Чего вы не знаете, если спите спокойно 27 января юристы Дарья Милославская, Ольга Шумбурова, Екатерина Васютина, Софья Прохорова и Александра Сазонова в Институте региональной прессы  (Санкт-Петербург), провели встречу для руководителей  некоммерческих организаций Юристы говорили о новом регламенте Минюста по проверкам НКО и  об анкете, которую Министерство юстиции разослало некоммерческим организациям.

Контроль за НКО по прежнему осуществляется в рамках 294  ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении надзорных мероприятий».

11 января вступил в силу  новый Регламент, в соответствии с которым Министерство юстиции будет осуществлять  контрольно-надзорные мероприятия и проверки деятельности  некоммерческих  организаций.

Из Регламента исчез принцип добросовестности НКО, а также принцип невмешательства Минюста в деятельность НКО.

Минюста может  вмешаться в том случае, если в результате проверки будут выявлены нарушения

У руководителя НКО появилась обязанность присутствовать на проверке и давать письменные  пояснения. Если речь идет о документарной проверке, то объяснения должны быть даны в течение 10 дней, а если проверка выездная, то обеспечить рабочим местом проверяющих и дать объяснения в течение 2-х дней.

В Регламенте закреплен исчерпывающий перечень документов, которые сотрудники Минюста вправе требовать у НКО. Список состоит из 46 пунктов.

Теперь Минюст запрашивает у НКО информацию об участии в конкурсе на получение отечественных и зарубежных грантов, причем, не только о тех конкурсах, в которых НКО одержала победу, а обо всех поданных заявках. Кроме того, в Минюст необходимо предоставлять содержательные отчеты по всем проектам.

1 марта 2022 года вступают в силу новые формы отчетности НКО, утвержденные 185-м Приказом Минюста от 30 сентября 2021 года. Появились строки о средствах, полученных НКО от юридических лиц, бенефициарами которых являются иностранные граждане.

При этом НКО обязаны размещать в Интернете информацию о своей деятельности. Правда формы информационного портала о деятельности НКО,  безнадежно устарели уже «два приказа назад». И к 15 апреля,  то есть к сроку, когда все НКО должны отчитаться о своей деятельности за 2021 год, на портале формы, скорее всего,  не обновятся. Получается, что эта возможность отчитаться на портале Минюста будет закрыта.

Отчет надо будет отправить в Минюст почтой России. С описью вложения и уведомлением о вручении. Но никуда не исчезает обязанность опубликовать отчет для всеобщего обозрения. И не забыть удалить из отчета информацию о персональных данных.

Новый Регламент Минюста о порядке проведения проверок подозрительным образом пересекается с той анкетой, которую некоммерческие организации получили практически во всех субъектах.

 

Некоторые вопросы анкеты , направленной всем НКО, с комментариями юристов

О расчетном счете в банке. Есть ли он у вас вообще — это первый вопрос, который вам задает Минюст

Следующий вопрос — в каком банке он у вас  открыт — в российском или иностранном* У нас, как у юристов возникает вопрос — а иностранный банк — это что? Например банки с иностранным названием — Райффайзенбанк, открыт на территории России и действует под иностранным названием, это иностранный банк, но, вообще говоря,  это российское юридическое лицо, получившее лицензию на территории РФ и работающее в соответствии с российским законодательством. Ясности здесь нет, юристы рекомендуют писать, что счет открыт в российском банке, даже, если у вас счет в таком банке с иностранным названием. Потому что есть у них опасение, что наличие счета в иностранном банке может навести на мысль — а не надо ли вас проверить на наличие признаков иностранного финансирования.  

Любая операция НКО находится под особым контролем Росфинмониторинга. Обо всех операциях банк обязан сообщать. А Росфинмониторнг может сообщить в Минюст.

 

Нежелательный клиент банка

Масштабная поправка в 115 ФЗ « О противодействии отмыванию денег, полученных преступным путем и о противодействии терроризму». Каждое юридическое лицо получит одну из трех категорий — высокого, среднего или низкого риска. Категорию вначале присвоит ЦБ  после того, как банки передадут в ЦБ все сведения о том, какие открыты счета. А дальше банки могут либо согласиться, либо не согласиться  и присвоить свою собственную категорию.

