ПРОБЛЕМА С НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИЕЙ
Ну да, ну да, Лермонтов. Как потомок осудит его время – с насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом. Ну да, осудили. Плохо про время Палкина говорят. Но кипения страстей мы не видим. Попросту не помним. А были ж схватки боевые!.. Никому они теперь не интересны. Страница перевёрнута, забудьте.
Ага, забудьте. Аж два раза. Почитайте разных историков – вы ахнете!
На самом деле, история всегда жива. В ней столько разного случилось, что любой правитель страны легко найдёт себе пример для подражания или хотя бы тайной симпатии… Да и любой человек – не только ж правители в историю вошли.
Проблема с новейшей историей. Термин такой: Новейшая история. Что это? Каковы временные рамки? Что уже остыло и готово для школы, а что ещё кипит и – уберите детей от экрана?
КТО И КАК ЗАХВАТИЛ РОССИЮ
Все эти размышления, разумеется, из-за нового фильма под названием «История большого заговора. Кто и как захватил Россию». Автор – красавица-расследовательница Мария Певчих*. И фильм – расследование, ничего больше. Название, конечно, ни о чём, слишком абстрактное. Его, наверно, и сама Мария* не помнит. Потому что главное название не название, а клеймо, как я полагаю, оно появляется крупно на экране, красным, кратко: ПРЕДАТЕЛИ.
Да, это она, насмешка горькая обманутого сына (идея принадлежит Алексею Навальному**) над промотавшимся отцом. Да, со строгостью судьи и гражданина. Не презрительным стихом (с этим у нас проблемы), а презрительным фильмом. Всё, вроде бы, по Лермонтову… но чего-то не хватает.
Ну как чего! Лермонтова и не хватает. В нашей ситуации – Навального**.
Ну, казалось бы… Мария* во всевозможных комментариях и объяснениях повторяет, что делала этот фильм сначала в подарок Навальному**, потом в память о нём. На его идеях. Всё так! Но – нет…
МАКЕ ОСТАЛСЯ БЕЗ ДЮМА?
Тут небольшое отступление. Все знают, что Дюма писал свои гениальные произведения не один, на него работали «негры» (тогда и возник этот термин).
Один из главных «негров» – Огюст Маке. Он находил сюжеты истории, писал тексты, а потом к текстам подходил Дюма, слегка поправлял их – и выпускал очередной шедевр под своим именем. Были и другие «негры», потому что Дюма много чего выпустил в свет. Всех всё устраивало…
Но однажды Маке решил, что это несправедливо. Он столько делает! Он столько пишет! А слава достаётся только Дюма… Нет, страна должна знать своих героев! Маке вышел из тени, Маке потребовал своей доли славы (деньги за «негритянство» он и без того получал).
Дошло ли дело до суда – не помню, но Дюма не слишком спорил и даже покладисто выпустил пару книжек за авторством Дюма и Маке. В качестве доказательства Маке опубликовал свой текст – каким он был до редактуры Дюма…
На этом всё сломалось. Текст Маке оказался сереньким, ничем не примечательным, граничащим с графоманством… Весь блеск, вся гениальность и – не будем стесняться – всё бессмертие оказалось принадлежащим только Дюма… Маке осталось только объяснять: «Я негр того негра, которого вы только что похоронили». А вы что, думали, что только в России был арап Петра Великого?
РАССЛЕДОВАНИЕ? ИЛИ ПРОПАГАНДА?
В фильме, конечно, не такая разница. Но она ощущается всё равно. Нет неуловимого смешка Алексея**, нет битвы добра с нейтралитетом. Есть расследование, да. Расследование ситуации, выпавшей из истории. Слегка одностороннее, но только слегка. Ну да, факты, пароли, явки.
Я жила в то время. В отличие от отличницы Марии*, диплом писавшей у Дугина (Москва, на мой взгляд, полна странными личностями на вполне, казалось бы, приличных должностях), в 90-е я была уже вполне взрослой. И даже в 80-е – тоже. И смотреть фильм Певчих* мне было скучно. Да я всё это давным-давно знаю! Ну да, я – не москвичка, но немало как раз в 90-х поездила по Сибири и Дальнему Востоку. Возможно, кстати, европейскую часть России 90-е затронули сильнее. Я даже знаю почему!
В одной из книжек Дарьи Донцовой (по моему мнению, хуже Маке!) одна из второстепенных героинь в советское время работала в каком-то типа научном институте и изучала Серафимовича. В 90-е Серафимович оказался никому не нужен, и институт прекратил своё существование, выбросив сотрудников на дорогу.
КОНТОРА ЗАНИМАЕТСЯ НИЧЕМ
А одноклассница моей универской подруги в то время училась в Политэне на архитектора. Это ещё начало 80-х. Осенью у студентов – картошка, а летом – архитектурная практика. И вот после одного из курсов она на практику попала в Ленинград. Ленинград! И город-то хорош, и архитектура – ничего себе, повезло девчонке!
