ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ ТМК ПОБЕДИЛ. Не полностью, конечно. Пока. Но сделал все для победы.
Напомним: компания попала в сложное финансовое положение, и гендиректор Виктор Гребнев передал (продал, так сказать) акции трем москвичам (каждому – по 25%): Игорю Нестеренко, Александру Мысину и Валентину Славину. С условием, чтобы они занялись финансовым оздоровлением компании и поиском заказов.
Ничего этого не случилось, и компания попала в процедуру банкротства. В конце концов работникам перестали платить зарплату – четыре месяца без зарплаты, и вообще – поголовное сокращение грядет.
С трудовым коллективом новый гендиректор Игорь Нестеренко встречаться не пожелал, другие москвичи – тоже. А поскольку в Москве была зарегистрирована новая компания «ТМК-инжиниринг», работники ТМК поняли (или посчитали, что поняли), что компанию ТМК хотят разорить и распродать, присвоить ее бренд – и с этим брендом строить мост через Керченский пролив.
Коллектив предпринял ряд шагов.
Во-первых, инициативная группа написала письмо Путину и распространила его в интернете. Путин (или президентская администрация) не откликнулся. Не откликнулись и вообще какие бы то ни было ведомства и министерства. Позвонили только с «Эха Москвы», так что факт письма был озвучен центральным СМИ.
Во-вторых, профсоюз собрал производственное собрание, куда были приглашены оба гендиректора – прежний и нынешний. Прежний, Гребнев, прибыл, нынешний, Нестеренко, нет.
Коллектив утвердил письмо Путину и принял резолюцию: выплатить зарплату до 30 апреля и не позволить москвичам распродать имущество ТМК. Иначе…
А что – иначе? Власти (правительство и Дума) обезопасились на этот случай! За перекрытие дорог и мостов – тюрьма! Уголовная ответственность! Так что Золотой мост перекрыть – низззя!
Зато Путин как раз собрался проводить «прямую линию» с народом. Это повод и возможность. И таки да, работнику ТМК с космодрома Восточный удалось сказать свое слово, свое обращение. Которое было подкреплено надписями на крышах бытовок-вагончиков: зарплату не платят!
Путин был удивлен: подрядчик деньги получил, почему не получили рабочие – разберемся. И призвал Антона Тюришева, сообщившего о беде с зарплатой, лично доложить, когда долги погасят. Однако куда звонить для доклада, мостовик до сих пор не знает – чиновники не звонят.
Ну и пусть не звонят. Дело завертелось.
Раньше, еще до производственного собрания, прокуратура Уссурийска возбудила уголовное дело о невыплате зарплаты – как полагается. Но на суд по этому поводу не явилась. Суд, естественно, не состоялся.
Работники ТМК подозревали, что в этом деле есть интерес министра… Не будем называть, какого именно, потому что пока у него ничего не получилось. Видите ли, строительство космодрома курирует Дмитрий Рогозин, а он вице-премьер, что гораздо выше рядового, в общем-то, министра. Одно дело – тихо воровать, это у нас не возбраняется. И совсем другое дело – воровать, подставляя вице-премьера и самого Путина. Да еще чтобы это стало известно на всю страну. Такое не прощается!
Чуть ли не мгновенно был задержан гендиректор ТМК Игорь Нестеренко. Рабочие видели его разве что мельком и не знали, где он находится – во Владивостоке или в Москве.
Ничего, правоохранители нашли. И вскоре предъявили ему обвинение: невыплата зарплаты и мошенничество: «По ходатайству следователя следственных органов СК РФ по Приморскому краю суд избрал в отношении генерального директора ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» И.В. Нестеренко меру пресечения в виде заключения под стражу.
Он подозревается в совершении преступлений, предусмотренных статьями «невыплата заработной платы» и «мошенничество», — говорится в сообщении. Не выплачивал он зарплату «из личной заинтересованности», хотя возможность имел. Да еще и, по материалам УФСБ по Приморскому краю, он похитил «совместно с другими лицами» денежные средств, принадлежащих ЗАО ТМК», в сумме 55 миллионов рублей.
Это не все. Копать так копать! Тем более что «добро» на это явно дано. По уголовному делу проводится комплекс мероприятий, направленный на установление всех обстоятельств произошедшего, проведены обыски в офисах компании, в местах проживания генерального директора и других лиц, в ходе которых изъяты электронные носители информации и документы, имеющие значение для уголовного дела. Также принимаются меры для истребования информации об имуществе подозреваемого для решения вопроса о наложении на него ареста.
И это еще не все! Прокуратура в настоящее время проверяет процедуру сокращения штатов ТМК.
«В ходе надзорных мероприятий уже выявлены факты необоснованного принятия решений о расторжении трудовых договоров по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организации с лицами, обладающими гарантиями при расторжении трудового договора, предусмотренными ст. 261 ТК РФ», - сообщает прокуратура. И уточняет:
«Так, при принятии решений о сокращении работников в период с февраля по март 2015 г. работодателем в соответствующие приказы включены женщины, имеющие детей до 3 лет, и одинокая мать, воспитывающая ребенка-инвалида в возрасте до четырнадцати лет. Указанными действиями нарушены требования ст. 261 ТК РФ, устанавливающей запрет на расторжение трудовых договоров по инициативе работодателя с данной категорией работников».
Прокуратура применяет все статьи закона, какие только можно: «Установлено, что в период с февраля по март текущего года 435 работников ЗАО «ТМК» в предусмотренном законом порядке уведомили работодателя в письменной форме о приостановлении работы до полного погашения задолженности по заработной плате. Однако работодатель не начислял средний заработок указанным работникам за период приостановления работы, а также денежную компенсацию в порядке ст. 236 Трудового кодекса РФ».
Это, кстати, на заметку тем, кому зарплату задерживают: если уведомить работодателя «в письменной форме в установленном законом порядке о приостановлении работы до полного погашения задолженности по заработной плате, то работодатель за это время обязан платить средний заработок! Вот так-то.
На космодроме много чего выяснилось после втыка от Самого Главного. Масштабы воровства – поистине безграничные. Но мы не о космодроме, мы о ТМК.
Основные долги предприятия – от строек саммита. Вот например: «ТМК закупило за 56 миллионов рублей лазерную подсветку для моста, которую никто предприятию не оплатил. Перед саммитом всё решалось так: вы купите, сделайте, потом разберемся». Это агентству REGNUM рассказывает сотрудник ТМК.
Я подозреваю, кто этот сотрудник – из новой команды москвичей, он пытается обелить нового гендиректора: «Люди спрашивают, где зарплаты — в подсветке моста, яхтах и так далее». В верности работодателю, в принципе, ничего плохого нет. Но про «яхты и так далее» давайте лучше подождем сообщений прокуратуры.
А вот про неоплаченную подсветку…
Если ЗАО «ТМК» выживет, сохранится после этой истории – надеюсь, компания больше не будет участвовать в грандиозных проектах по принципу «вы купите, а потом разберемся». Никаких Керченских мостов!
Себе дороже.