фото

На пятнично-субботней ярмарке на центральной площади Владивостока можно относительно дешево купить продукты, а у продавцов узнать массу интересного и неожиданного.

Вот, например, мед. Я не фанат, но липовый от простуды – не только полезно, но и, в отличие от аспирина, вкусно.

А что интересного расскажет хозяин меда, Владимир Доморацкий из села Кронштадтка Спасского района?

А про контроль он интересное расскажет.

Ветеринарный контроль продукции – это понятно, это необходимо. И раньше, очень-очень раньше, прям-таки в сказочные времена, можно было пройти ветконтроль здесь же, на площади, или совсем рядом. Что, между прочим, логично: проверяли то, что продается здесь и сейчас.

Потом сказочные времена прошли, и получить справку на продукцию стало можно в Спасске. Тоже в общем-то удобно и логично: проверяется не то, что продается во Владивостоке, а качество продукции данного производителя вообще. А что в районном центре, а не на месте, – ну там же лабораторные исследования, оборудование нужно, специалисты… Не таскаться же по деревням. Тем более что пчелы мед собирают не обязательно в деревне, их могут и поближе к нужным цветам привезти. За ними не погоняешься!

Теперь не то. Теперь качество продукции, а именно соответствие меда и пыльцы ГОСТу, проверяется в Хороле, а это, как все знают, другой район. И это не совсем удобно и не вполне логично. Почему так сделали? Наверно, это называется нынче модным словом «оптимизация». Когда мелкие лаборатории ликвидируют, оборудование свозится в один большой центр – чтоб уж все услуги в одном. То, что клиентам придется ехать дальше и тратить денег больше на дорогу – ну и что? Проблемы клиентов никого не волнуют. Нужен им итоговый документ – поедут как миленькие.

А вот с итоговым документом, оказывается, проблема.

– Чтобы получить общую справку, надо еще и пчел для анализа привезти, – говорит Владимир Доморацкий.

А это еще зачем?

– Не знаю. Я же не пчел продаю. Я мед продаю, а мед проверен, он всем ГОСТам соответствует, качество хорошее, нареканий нет.

Отрывать пчел от рабочего процесса, от создания меда, когда вся природа предоставляет им обширное поле деятельности – абсурд, конечно. И зачем все это?

Или, может быть, составители такой инструкции думают, что у кого-то обнаружатся неправильные пчелы? Ну так еще Винни-Пух говорил, что у неправильных пчел и мед неправильный! А если с медом все в порядке, то…

Ай, все проще, я думаю. Кризис на дворе! Денег нету! То есть деньги есть, но мало. И уходят в неправильные карманы: пчеловодам, а не чиновникам. Как бы так перераспределить денпотоки, чтобы побольше застревало в нужных карманах и у нужных людей. Или хотя бы наоборот: чтоб меньше доставалось всяким там производителям. Устроим им бег с препятствиями, что б на каждом препятствии из их карманов денежки высыпались. Неважно даже, кто их подберет – пусть хоть ветеринары. Лишь бы у производителей меньше оставалось.

Это кстати, не зависит ни от каких кризисов, это основополагающий принцип нашей странной экономики: как можно больше проблем создавать тем, кто что-то производит.

Чтоб им жизнь медом не казалась.

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Рисунок http://rutale.ru