Повезло. Когда она пришла в контору, где должна была практику проходить, то обнаружила, что ничему её там не могут научить, потому что контора занимается ничем. Вот просто ничем! Приходят вовремя, сидят положенное время, что-то считают, пишут, но, на самом деле, это – ничто.
Девчонка не растерялась. Она не стала возбухать, а приняла предложенные правила. Вечером и ночью она шарахалась по Ленинграду, ходила на всевозможные тусовки, прожигала жизнь, а утром чинно являлась в контору, в отдалённом углу расставляла стулья – и спала.
Вот подобных контор, полагаю, по нашу сторону Урала либо был минимум миниморум, либо, вообще, не было. Видимо, кому нужны задрипанные Омск, Иркутск или Хабаровск (не говоря уж о Владивостоке), все жулики-лентяи-ловкачи собираются где получше, в столицах! А когда оказалось, что нужно выдавать реальный продукт – тут-то они все и посыпались!
КАК ВЫЖИВАЛИ В 90-е
Как-то в начале 2010-х в Москве собирали начинающих журналистов-расследователей со всей России на неделю. Вот мы там наслушались! Не на занятиях, а после. Всяк готов был рассказать, как он и его семья выживал в 90-е. Как закупали у крестьян мешками картошку и потом питались, в основном, драниками (впервые узнала о таком блюде!). Как в малолетстве украли гуманитарный мешок гречки… Мы, дальневосточники, только глазки выпучивали – нифига, оказывается, какое тяжёлое было время!
Кстати… Не первый раз… Как-то старшая коллега рассказывала, как давно, ещё в глубоко советское время переселенки-хетагуровки, оказавшись на дальневосточной земле, в шоке восклицали: «Ой, сколько рыбы! И её можно всю есть!» Но давайте не будем об этом, а то недолго и в сепаратизм удариться…
На мой взгляд, тяжёлая жизнь и проблемы начались не в 90-е, а чуть раньше, в конце 80-х. Когда Горбачёв попытался улучшить – и оказалось, что вынул какую-то важную деталь из середины цепочки, и всё посыпалось неудержимо.
Вот про это время выпустить бы расследование! Это было бы действительно историческое событие и историческое (в смысле – говорящее об истории) расследование, сродни учебнику…
ФИЛЬМ «ПРЕДАТЕЛИ»
Фильм «Предатели» – ну, интересный. Но ничего нового и ранее неизвестного. Восторг, с которым его принимают массы, как раз в этом и состоит: они уверены, что их обманули и обокрали. Кто – все и до кино знали. Смотри какое открытие – Чубайс! Но об этом с экрана говорят – какой восторг! Ну да, Путин то же самое говорит, и Зюганов тоже, но они говорят – и всё. Кто ж слушает. А здесь – на экране! Красиво! Доказательно! И рассказчица какая красотка! Майский день, именины сердца…
И ни-ни-ни, никакого вранья! Ловко подобранные доказательства. Пока первая серия, потом продолжится ещё в двух. Везде – факты и ничего более.
Нам расскажут, кто и как захватил Россию. Как мы дошли до жизни такой.
Но не скажут – почему. Фильм ведь расследовательский? Да, расследовательский. Но не исследовательский, вот и всё.
ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ОТЦОВ
А пока что обманутые сыновья составляют проблемы для отцов. По-разному.
СМИ сообщили, что сын мэра Орска Козупицы купил себе дорогостоящую квартиру в Объединенных Арабских Эмиратах. Мэр не стал ничего отрицать и прятаться по углам, а записал ролик, где честно сказал, что да, купил, он же – не лентяй какой-то, а вполне себе рабочий человек с образованием, так что на свои деньги, и отвалите, завистники…
Но от наводнения уйти Козупице не удалось: внезапно оно случилось и в Дубае, прям потоп! Завистники, не умрите от смеха!
Другой способ посмеяться – пермская история. Есть такой Алексей Демкин. Был он мэром Перми, думаю, заработал на этом. Потом (только что) был зампредом правительства Пермского края, курировал деятельность министерства территориального развития и министерства по делам Коми-Пермяцкого округа, тоже на этом зарабатывал, как я полагаю.
Про сына его – не скажу, что рабочий человек с образованием, но что невоздержан на язык – это точно.
Вот недавно ролик сделал, где показывает чудесные виды из окна – Бали. Пальмы, холмы, ясное синее небо. И вот он после красочных видов обращается к зрителям: «На хрена мне Пермь?» Логичный вопрос, верно?
А папе пришлось уволиться.
Нет, что-то не ладится в отношениях детей и родителей!
Марина ЗАВАДСКАЯ.
На снимках:
1) Мария Певчих*, фото – BBC;
2) Ельцин на защите Белого дома, фото – КП.ру.
* – российские власти считают иностранным агентом.
** – внесен Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов.