Закончился суд, который длился почти год: глава Шкотовского района Виктор Михайлов судился с газетой. То бишь со мной, автором статьи, и редактором Ириной Гребневой. Статья была опубликована в «АВ» №14 от 2-8 апреля 2014 года и называлась «Это вам не Миша 2%, а Михайлов 60%». Повод понятен: мы, как он утверждал, оскорбили его в статье.
Речь в статье шла о том, что у Виталия Устинова (ООО «Кутум») есть лицензия на добычу песка на месторождении Суходольском, а Михайлов, как глава района, распоряжается землей и упорно отдает землю над месторождением Исмаилову (ООО «Андезит»), а не Устинову.
А теперь важная информация. Вот цитата из решения суда:
«В соответствии с пунктом 2 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ по делам данной категории необходимо иметь ввиду, что обстоятельствами, имеющими в силу статьи 152 ГК РФ значение для дела, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом».
Факт распространения доказывает оскорбленный истец, просто предъявив суду номер газеты со статьей. В исковом заявлении он указывает, что именно, какие фразы его оскорбили. А мы, ответчики, доказываем, что изложенные в статье факты соответствуют действительности.
Ну так в этом суде все пошло навыворот. Истец и его представитель стали рьяно доказывать, что факты соответствуют действительности. Говорили: ну да, так оно и было, но… А что – «но»? «Но» не считается, раз так оно и было.
А вот доказать, что в указанных истцом фразах есть что-то оскорбительное, им не удалось. Судья Наталья Елагина, кстати, интересовалась. Хотела понять, вероятно, что же конкретно его оскорбило. Но так и не поняла. Лепет типа «из этого следует, что я требовал взятку», – это несерьезно. Какая взятка? Фу, как это мелко! Как это пошло!
Это недостойно главы района – у него ведь иные возможности, чем у какой-нибудь училки. Даже намека на взятку (взятки) в статье нет. Не назван Михайлов ни взяточником, ни коррупционером. И жуликом не назван тоже. Никаких оскорбительный слов, никакой инвективной лексики!
«Суд считает, что границы допустимой критики в отношении государственного служащего, осуществляющего свои властные полномочия, могут быть шире, чем пределы критики в отношении частного лица, поскольку первый неизбежно и сознательно открывает себя для тщательного наблюдения за каждым своим словом и поступком со стороны журналистов и большей части общества, и, следовательно, он должен проявлять большую степень терпимости.
Оценочные суждения не выходят за пределы приемлемой критики, направленной против должностного лица», – вот что написано в решении суда. И это следовало бы помнить не только главе Шкотовского района Михайлову, но и другим главам районов, городов, краев и прочим чиновникам. Тщательнее надо относиться им к написанию исковых заявлений в суд! Административный ресурс не безграничен.
Разумеется, суд отказал Михайлову в удовлетворении его исковых требований.
Посмотрим, что решит краевой суд.