фото

— Какое великолепное творение, наша бухта и прилегающие к побережью Находки пляжи! Знаменитый путешественник-мореплаватель капитан «Кон-Тики» Тур Хейердал, побывавший в августе 1981 года в Находке на этих берегах во время VI Международного семинара молодых исследователей по проблемам сотрудничества в бассейне Тихого океана, назвал наш залив Восток «жемчужиной у моря». Он искренне пожелал беречь его, как зеницу ока, посетил одну из биологических станций морского заказника «Залив Восток».

В западном направлении на берегу залива Восток и поселка Ливадия с чистейшими песчаными пляжами расположились пионерские лагеря, базы отдыха, оборудованы стоянки прогулочных катеров, лодок и яхт.

Детский спортивный лагерь «Антарес» дал дорогу в жизнь знаменитым спортсменам-морякам. Здесь приобретал свои морские навыки знаменитый на весь мир отважный путешественник Федор Конюхов.

Восточнее Находки действует порт Восточный.

Но город испытывает трудности, созданные теми, кто правил, не вкладывая должные средства в развитие предприятий, не думая о будущем.

На фоне этой безрадостной картины к нам пришли «благодетели» — ЗАО «Восточная нефтехимическая компания» дочернее предприятие ОАО «НК «Роснефть».

В местных СМИ в 2008 году появилась информация, что будет построен один из мощнейших в мире нефтехимических комплексов – сначала на 20 млн тонн переработки углеводородного сырья в год, и жизнь как находкинцев так и жителей Партизанского района Приморского края будет не хуже, чем в Кувейте.

Вопреки законодательству России на мысе Елизарова начали строить вспомогательный объект к комплексу, на строительство которого, как мы считаем, не было получено разрешение. А ведь вспомогательный объект можно строить без получения разрешения на строительство в том случае, если основной объект уже существует, или если на строительство основного объекта получено разрешение.

В городе появились группы гастарбайтеров из Средней Азии, в автобусах – иностранная речь.

Предъявить претензии именно к ВНХК и Роснефти было невозможно, так как вспомогательный объект к основному объекту ВНХК строила другая организация. А ВНХК проводила на территории, занимающей несколько сотен гектаров, изыскания, уничтожая реликтовые деревья, кромсая рельеф. Территория тщательно охранялась от глаз общественности. В СМИ ВНХК заявляло об открытости, а на деле на площадку представителям общественности почти невозможно было попасть, чтобы осуществить общественный контроль. Активисты прорвались на площадку, сделали фотографии. По ним проведена экспертиза. Позже суд установит, что время фотографирования территории невозможно установить, и кто все это сотворил, создав пустыню на месте произрастания реликтовых деревьев. Никто так и не накажет тех, кто разрешил строить вспомогательный объект к несуществующему объекту.

Потом все заглохло, начался обратный процесс – вывоз тяжелой техники, щебня, плит. После ухода ВНХК, там, где рос реликтовый лес, нас встретил марсианский пейзаж.

В СМИ появилась информация – у Роснефти другие планы – строительство нефтехимического комплекса будет ближе к Восточному порту на улице Первостроителей поселка Врангель Находкинского городского округа Приморского края. Два года и там продолжался подобный процесс: ковырялась техника, вскрывался слой почвы, уничтожались деревья и растения, установлен первый камень ВНХК. И опять все заглохло!

Наступил 2014 год. В средствах массовой информации появились статьи, информирующие нас о новых грандиозных планах Роснефти – строительстве наикрупнейшего в мире (30 млн тонн по углеводородному сырью) нефтехимического комплекса на берегу залива Восток. «Порадовали» тем, что появятся тысячи рабочих мест.

Конечно, во время строительства десятки тысяч рабочих рук понадобятся, но что будет, когда комплекс начнет работать? Если это суперсовременная технология, то людей заменит автоматика и роботизация. Вывод: в будущем нас ждет еще более серьезный кризис – приехавшие не захотят уезжать отсюда, к нашей армии безработных добавятся десятки тысяч.

Нас уверили, что проект уже готов, так как будет использоваться проект Туапсинского НПЗ. Снова совершалась попытка проверить бдительность общественности. Но мы объяснили, что в Туапсе НПЗ, а не НХК, кроме того, реконструкция, а не новое строительство, следовательно, туапсинский проект не может использоваться, это будет, полагаем, нарушением закона.

В марте этого года жители округа и района вышли на митинг протеста против строительства ВНХК, в апреле — жители Находки обратились официально с требованием учесть их право на участие в общественных обсуждениях по вопросу строительства нефтехимического комплекса. ЗАО «ВНХК» проигнорировало его.

В очередной раз ВНХК пытается начать строительство этого вредного и опасного объекта до прохождения необходимых экспертиз.

