Масштабная велосипедизация Владивостока – не за горами?
Жители краевой столицы всё чаще пересаживаются на двухколёсный транспорт
Коротая время в душном автобусе, застрявшем в полуторачасовой пробке в центре Владивостока, как хочется пересесть за руль велосипеда и доехать до дома не по загазованной дороге с сигналящими друг другу машинами, а, например, вдоль моря, где и воздух чистый, и виды завораживают.
Кстати, таких желающих в городе – сотни, и с началом тёплого сезона на улицах всё чаще можно встретить велосипедистов. Многие из них практически не пользуются ни общественным транспортом, ни автомобилем, потому как давно сделали выбор в пользу велосипеда.
Только вот необходимой инфраструктуры в городе пока для велосипедистов нет. Однако горожан это не останавливает - за последние пару лет число велолюбителей во Владивостоке заметно возросло, и с каждым днём их становится всё больше. Нередко можно встретить и тех, кто из практических соображений пользуется авто и двухколёсным другом поочерёдно. С наступлением первых тёплых деньков то и дело в городе можно увидеть машины, на крышах которых красуются велики.
Между тем, во Владивостоке, да и в стране в целом, бытует стереотип, будто велосипед – это средство для занятия спортом, но никак не эффективный вид транспорта. Да и сам факт - сесть на велик и проехаться по городу - горожане воспринимают довольно дико.
– Ну, я же не мальчик маленький, чтобы на всяких самокатах кататься. Да и вообще, приеду так на работу – у виска покрутят. И неудобно это в нашем-то городе, - поделился со мной Олег, автолюбитель с семилетним стажем. – Пробки? Ну да, это напрягает – ну а что делать, город такой. В машине мне комфортно и всё под рукой. А на велосипеде как, в корзинку класть документы и вещи? Нет, это не для меня.
Бытуют и, казалось бы, вполне справедливые, разговоры и о том, что Владивосток не приспособлен для создания велосипедной инфраструктуры. И всё дело, мол, в «неказистом» рельефе, переменчивом климате и высокой автомобильной загруженности. Тем не менее, сами велосипедисты не считают ни одно из этих положений преградой.
– Поверьте, тот, кто хочет, обязательно найдёт возможности – кто же не видит в этом плюсов, непременно найдёт целую кучу «справедливых» причин. Рельеф? У меня скоростной велосипед, и я не вижу сложностей в преодолении городских сопок – к тому же, я сам себе хозяин, что мешает кататься там, где их нет? Климат – ну, это же смешно. Идёт дождь – сиди дома, пользуйся авто или общественным транспортом, какие проблемы. Машины? Так в том-то и дело, что я на велосипеде, и всегда сам себе составлю удобный маршрут.
Никогда не думал о каких-то «минусах», мне это нравится и я получаю от этого исключительно удовольствие!, - рассказал Александр, уже около шести лет бороздящий город на двухколёсном друге.
Евгений Мамаев, один из организаторов движения «Велосипедизация Владивостока», и вовсе уверен, что езда на велосипеде не только приятное, но и вполне обычное явление - всё равно что куртку надеть или в магазин сходить.
Два года назад молодой человек посетил Санкт-Петербург, где активно развивается велосипедная инфраструктура, и подумал – почему бы не организовать нечто подобное и во Владивостоке? Сегодня идея не только успешно прижилась, но и активно развивается – организаторы движения устраивают велопробеги, велоночи и велопикники, а также другие интересные мероприятия. Кроме того, в планах у молодых людей – открытие школы для велосипедистов.
Однако, чтобы сделать в городе те же велодорожки и парковки, требуется существенное финансирование. И без поддержки на муниципальном уровне здесь, само собой, не обойтись.
– Мы, конечно, не являемся профессионалами в области градостроения и прочего – но мы предлагали властям привлечь к развитию велосипедизации различные структуры. В том числе предлагали и собственную стратегию того, как можно было бы начать. Мы создали проект, но в его реализации нам отказали. Мы предлагали привлечь людей из департамента транспорта, из дорожно-коммунального хозяйства – тех, кто обслуживает дороги, но нам сказали, что пока этого делать не нужно. Поэтому говорить о структурных изменениях пока невозможно, - рассказывает Евгений.
Как сообщают чиновники, инициативы авторов проекта «Велосипедизация Владивостока» сегодня активно поддерживаются. Однако сами власти не спешат заниматься этим вопросом.
«Безусловно, для Владивостока это актуально, и мы пытаемся идти навстречу ребятам, которые занимаются велосипедизацией. Но вы ведь понимаете, что это дело не одного дня – вписать в имеющуюся дорожную систему велосипедную инфраструктуру, - сообщили в пресс-службе администрации края.
Как утверждают местные эксперты в области дорожного хозяйства, сегодня у города есть все шансы для дальнейшего развития полноценной велосипедной инфраструктуры.
Игорь Кравцов, президент Приморской ассоциации транспортных компаний, считает, что предпосылки для велосипедизации города у Владивостока, безусловно, есть. Однако вопрос безопасности является важнейшим. Также эксперт полагает, что городу не хватает культуры вождения, над которой ещё предстоит работать: – У нас во Владивостоке она плохая. Не уважают пешеходов, мотоциклистов - неужели велосипедистов начнут уважать? Вряд ли. Поэтому здесь дело не только в переоборудовании дорог.
Однако прежде чем создавать велосипедную инфраструктуру, необходимо привести в порядок обычные дороги, считает Владимир Кузнецов, председатель приморского отделения Всероссийского общества автомобилистов. Владивосток – один из наиболее автомобилизированных городов России. У нас нет нормального дорожного покрытия, нет стоянок, а мы говорим о велосипедах. В таких условиях это вопрос второстепенный, - прокомментировал ситуацию эксперт. Между тем не стоит забывать и о тех очевидных плюсах, которые может дать городская велосипедизация. Во-первых, это улучшит экологию. Во-вторых, поможет разгрузить дороги. К тому же, обслуживание велосипедов обходится дешево.
К слову, сами горожане отзываются о набирающем обороты велосипедном движении исключительно в положительном ключе – будущее, по их мнению, явно не за растущей автомобилизацией.
– Не вижу в этом ничего плохого. Приятно видеть молодого человека, который занимается спортом и держит себя в форме, а не пьёт пиво в подворотне. У меня, кстати, тоже есть велосипед, но кататься по городу не рискую – только за городом. Вот если бы в том же центре появились велосипедные дорожки, я бы с радостью по вечерам каталась. Это ведь такое удовольствие - прокатиться по вечернему городу самому, а не сидя в душной машине или автобусе. Да и машин, думаю, хоть немного бы поубавилось, - считает Анна, жительница города.
…Сегодня есть целый ряд зарубежных примеров, когда высокая автомобильная загруженность рано или поздно сама вынуждала прибегнуть к внедрению велосипедизации. И сейчас в этих странах не только снизилось количество ДТП, но значительно улучшилась и городская экосистема, и снизился поток машин. Чего Владивостоку, к слову, категорически не хватает.
Ирина Еремина.
На верхнем снимке: парковка персонального депутатского транспорта у входа в парламент Дании.