Отношения между Россией и Украиной в последнее время, мягко говоря, далеки от идеальных. К сожалению, пока обе эти страны говорят друг о друге больше плохого, чем хорошего. Но ведь помимо политической дискуссии, взаимных упреков и картинок ужасов войны, которые транслируются по телевидению, есть еще другая сторона действительности — это то, как живут граждане этих стран и как они воспринимают происходящие события. Об этом говорится гораздо меньше. Между тем, именно настроения жителей, их надежды и ожидания от затянувшего противостояния нагляднее всего демонстрируют, насколько далеко зашел этот конфликт.
Русскоговорящий Киев
Андрей Коваленко на протяжении многих лет живет в нашем городе, который стал для него вторым домом. Но при этом он продолжает оставаться гражданином Украины, где он родился, вырос и получил высшее образование. Поэтому он отправлялся в отпуск не как в увеселительную туристическую поездку, а ехал к себе домой, чтобы отдохнуть и посмотреть, как живет и чем дышит Киев.
Вместе с Андреем на запад отправилась и его жена Ольга, которая в отличие от мужа является гражданкой России. Первым украинцем, которого они встретили при въезде в эту страну, стал пограничник киевского международного аэропорта Борисполь. Пограничник разговаривал на русском языке и поинтересовался у Ольги — гражданки России, не боится ли она ехать на Украину. Она ответила, что ей нечего бояться, так как считает своим домом обе наши страны. Зная украинский язык, тем не менее, в Киеве супруги решили разговаривать исключительно на русском языке, чтобы посмотреть, как киевляне относятся к русским. Жители города отвечали практически исключительно на русском.
— Киев — процентов на 80 русскоговорящий город, — говорит Андрей Коваленко, — конечно, в разговоре могут одновременно использовать и русские, и украинские слова, но никого это не смущает. В последнее время, и это касается больше молодежи, многие перешли на украинский язык. Но не потому что им вдруг стало удобнее так разговаривать. Думаю, это больше из патриотических побуждений.
Синий верх, желтый низ
Патриотические чувства довлеют над многими и при выборе одежды. Немало молодежи можно было заметить в вышиванках — традиционной украинской вышитой рубашке. Либо вместо нее подбирали одежду с трезубцем — гербом Украины или под цвета украинского флага — синий верх, желтый низ. В продовольственных магазинах жители Киева, как правило, стараются игнорировать российские продукты, предпочитая им украинские. На витринах российскую продукцию отмечают флажками с триколором России. Причем делают это сами же хозяева магазинов. Понятно, отметил Андрей Коваленко, что никакой экономической выгоды они в этом не имеют. Но, видимо, готовы нести некоторые убытки ради того, чтобы подчеркнуть, что они тоже против российской продукции.
Собственно, в магазинах имеются все продукты и в более широком ассортименте, чем в нашем городе. То же молоко в одном из супермаркетов было представлено двенадцатью производителями. И цены на продукты ниже, чем в Уссурийске. Но в Киеве и зарплаты заметно меньше, чем у нас. Средняя зарплата составляет 4 тысячи гривен или около 14 тысяч рублей по состоянию на июль — начало августа, когда Андрей был на Украине. Сейчас с падением курса гривны по отношению к рублю, при обмене 4 тысячи гривен на российскую валюту можно выручить только около 12 тысяч рублей. И это в столице Киева. В других городах Украины зарплата и того меньше. Именно поэтому огромное количество украинцев выезжали в Россию и страны Европы, чтобы заработать своим семьям на жизнь.
Россияне не виноваты
В городе войны не чувствуется. Работают предприятия, государственные и общественные учреждения. В повседневной жизни люди стараются не говорить о войне. Но хочешь ты того или нет, война дает о себе знать. На подъездах домов можно увидеть листовки с объявлениями, предлагающими записываться в отряды местной самообороны, чтобы в случае возможных беспорядков защищать жизненноважные объекты того или иного района. Очень распространено волонтерское движение. Киевляне, а также артисты, которые устраивают благотворительные концерты на Крещатике, занимаются сбором пожертвований на украинскую армию, работают в госпиталях. Помогают с расселением беженцев из Крыма и восточных областей Украины. Их размещают не только в Киеве, но и в других регионах страны.