В апреле 2014 года жители Находки и Партизанского муниципального района потребовали, чтобы проект был разработан на весь комплекс, но это требование также проигнорировано.

Приморские ученые этим летом разделились на две группы. Одни хотели финансирования научной деятельности от ВНХК, другие считают это финансирование в обмен мнимого общественного контроля недопустимым, так как изучать будет нечего.

Игра в наперстки продолжается?

8 августа 2014 года на территории поселка Врангель стали распространять буклеты с логотипом ВНХК, в которых появилась информация, что ВНХК снова переезжает во Врангель, поближе к Восточному порту. Но официальной информации нет. Поэтому нами сделан вывод, что эта информация – утка, закинутая, видимо, с целью успокоить местное население на время проектирования и прохождения государственной экологической экспертизы этого проекта, считаем. неполноценность которого разрешена нашим ущербным российским природоохранным законодательством.

фотоВсе эти «туда-сюда-обратно» происходят на глазах жителей города, по нашему мнению, показывают – специалисты ВНХК и нанятые ими проектировщики не проработали должным образом возможность размещения нефтехимического комплекса на юге Приморья.

Результат этих прыжков впечатляет – нефтехимический комплекс обсуждается с апреля 2008 года, но так и не начал строиться.

Может быть, цель вовсе не строительство комплекса, а освоение бюджетных средств на пиар-акции, бросовую работу дорогостоящей техники, материалы, зарплату сотрудников компании, оплату труда проектировщиков, упорно стремящихся втиснуть этот опасный объект туда, куда он не хочет втискиваться?

Обещают молочные реки и кисельные берега

С 2008 года идет активное спонсирование ВНХК Роснефтью: то на стадионе «Водник» обновило беговую дорожку, то крышу центру культуры починило, то в Находке аллею спорта оборудовало, так как местная власть забыла, что надо средства на капитальный ремонт общественных зданий и спорт закладывать в бюджет… Смотрите на унылый монумент, напоминающий надгробный камень (фото №1). Это не кладбище, это памятный камень аллеи спорта, сооруженный ВНХК. По нашему мнению, он мрачен даже для памяти жертвам политических репрессий.

Власть, думаем, с целью получения доходов в скудный бюджет, пытается создать видимость всеобщего одобрения строительства нефтехимического комплекса, совершает попытки ускорить начало его строительства, то устанавливается первый камень НХК, то провозглашается создание ТОР – территории опережающего развития, на которой «можно» начинать строительство, полагаем, до прохождения необходимых экспертиз.

«Считаем, альтернатива есть – мнимая в проектах, и реальная в предложениях общественности»

А ведь ВНХК уже давно могло начать строительство комплекса, если бы прислушалось к мнению местной экологической общественности. С осени 2011 года ВНХК предлагается перенести площадку строительства ВНХК севернее по восточному побережью, применять в дальнейшем вахтовый метод. Комплекс надо разместить на альтернативной площадке, не одной из тех, что прыгают из проекта в проект, несмотря на доказанную, по нашему мнению, еще в апреле 2008 года полную непригодность, а одну из тех, которые неоднократно предлагались общественностью. Построив ответвление от нефтепровода и железную дорогу в Дальнегорский район – центр химической промышленности Приморья, в район, имеющий гавань – Рудную Пристань, где много безработных специалистов, малочисленное население, неразвитая инфраструктура, Роснефть могла бы оживить центральные и северные районы Приморья, одновременно снизив канцерогенную нагрузку на юг Приморья. Ведь жители Находки и Врангеля, по нашему мнению, уже страдают от превышающего уровня угольной пыли в воздухе, а ВНХК Роснефти пытается осчастливить нас и наших детей тысячами тонн вредных выбросов в год в воздух, чтобы мы дышали не только канцерогенными и радиоактивными микрочастицами угля, но и опасными для жизни химическими соединениями?

Только плановые нормативные выбросы в атмосферу ВНХК, предположительно, составят 159 тонн в сутки, а розлив нефтепродуктов в морской природный заказник «Залив Восток» 1500 тонн в год.

Жители Находкинского городского округа имеют право на учет их мнения по вопросу строительства этого, считаем, вредного и опасного объекта, так как он, в случае размещения на одной из этих двух площадок, будет оказывать негативное воздействие на нашу среду обитания – город Находку.

Обращаемся к власти всех уровней с просьбой одуматься, и отказаться от планов втиснуть нефтехимический комплекс на юг Приморья, так как ему здесь, считаем, нет места.

С этой целью намерены 10 сентября 2014 года в 18 часов выйти на демонстрацию протеста и митинг «Против строительства нефтехимического комплекса на юге Приморья» на вертолетную площадку в районе озера Соленого города Находки.

Жители Находкинского городского округа и Партизанского муниципального района Приморского края,

Лира Ивлева и др.

Фото Л. Ивлевой и nahodkanews.ru