В августе 2012 года стало известно, что Россия создаст в Арктике по трассе Северного морского пути ряд объектов для базирования боевых кораблей и пограничных служб. А в последние года два боевой дух в нашем отечестве поднялся на невиданную высоту, и, хоть мы живем не на берегу Арктики, но некоторое отношение к стройке имеем: в прошлом году, в октябре-ноябре (для Севера это зима) было осуществлено действие небывалое, героическое и бессмысленное. Впервые в истории отечественного судоходства ООО «Русальянс Строй» совместно с институтом Арктики и Антарктики осуществил ледовую проводку судов из порта Владивостока в условиях зимней навигации, в ходе которой на объекты строительства в Чукотском море было доставлено 10000 тонн генеральных грузов. На остров Врангеля и мыс Шмидта на берегу.
Почему небывалое – понятно: грузы на Север доставляются в летнюю навигацию. Героическое – тоже понятно: Север зимой – не для прогулок. А почему бессмысленное? Сейчас узнаете.
Генеральным подрядчиком строительства военной базы является Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), точнее – ФГУП ГУИР № 2, субподрядчиком – «Русальянс Строй».
Согласно условиям заключенных контрактов, Подрядчик обязан оказывать Субподрядчику содействие в ходе выполнения работ по вопросам, решение которых возможно только при участии Подрядчика – это азбука деловых отношений, договоров, законов… там, где все это соблюдается. Вот в этом-то и закавыка, в соблюдении.
По сведениям «Коммерсанта», между подрядчиком и субподрядчиком произошел некий конфликт… «Представители компании винят Спецстрой России, объясняя, что из-за конфликта организация перестала получать средства по заключенным контрактам. В «Русальянс Строе» утверждают, что некоторые объекты компания достраивала за свой счет».
Зачем? ЗАЧЕМ???
Зачем строить за свой счет?
Ну как же: «учитывая важность возводимых объектов», как пишут нам из «Русальянс Строя». Это же для обороны страны! Патриотизм! Советское воспитание! Как в песне поется: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!». Или в этой: «С ног валились усталые, Промерзали насквозь, Но Магнитку поставили, Возвели Комсомольск».
Нынче все по-другому. И в этом «по-другому» сталкиваются и причудливо смешиваются две стороны. Во-первых, классик: «Заговорили о патриотизме. Значит, проворовались». Во-вторых, Александр Невзоров (тоже в какой-то мере классик) в недавнем выступлении перед читателями и публикой говорил, что патриотизм – это очень опасный миф. Кто в него поверил – тот попался манипуляторам.
Именно это мы и наблюдаем. И не только на острове Врангеля и мысе Шмидта. Начиная с прошлого года прокатилась волна банкротств строительных компаний, участвовавших в Больших Проектах, в Стройках Века. Мост на Русский остров у нас строил омский «Мостовик». В Сочи «Мостовик» получил контракты примерно на 70 млрд руб. и сдал к Олимпиаде десяток объектов: ледовый стадион, санно-бобслейную трассу, сети, гостиницу на 700 мест и т. д. Теперь он – банкрот. А наша местная ТМК, построившая мост через Золотой Рог и трассу «Седанка – Патрокл»? То же самое… Теперь-то работники ТМК говорят: и зачем мы взялись за этот проект? Так бы строили мосты по краю и строили бы…
А ведь за олимпийские заказы компании боролись. Думали: вот обогатимся на таких гигантских проектах! И откаты процентов так в 40 платили без проблем. А потом откаты вошли в цену стройки, вернуть деньги невозможно. Проекты оказались сырые, болота и осыпи, чтобы их укрепить, пришлось вкладывать еще много денег. За свой счет, за счет кредитов. Зачем брали? Ну как же: «учитывая важность возводимых объектов». А банки зачем давали закредитованным выше головы компаниям новые кредиты? Ну как же: «учитывая важность возводимых объектов». Все надеялись, что уж эти деньги им вернут. Государство вернет. Ага, аж два раза. По поводу банкротства бывших строителей Олимпиады в прошлом году в «Ведомостях» статья была с замечательным названием: «С государством не построишь».
Итак, учитывая важность возводимых объектов, «Русальянс Строй» продолжил возводить эти объекты за свой счет. Материалы для стройки, как мы помним, были доставлены на место героическим походом зимой, через льды. А в летнюю навигацию, по чистой воде, когда и полагается доставлять грузы на Север… В общем, завоз сорван.
«Русальянс Строй» с февраля текущего года неоднократно обращалось к руководству ФГУП ГУИР № 2 при Спецстрое России, ФГУП «Спецстройинжиниринг» по вопросу дофинансирования уже выполненных и финансирования предстоящих работ на объектах.
