэропорта?

фотоСледственный комитет считает Каменщика ответственным за то, что смертник в 2011 году сумел пронести в зал ожидания бомбу. Защита обвиняемого настаивала на освобождении Каменщика под залог в 15 млн рублей. По мнению адвокатов, следствию не удалось установить причинно-следственную связь между действиями предпринимателя и терактом в аэропорту.

Прокуратура также была согласна с тем, что следствию не удалось установить эту связь. При этом, надзорное ведомство не считало необходимым даже требовать с обвиняемого залог и предлагало освободить его в зале суда.

По словам представителя ведомства Владимира Маркина, Каменщика обвиняют по статье 238 УК РФ: «выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». По версии следствия установка новой системы досмотра на входах в аэровокзальный комплекс, организованная Каменщиком, привела к увеличению степени уязвимости аэропорта.

Получается, что в России теперь за теракт отвечают сами пострадавшие, а не ФСБ, проморгавшая террористов. Если вспомнить взрывы домов в Москве и Волгодонске, не говоря уж о Норд-Осте, ФСБ, значит, вообще ни за что не отвечает – хоть всю страну взорви! Кто-то лишился погонов? А теперь уже и совсем перевели стрелки – твой аэропорт, ты и создавай антитеррористическую службу?!

Увы! Как-то очень похоже на рейдерство через теракт. Особенно, исходя из базового значения слова терроризм. «Терроризм — политика систематического устрашения: убийств, уничтожения имущества, порчи инфраструктуры и прочего с целью посеять страх среди населения, повлиять на принятие решений властями и международными организациями», – Википедия.

Исходя из такого определения, получается, что рейдерство это и есть самый настоящий экономический терроризм и главный фактор развала экономики России: захватить работающее и дающее прибыль предприятие, поиметь с него, и бросить, разорив.

Потерпевшие по делу о взрыве в «Домодедово» готовят многомиллионные иски и, по словам адвоката Игоря Трунова, считают возбуждение уголовного дела в отношении руководства аэропорта «восстановлением справедливости».

РОССИЙСКАЯ ЭЛИТА СИГНАЛ ПРИНЯЛА

Бывший зампред правления Центробанка, экономист Сергей Алексашенко высказался в отношении ареста Каменщика так:

«Я не хочу гадать и предсказывать, что случится с Дмитрием Каменщиком, – это будет его личный выбор. Пойти по пути Гусинского/Евтушенкова, подписав обязательство все отдать в обмен на личную свободу. Или пойти по пути Ходорковского и выступить в роли очередной жертвы, потеряв бизнес, который по решению суда будет забран в пользу государства, как в случае с «Башнефтью» на основании нового прочтения старых законов...».

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

«Это было ожидаемое событие. Непонятно, почему его не арестовали раньше и не отжали аэропорт раньше. Он знал, что потенциально есть шанс на арест, но, собственно говоря, куда ты убежишь? Уехать очередным персонажем в Лондон?

С точки зрения сохранения своей жизни, жизни своих сотрудников и своей семьи, да, конечно, он должен был покинуть страну. Потому что правды он здесь все равно не найдет, бизнес у него все равно отожмут».

Дмитрий Потапенко, Manage-ment Development Group:

«Это будет происходить достаточно тихо. Его выпустят, а потом мы узнаем, что некая «Байкал Финанс Групп» с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, зарегистрированная только вчера, стала владельцем мажоритарной доли в Домодедово.

Ему давали эту возможность, и он знал об этой возможности покинуть страну. Но особо-то и некуда уезжать. Это основная проблема. Печаль россиян в том, что уезжать из страны некуда, вы везде будете гастарбайтерами. Шарик-то маленький.

К сожалению, человеку, который занимается предпринимательством, стать обычным уборщиком или открыть лавчонку или ресторанчик на берегах Туманного Альбиона – это побег от самого себя. И самое главное, что ты понимаешь, что не виноват, а тебя выдавливают «по понятиям». По бандитским понятиям, а не по закону.

Осуществлен арест человека, который никоим образом не может повлиять на действия террориста, потому что установка рамок приводит не к обеспечению безопасности граждан, а к ухудшению безопасности граждан.Давайте вспомним сам по себе теракт и скопление людей в той зоне, где был произведен теракт. А теперь сравним две фотографии – скопление людей в зоне теракта и скопление народа перед рамками металлоискателей.

И посмотрим на объем остеклений, металлических конструкций (которые будут повреждающими и убивающими людей элементами при осуществлении теракта) сначала в зоне, где был произведен реальный теракт, а потом в зоне, где сейчас проходит досмотр.

Повреждения в момент скопления людей [перед рамками металлоискателей] будут гораздо большими. Поэтому рамки металлоискателей не устанавливаются на входе в аэропортах в других странах. Там аэропорт является таким же открытыми местом посещения, как магазин или ресторан. И безопасности за рубежом больше.