Если клиент попадает  в зону «зеленого» риска, то ему не могут отказать в открытии счета ни в одном кредитном учреждении, операция, если она сделана по поводу зеленого клиента, не может быть отклонена. Для клиентов «желтой» категории по сути по сравнению с тем, что есть сейчас, мало что  меняется.  У клиентов «красной» категории только два пути — либо добровольно ликвидироваться, либо попытаться оспорить свое включение в специальной комиссии, которая будет создана при ЦБ. С того момента, как организация будет признана «красной», по сути она не сможет осуществлять деятельность. Любые платежи, кроме налоговых, кроме зарплаты за тот месяц, в котором произошло включение, только в размере суммы, не превышающей  в предыдущем месяце, и только расходы на ликвидацию, вот это все что можно будет провести такому клиенту. Вопрос о том, что будет с теми деньгами, которые подвисают на счете в этот момент, пока остается открытым. Закон нам на это ответа не дает. 

 

Вопрос о количестве волонтеров или добровольцев.  При заполнении анкеты нужно помнить о том, что далеко не всякая НКО может привлекать добровольцев и волонтеров именно к любой деятельности.

Либо в благотворительных целях, либо в общественно полезных. И такая деятельность должна в уставе быть прописана.

 

По поводу руководителей — иностранных граждан. А если двойное гражданство? Вопрос интересный.

 

Об управлении  руководителя другими НКО

 

По поводу контрольной деятельности в НКО.

 

Кто в организации ведет учет накладных расходов?

 

 О государственных грантах. Не понятно, что составители анкеты подразумевают под государственными грантами и фонами? 

В законе понятие государственных грантов не сформулировано. Догадываемся, что гранты, полученные от Фонда президентских грантов. Из анкеты не понятно, это ли составители анкеты  подразумевали.

 

О спонсорстве.

Вопрос анкеты: Спонсировалась ли деятельность вашей организации сторонними организациями, НКО?

Спонсорство это понятие рекламного законодательства. Предполагается, что заключение спонсорского договора влечет за собой  упоминание логотипа того или иного юридического лица, которое спонсирует культурное, спортивное или подобные мероприятия. Это не  пожертвование. Это рекламная услуга. Не все организации имеют возможность такие услуги оказывать, потому что у НКО  может не быть такого вида деятельности как рекламные услуги.

Любой положительный ответ на этот вопрос влечет за собой запрос документа, подтверждающего рекламную услугу. 

 

Про ящики.

Единственный способ получения наличных денежных средств это получение их в ящик для  сбора благотворительных пожертвований. В законодательстве есть нормы, которые регулируют порядок использования ящика. Только та организация, в уставе которой зафиксировано право осуществления  благотворительной деятельности, может использовать ящик. Ежегодно нужно отчитываться в Минюст об использовании тех пожертвований, которые были положены в ящик. С 1 марта 2022 года вступят в силу нормы об административной ответственности за неправильное использование ящиков.

 

Необязательная анкета

С точки зрения законодательства можно было бы не заполнять эту анкету вообще.  А если все же заполнять, то заполнить исходя из фактических данных работы организации в соответствии с  законодательством. Потому что проверять эту анкету будут с точки зрения законодательства.

К вопросу об обязательности заполнения.  Министерство юстиции, направив анкету, просит заполнить. Юристы всегда исходя из того, что чем меньше информации мы сообщим контролируемому органу, тем лучше. То есть сообщаем ровно то, что спрашивают, не больше. Самое главное, чтобы у нас была возможность подтвердить сведения. .

Обязанности заполнять данную анкету нет. Юристы считают, что анкету  можно проигнорировать. Но многие некоммерческие организации начали заполнять. Под разными другими рычагами давления: получение государственной поддержки, взаимодействие с теми или иными другими НКО и прочее.

Поскольку обязанности отвечать на вопросы анкеты нет, есть надежда, что  к административной ответственности привлечь НКО за игнорирование анкеты не удастся.

Пересказала семинар Татьяна Романенко