Вместо этого, по указанию руководителя ФГУП ГУИР № 2 заключены договора на дополнительные объемы строительства (часть работ уже выполнена «Русальянс Строем» за собственные средства) с ООО «Спецстрой-1». Что за фирма? Ну, как полагается: уставной капитал 10 000 рублей, по ее юридическому адресу зарегистрированы 22 компании, а сотрудники «Спецстрой-1» по данному адресу как раз отсутствуют. Кроме этого, фирма внесена в реестр организаций, не предоставляющих бухгалтерскую отчетность в налоговые органы более года. Реальные показатели финансово-хозяйственной деятельности фирмы отсутствуют. Фирма-однодневка? Попытка записать на нее то, что построил «Русальянс Строй», а деньги оставить себе? Но это же «ставит под угрозу срыва выполнение задач в интересах обороноспособности Российской Федерации»! Это снова цитата из письма «Русальянс Строя» в редакцию.
В сложившейся ситуации «Русльянс Строй» обратился в ФАС России с жалобой на действия ФГУП ГУИР № 2 при Спецстрое России. ФАС признал жалобы обоснованными.
Ни к каким положительным результатам решение ФАС не привело.
Вместо этого 1 октября 2015 г. на объект строительства о. Врангеля прибыла группа сотрудников ООО «Спецстрой-1» в количестве 22 человек. Без строительной техники, материалов, инвентаря и проектной документации. В строительный городок сотрудники «Русальянс Строя» пришельцев не пустили: это мы построили за свой счет, это принадлежит нам, а вам тут делать нечего. К отказу присовокупили письмо директора ФГУ «Государственный природный заповедник «Остров Врангеля». Сотрудники «Спецстроя-1» разместились в домах заброшенного поселка Ушаковское. А ведь зима! На Севере она не приближается, она там уже с сентября – за Северным-то полярным кругом. А зимой, особенно когда холода начинаются и метели, к человеческому жилью начинают подбираться белые медведи – поживиться человеческой едой, а если повезет, то и человечинкой. Голодно во льдах зимой!
Между прочим, не только белым медведям голодно зимой во льдах. Летняя навигация, мягко скажем, упущена. Стройматериалы заканчиваются – это бы ладно. Но заканчивается и топливо. А как зимой жить без отопления? Север не шутит. Закончится солярка – и адью. Еда, правда, не закончилась, хоть это всего лишь консервы.
Так что там с учетом важности возводимых объектов? Сроки сорваны, простроено не все, зарплату людям не платят – да и с так называемой перевахтовкой проблемы. То есть застряли люди на мысе Шмидта. «По различным условиям рейсы гражданской авиации с м. Шмидта осуществляются реже 2 раз в месяц, – говорится в письме «Русальянс Строя», – количество пассажиров одного рейса ограничено, в связи с чем сил гражданской авиации для осуществления перевахтовок не достаточно. С о. Врангеля перевозка людей возможна исключительно силами военно-транспортной авиации по заявкам Спецстроя России. Таким образом, нормальная организация перевозок возможна лишь при содействии Подрядчика строительства».
«Русальянс Строй» обратился и в Прокуратуру, и в Следственный комитет. А пока наши правоохранители раскачиваются – «Необходимо отметить, что, несмотря на все возникающие трудности, работы на объектах не останавливались, так как задача поставлена Президентом РФ и Министром Обороны».
Ах боже ты мой! Задача поставлена! Президентом! Министром Обороны! Кому задача поставлена? ООО «Русальянс Строй»? Нет, ООО «Русальянс Строй» не откозырял «Есть!» непосредственно министру, а подписал договор подряда – и не с министром. ООО «Русальянс Строй» даже не подрядчик, а субподрядчик. В договоре подряда обязанности сторон четко прописаны, так же как и права. И субподрядчик отвечает за выполнение договора перед подрядчиком, а тот – перед своим начальником… и это тоже вряд ли непосредственно министр обороны. А если подрядчик не выполняет свои обязательства перед субподрядчиком, министр обороны тут ни при чем. Не говоря уж о президенте.
Есть традиция добрая в комсомольской семье:
Раньше думай о Родине, а потом о себе.
Нет больше комсомола – всесоюзного ленинского коммунистического. И Союза больше нет. В Российской Федерации не выполняют планы партии, а работают по договору за деньги. Это всего лишь «спор хозяйствующих субъектов». Всего лишь попался негодящий один из субъектов. А возможно, и не один.
Но вообще говоря, Родина тоже могла бы подумать о своих гражданах. Если уж Родине так нужны военные базы в Арктике, можно бы приглядывать за ними пристальней. Меньше позора было бы.
Зимой, на Крайнем Севере, на берегу Северного Ледовитого океана остаются без топлива (и без зарплаты за несколько месяцев) 40 человек, которых никак не могут вывезти на Большую Землю те, кто должен вывезти. Это ли не позор?
Марина ЗАВАДСКАЯ.
Фото www.proxy2014.net