Речь пойдет о перераспределении собственности в дальнейшем и в обязательном порядке. У нас это обычно вуалируется неким мифологическим государством, но поскольку государство – это группа определенных лиц, думаю, это будет перераспределяться в пользу владельцев оставшихся двух аэропортов – Внуково и Шереметьево.

фотоАэропорт сначала просто поменяет собственника условно на некую «Байкал Финанс Групп», а потом качество обслуживания ухудшится, как во всех остальных аэропортах.

Президент Путин говорил (в послании Федеральному собранию в декабре 2015 г..) о тысячах уголовных дел, которые инициированы, и как правило только 15% из них – это дела «за дело», а 180 тысяч дел – это дела о перераспределении собственности».

ОТ РАССВЕТА ДО ЗАКАТА

Дмитрий Каменщик занимает 27-ю строчку в рейтинге миллиардеров Forbes за 2015 год, его состояние оценивается в 3,8 млрд долларов. Он начал свой путь в бизнесе в 1991 году, став главой московского представительства компании «Ист Лайн», занимавшейся чартерными грузоперевозками. Вскоре он стал владельцем всей компании и создал на базе аэропорта Домодедово несколько профильных предприятий.

Вскоре «Ист Лайн» взял в долгосрочную аренду имущество аэропорта, которое по закону не может быть частной собственностью (взлетно-посадочные полосы, стоянки самолетов, рулежные дорожки). После чего Каменщик занял пост главы совета директоров Домодедова. Летом 2004 года владельцы «Ист Лайн» продали собственную авиакомпанию, чтобы сконцентрироваться на аэропортовом бизнесе.

В сентябре 2011 года Каменщик объявил о планах по созданию на базе Домодедова «аэротрополиса» – единого кластера, включающего в себя логистические и транспортные узлы, торговые центры и гостиничные комплексы.

Первое уголовное дело о неисполнении требований транспортной безопасности было возбуждено еще в январе 2011 года, однако в апреле 2012 года оно было закрыто, так как следствие пришло к выводу, что на момент теракта не была утверждена система мер безопасности в аэропортах.

В то же время сам Каменщик в интервью Forbes отмечал, что на момент теракта службы безопасности аэропорта не имели права досматривать каждого пассажира. При этом Домодедово бесплатно и добровольно ­предоставило полиции досмотровую технику и операторов интроскопов.

«До 2014 года, когда соответствующий федеральный закон появился, только полицейский на основании Закона о полиции мог на входе в терминал остановить гражданина, который показался ему подозрительным, и досмотреть его. На этом строится уверенность в прочности нашей правовой позиции», – пояснял тогда Каменщик.

Сам Каменщик незадолго до задержания рассказывал, что уже неоднократно ходил на допросы и не исключал, что может стать фигурантом уголовного дела. При этом он подчеркивал, что скрываться от следствия не намерен.

Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на свои источники, следователи сами спрашивали у владельца Домодедова, почему он даже не пытался покинуть страну, имея под контролем такой крупный аэропорт и зная о все возрастающем интересе следствия к его персоне. Издание отмечает, что у Каменщика были все возможности оказаться заграницей, так как меру пресечения для него никто не избирал, а никакого наблюдения за ним замечено не было.

Летом 2015 года было возбуждено новое уголовное дело в отношении трех топ-менеджеров аэропорта Домодедово: экс-директора аэропорта Вячеслава Некрасова, бывшего управляющего авиационной безопасностью Андрея Данилова и экс-главы российского представительства компании Airport Management Company Limited Светланы Тришиной.

Как считает следствие, трое фигурантов вместе с Дмитрием Каменщиком ответственны за внедрение новой системы досмотра на входах в аэровокзальный комплекс, которая повысила степень уязвимости аэропорта.

ТЫ ВИНОВАТ ЛИШЬ В ТОМ, ЧТО ХОЧЕТСЯ МНЕ КУШАТЬ…

В июне 2012 года в прессе появилась информация о том, что бывший министр транспорта России Игорь Левитин может возглавить единый московский авиаузел, который бы объединил три крупнейших аэропорта столицы. Но согласия от руководства Домодедова на вхождение в этот проект получено не было. В итоге планы по созданию авиаузла так и не были реализованы.

Летом 2013 года объединение аэропортов было отложено, так как на проект потребовались дополнительные 220 млрд рублей, а таких средств у минтранса не оказалось. Получить же эту сумму из внебюджетных источников также не представлялось на тот момент возможным. Вот теперь, похоже, проект и без денег не завянет…

Старая песня о главном свежа, как свежо в памяти российского бизнеса дело ЮКОСа, в связи с которым мне все время хочется задать вопрос нашим читателям: «А чем Абрамович лучше Ходорковского, почему его не закрыли, а позволили утырить нефтяные миллиарды в Лондон?». И услышать ответ от наших читателей, чтобы узнать, совпадает он с моим, или нет?

Надежда Алисимчик,

По сообщениям СМИ.

Фото zavodfoto.dreamwidth.o

Рисунок www.echo.msk.ru