Старт ракеты-носителя «Союз-2.1а» с кораблем «Прогресс» с космодрома Байконур состоялся 28 апреля. После отделения третьей ступени ракеты с аппарата прекратила поступать телеметрия. «Прогресс» начал неконтролируемый сход с орбиты.
СИМВОЛЫ ПОБЕДЫ РОСКОСМОСА
«Роскосмос – ко Дню Победы», – под таким заголовком 22 апреля на официальном сайте «Роскосмоса» появился пресс-релиз: «Символы Победы в Великой Отечественной войне полетят к звездам. Космический транспортный корабль «ПРОГРЕСС М-27М», старт которого планируется 28 апреля 2015 года с космодрома Байконур, полетит к МКС с символикой Победы на борту.
Сотрудники РКЦ «Прогресс» специально к 70-летию Победы нанесли на головной обтекатель символы Победы в Великой Отечественной Войне: изображение ордена Отечественной Войны и георгиевской ленты. Несколько георгиевских лент отправятся на МКС внутри транспортного корабля «Прогресс М-27М». 8 апреля 2015 года в Звездном городке члены отряда космонавтов Роскосмоса и космонавты-ветераны передали российскому экипажу МКС копию знамени Победы, чей оригинал был водружен 9 мая 1945 года над Рейхстагом».
Следующий пресс-релиз Роскосмоса был размещен через неделю, 29 апреля: «28 апреля 2015 года в 10:09.50 мск. с космодрома Байконур с использованием ракеты-носителя СОЮЗ-2.1А при проведении летно-конструкторских испытаний осуществлен запуск транспортного грузового корабля (ТГК) ПРОГРЕСС-М-27М. Пуск и полет ракеты-носителя проходили в штатном режиме. Но за 1,5 сек до расчетного времени отделения транспортного корабля от 3-й ступени ракеты-носителя зафиксировано пропадание телеметрической информации.
При этом впоследствии было установлено, что отделение ТГК прошло своевременно. В результате проведенных 28 апреля 2015 года мероприятий работоспособность телеметрической системы была частично восстановлена. При этом выявлено, что часть агрегатов и систем корабля функционирует во внештатном режиме.
Тест системы управления движением и навигации с использованием бортового телевидения ТГК установил вращение корабля со скоростью около 90 градусов в секунду. Кроме того, средствами контроля космического пространства зафиксировано, что ТГК и 3-я ступень ракеты-носителя находились на орбите выведения на расстоянии около 30 км от нее.
В ходе проведения дополнительного тестирования систем и агрегатов корабля 29 апреля 2015 года установлены отказы отдельных элементов и узлов ТГК, а также выявлено отсутствие герметичности магистралей блока двигательной установки. В связи с этим продолжение полета ТГК и его безопасная стыковка с МКС не представляются возможными.
В настоящий момент ведется контроль бортовых систем ТГК. Специалисты Роскосмоса контролируют орбиту ТГК и будут своевременно сообщать о развитии событий. В настоящее время какой-либо угрозы для Международной космической станции ТГК «Прогресс М-27М» не представляет из-за существенной разницы в высоте орбит. Сход ТГК «Прогресс М-27М» с орбиты и его сгорание в атмосфере состоится 5-7 мая».
Но по мнению независимых экспертов, обломки неуправляемого «Прогресса» могут рухнуть в любую точку Земли между 52 параллелями северной и южной широт: в этой зоне – почти все страны мира южнее Канады, Дании и центральной России, но северней крайнего юга Чили и Аргентины.
Как рассказал Русской службе Би-би-си главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин, предсказать, какие именно части корабля не сгорят в атмосфере, невозможно, поскольку все предыдущие корабли возвращались на Землю в штатном режиме – их затапливали в океане. По его словам, какие-то части корабля не сгорят в атмосфере и упадут на Землю 7-11 мая.
НАДЕЖНОСТЬ ПАДАЕТ ИЛИ БЕЗНАДЕЖНО ПАДАЮТ?
Космические корабли «Прогресс» используются для снабжения советских, российских и международных орбитальных станций вот уже почти 40 лет. Они обслуживали экипажи «Салюта-6», «Салюта-7», «Мира» и Международной космической станции. «Прогрессы» зарекомендовали себя как очень надежные аппараты: за более чем 30 лет эксплуатации, начиная с конца 1970-х, не было потеряно ни одного аппарата. А за последние 3,5 года – целых 2: 24 августа 2011 года «Прогресс» упал всего через несколько минут после запуска с Байконура в Чойском районе Республики Алтай.
После этого эксперты заговорили о крахе российской космической программы. И вот новое падение – 29 апреля 2015 года.
В первом случае Генпрокуратура заявила, что авария произошла по причине небрежности работников государственных предприятий космической отрасли и отсутствия надлежащего контроля со стороны Роскосмоса.
Но, следует напомнить Генпрокуратуре, что еще до этого случая, в июле 2010 года, корабль «Прогресс М-06М» с грузом продовольствия, топлива и других запасов для экипажа МКС не смог с первой попытки причалить к станции из-за сбоя автоматики. Вторая попытка оказалась удачной. Подобная ситуация повторилась и в июле 2012 года, когда «Прогресс М-15М» также не смог пристыковаться к МКС с первого раза….
Что случилось с «Прогрессом» в апреле этого года, пообещали сообщить 13 мая. Предполагаемая версия аварии – взрыв, но, что именно взорвалось, пока не сообщается.
По данным космического центра США, на орбите рядом с кораблем «Прогресс» и третьей ступенью носителя зафиксированы 44 обломка. Эксперты обратили внимание на большой разброс высот фрагментов — от 170 км до 370 км в апогее, от 130 до 180 км в перигее. Учитывая это обстоятельство, а также то, что корабль «Прогресс» был обнаружен примерно на 30-40 км выше расчетной орбиты и при этом сильно вращался вокруг своей оси, «можно с уверенностью говорить о том, что при отделении корабля от третьей ступени ракеты-носителя произошло что-то вроде взрыва».
Но имеющихся данных пока недостаточно, чтобы точно сказать, что именно взорвалось. По мере их накопления космический центр США будет проводить математическое моделирование.
ЧЕРНАЯ ДЫРА ДЛЯ ДЕНЕГ НОГЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Неудачных запусков за последние годы в «Роскомсосе» все больше и больше, и, судя по исследованиям utro.ru, они нарастают год от года. Так, по данным этого издания, 5 декабря 2010 г. три спутника «Глонасс-М» после неудачного старта затонули в несудоходном районе Тихого океана. Ракета-носитель «Протон-М», которая должна была вывести космические аппараты на орбиту, после запуска с Байконура отклонилась от курса на восемь градусов.
В Роскосмосе заявили, что спутники были выведены на нерасчетную орбиту из-за неустановленного сбоя в разгонном блоке. Весной 2011 г. стало известно, что авария произошла из-за использования при сборке спутников тайваньских микросхем, не предназначенных для применения в космической технике. Как выяснила Генпрокуратура, производитель аппаратов – железногорское «ИСС имени Решетнева» – покупал контрабандные детали у фирм-однодневок.
1 февраля 2011 г. неудачей закончился запуск ракеты-носителя «Рокот» с секретным военным спутником «Гео-ИК-2». Спутник военного назначения не вышел в зону радиовидимости с территории России, однако позднее был обнаружен американцами. Выяснилось, что «Гео-ИК-2» оказался на эллиптической орбите, а не на запланированной круговой. Эксперты предположили, что причиной отклонения военного спутника с курса стали неполадки элементов системы управления носителем и разгонным блоком.
18 августа 2011 г. ракете-носителю «Протон-М» не удалось вывести на расчетную орбиту крупнейший российский спутник связи «Экспресс-АМ4» предназначавшийся для создания цифрового телевидения. Причиной аварии спутника «Экспресс-АМ4», как выяснили позднее эксперты Роскосмоса, были ошибки в программе полета разгонного блока «Бриз-М».
9 ноября 2011 года произошла авария с автоматической межпланетной станцией «Фобос-Грунт», предназначавшейся для исследования спутника Марса. После отделения от ракеты-носителя «Зенит-2ФГ» у аппарата не включились двигатели, и он завис на орбите. В середине января 2011 г. обломки станции упали в Тихий океан, в 1250 км от чилийского острова Веллингтон.