Единственное место, где все говорило о войне и столкновениях в Киеве осени-зимы 2013-2014 годов — это был Майдан. В середине августа по указанию мэра Киева Виталия Кличко все баррикады были разобраны. Но на тот момент, когда Андрей Коваленко находился в столице Украины, они еще высились над главной площадью страны, доходя высотой до 5 метров. Но это был уже не тот очаг сопротивления, который показывали зимой по телевидению. Летом никого из тех, кто стоял на Майдане полгода назад, не осталось. Главная площадь страны, на которой еще с зимы возвышалась новогодняя елка, со временем превратилась в прибежище бомжей. Там пахло мочой, фекалиями. Именно там, в основном говорили о политике и о войне. Там же стоял свободный микрофон, работавший ежедневно в течение одного часа. И любой мог воспользоваться им, чтобы высказаться на любую тему. Каждое воскресенье собиралось вече. Естественно, в основном говорили о политике, проявляя недовольство политикой руководства России. В то же время к россиянам ни на Майдане, ни в целом в Киеве жители города антипатий не испытывали, считая жителей России заложниками конфликта, возникшего между странами.
В бывшей резиденции Януковича
Побывали супруги Коваленко и в Межигорье — бывшей резиденции прежнего президента страны Виктора Януковича. Ландшафтный дизайн, набережная длиной 3 километра вдоль Днепра, пятиэтажный дом, наполненный золотыми люстрами, золотыми унитазами, голубятня, зоопарк, пруды с раками, фермы, где выращивали овец и страусов, гараж с раритетными автомобилями, на которых ездили Элвис Пресли, Юрий Никулин и королева Великобритании Елизавета II, современный кинологический центр. Все это принадлежало одному человеку, причем многое из имущества было записано на подставных лиц.
Сейчас за бывшей резиденцией Януковича присматривают добровольцы, содержа огромное хозяйство за счет средств, которые жертвуют посетители. Работают в огромной усадьбе и жители села Новые Петровцы. Они здесь были и при Януковиче, но когда Межигорье потеряло своего хозяина, все работники отсюда ушли. А потом вернулись, правда, уже на меньшую зарплату, так как в связи с безработицей в этих местах, выбирать место работы не приходится. Но больше всего от смены режима и собственника Межигорья пострадали не они, а животные, за которыми из-за недостаточного количества средств ухаживают уже не так заботливо, как ранее. Самый распространенный вопрос, который обычно задают посетители Межигорья: «Зачем это все было нужно одному человеку?».
За единую и неделимую
Самыми больными для киевлян являются крымский вопрос и вопрос восточных территорий Украины, где сейчас идет война. По мнению Верховной Рады, оба этих региона являются неотъемлемой частью территории Украины, и со временем их надеются вернуть. Крым считается временно оккупированной территорией, гражданам Украины запрещено вести там бизнес. А жителей Крыма, принявших российское гражданство и пожелавших въехать к родным или по делам на Украину, могут завернуть на границе назад.
Жители Украины, сказал Андрей Коваленко, хотят построить правовое государство, основанное на соблюдении закона. Представители всех ветвей власти, кто запятнал себя связью с прежним руководством страны, по всеобщему, мнению должны лишиться своих постов. Что касается пришедшего к власти 25 мая 2014 года нынешнего президента страны Петра Порошенко, население поддерживает его политику, направленную на сохранение целостности страны. Говорить же об одобрении или осуждении его действий в социально-экономической сфере деятельности пока еще рано, так как во главе страны он пробыл еще слишком мало времени.
На фото баррикады на ул. Институтской, где шли самые жестокие бои с «Беркутом».
Фото Андрея Коваленко.