9 ноября того же года произошла авария с автоматической межпланетной станцией «Фобос-Грунт», предназначавшейся для исследования спутника Марса. После отделения от ракеты-носителя «Зенит-2ФГ» у аппарата не включились двигатели, и он завис на орбите. В середине января 2011 г. обломки станции упали в Тихий океан в 1250 км от чилийского острова Веллингтон. Причиной аварии было названо воздействие на оборудовании станции тяжелых заряженных частиц. Перед запуском бортовая электроника станции «Фобос-Грунт» на подобное воздействие не проверялась.
В конце декабря 2011 г. с космодрома Плесецк в Архангельской области был запущен спутник двойного назначения «Меридиан». Вывести его на орбиту не удалось, и обломки космического аппарата в итоге упали в Сибири. Самый крупный из них проломил крышу жилого дома в деревне Вогайцево Ордынского района. Межведомственная комиссия пришла к выводу, что причиной ЧП «стало преждевременное вскрытие камеры сгорания двигателя третьей ступени».
В августе 2012 г. два новейших спутника связи – «Экспресс-МД2» и «Телком-3» – были потеряны в результате неудачного старта ракеты «Протон-М», которая не смогла вывести их на орбиту. В Роскосмосе признали, что теперь аппараты неуправляемы и, по сути, превратились в космический мусор. Причиной аварии, как предполагается, стал сгиб магистрального кабеля подачи топлива.
1 февраля 2013 года произошла авария при запуске ракеты-носителя «Зенит-3SL» со спутником связи Intelast-27 (IS-27). Сразу после старта у ракеты нештатно отключился двигатель первой ступени. Ракета полетела по неправильной траектории и вскоре упала в Тихий океан.
Этой датой хронология на utro.ru заканчивается, но в Роскосмосе продолжается.
А, ВЫ, ДРУЗЬЯ, КАК НИ САДИТЕСЬ, ВСЕ В МУЗЫКАНТЫ НЕ ГОДИТЕСЬ!
Забрасывание десанта кремлевских патриотов-менеджеров, преданных Путину, для руководства бюджетными структурами, целыми отраслями экономики, регионами и крупными городами – иго или благо для экономики России? Вот, например, новый руководитель Роскосмоса, Комаров Игорь Анатольевич, свое место занимает? Судите сами.
В 1986 окончил экономический факультет МГУ. 1986-1992 – темное пятно. В 1992 году ушел в банкиры, позже заведовал финансами в «Норникеле», а затем подался в советники генерального директора ГК «Ростех», переместясь оттуда в ОАО «АВТОВАЗ», где вскоре занял должность президента «АВТОВАЗА»… Теперь он – руководитель «Роскосмоса».
Куратор, которому непосредственно подчиняется в правительстве Роскосмос и, соответственно, сам Комаров, ушел от него недалеко по части починки, сборки и запуска космических ракет и спутников. Этот куратор – Дмитрий Рогозин, который 23 декабря 2011 был назначен заместителем премьера РФ (на ту пору этим премьером был В.В. Путин) для курирования ВПК, оборонзаказа, национальной обороны, мобилизационной подготовки, морской политики, атомной и ракетно-космической, судостроительной, авиационной, радиоэлектронной промышленности, экспортного контроля, военно-технического сотрудничества, гражданской обороны, пограничной политики и Арктики.
Дмитрий Рогозин в том же, 1986 году, что и руководитель Роскосмоса Королев, окончил МГУ, но другой факультет – журналистики. Однако в 1988 году он обогнал Королева, окончив экономический факультет Университета марксизма-ленинизма при Московском городском комитете КПСС.
Были ли Комаров и Рогозин знакомы с университетских времен или нет, неважно, важно, что один из них, Комаров, под присмотром другого – Рогозина, строит нынче космодром «Восточный», с которого (по данным Википедии) первый пуск ракеты-носителя планируется на конец 2015 года, а первый запуск пилотируемого космического корабля — на 2018 год.
«Полетит или прилетит?», – заключайте пари, господа-налогоплательщики!
Обзор полетов Роскосмоса подготовила Надежда Алисимчик
P.S.Первую попытку поставить во главе Академии наук РФ кремлевского менеджера ученые отбили с малыми потерями, но не факт, что не будет следующей.
А как вы считаете, уважаемые читатели «АВ», кремлевский менеджер-сталевар Миклушевский сильно отличается от Комарова из Роскосмоса?