Напомним: В Санкт-Петербурге состоялся двухдневный семинар для журналистов о Холокосте.
Лекцию читает ведущий: Игорь А. Котлер, президент и исполнительный директор «Музея прав человека, свободы и толерантности»
Окончание.
Начало в предыдущем 49 номере «АрсВест»
Мои родственники говорили «Игорь у нас совершенно на еврея не похож». И это было как комплимент. Я сначала не понимал, думал - как здорово, какое счастье, не похож! Потом мне стало очень обидно.
Я могу сказать еще одну вещь, она в чем-то понятна, в чем-то не понятна. Моего отца звали Абрам. Я в детстве никак не мог понять, бабушка называла его Абраша, а он был Борис. Оказалось, что он поменял имя. Его в особый отдел вызывали, спрашивали: капитан Котлер, почему вы хотите поменять имя? Когда моя старшая сестра должна была получать паспорт, мой отец и моя мать не хотели, чтобы она была Элеонора Абрамовна. Для меня это стало ущербным и когда я приехал в Америку, там есть такое понятие middle name среднее имя, которое не является отчеством, я поставил «Абрахам». Восстановил имя отца, реальное. Это вопрос достоинства.
Сталин умер. Казалось бы наступили новые времена. Хрущевские оттепели. Государственный антисемитизм не исчез. Продолжается достаточно сильная антисемитская пропаганда, которая начинается, если я не ошибаюсь, в 1961 году, выходит книга на украинском языке «Иудаизм без прикрас» Т.Кичко. Было много антирелигиозной литературы, антихристианской, какой хотите. Эта книга стала печально знаменитой, в ней оказались карикатуры из нацистской газеты «Штурмовик».
Была подана жалоба в ООН еврейскими организациями, книгу изъяли, но, что называется, привкус остался.
В Советском Союзе развивается антисемитская пропаганда советского типа. Это влияет на умы людей и, соответственно, на еврейские умы тоже, но в разных планах. Те стараются ассимилироваться и скрыть свое еврейское происхождение, вплоть до того, что в доме вообще не разрешали говорить об этом. Но у некоторых это вызвало обратную реакцию: а с какой стати, почему?
Пара примеров антисемитской пропаганды.
Все это называлось антисионистская пропаганда, у нас сионист — типичный еврей, еврейская звезда, кейс такой у нас был. Напоминаю, что это не только сионизм, это иудаизм, это евреи, это знак еврея. Если вы поедете на Лермонтовский проспект, 2, там синагога. В советские времена на ограде были могендо-виды, звезды Давида. То есть официальный признак еврея. И это то, что люди видят. Получается, что сионизм и евреи это одно и то же, и, соответственно, отношение было негативное. Слово «сионист» заменило слово «жид» в Советском Союзе. Жидом быть было некрасиво, не принято, язык ненависти, есть замена языка ненависти, появляется слово сионист.
Карикатура: бедные народы мира, на них надета звезда Давида, сверху толстопузый еврей, который молится на доллар и угнетает всех и вся. Это то, что получали советские люди. Слава Богу, не все это слушали. Но, тем не менее, это проникало.
Могу рассказать советский анекдот. В Советском Союзе сильнейшая антисионистская пропаганда. Почти каждый день в газете «Правда» сообщают сионисты, сионисты.... Евреи начинают уезжать из Советского Союза. Анекдот был следующий. Инструктор обкома партии собирает у себя начальников отделов кадров, начинает читать лекцию. «Товарищи, у нас в стране живут евреи и сионисты. Сионизм это большая проблема». Вопрос из зала:
- Скажите, как отличить еврея от сиониста?
- Очень просто. Те, кто у вас работают, это евреи. А тот, кто пытается устроиться на работу — сионист.
Потому что людей не брали на работу, им отказывали в работе. Это была большая проблема.
Теперь я покажу другую сторону. Еврейская реакция. Кто-то пытается скрыть, кто-то относится к этому почти безразлично, люди в основном ассимилированы, кому-то это дико не нравится. Вопрос человеческого достоинства. Нежелание жить в социалистической системе, нежелание смириться с тем, что тебя считают человеком второго сорта. Хотя формально эмиграция началась более или менее массово в 1969 году, сначала выехала небольшая группа так называемых грузинских евреев. У основной массы евреев не было возможности на выезд из Советского Союза.
Советских евреев не выпускали. Почему - не понятно.
Моя концепция следующая: как можно пожелать выехать из самой свободной, демократической и прогрессивной страны мира? Это был антисоветский акт. Он разрушал советскую идеологию. Более того, начинают уезжать люди из Москвы, Ленинграда, Одессы, Киева и так далее. Другие это видят. Как кто-то может захотеть выехать? Особенно, если человек довольно известный. Это приводит к неким радикальным решениям.
В 1970 году происходит, так называемая, операция «свадьба» или самолетное дело. 12 человек, 10 евреев и двое русских, Федоров и Мурженко. Под видом свадьбы они хотели угнать маленький самолет на территорию Финляндии, а лучше Швеции, и оттуда уже перебраться в Израиль. Всевидящее око КГБ разоблачило заговор еще до того, как был произведен захват, всем дали огромные сроки, двоим дали смертную казнь. За предательство.
Проблема заключалась в том, что они не совершили преступления, и не хотели его совершить даже с точки зрения советского законодательства. И произошло чудо. В это время режим Франко приговорил двух коммунистов к смертной казни. Мир протестовал против смертной казни двух евреев-самолетчиков в СССР и двух коммунистов в Испании.
И Франко отменил этот приговор, им дали по 30 лет, Советскому Союзу было неудобно, приговоренные были пощажены, получили по 15 лет. Всем остальным дали от 8 до 15. Федорову дали 15 лет, Мурженко 14 за то, что они, русские люди, хотели уехать из Союза. Как дополнительная вина. Хотя они не играли самой большой роли.
С евреями все понятно. Эти люди - безродные космополиты, с ними и так ясно, это люди без Родины. А вы-то ребята что?! Федоров живет в Нью-Йорке. У него фонд помощи бывшим политзаключенным в Советском Союзе.
Это дело возмутило, так сказать, умы людей, начался процесс пробивания советских властей с двух сторон. С Запада и из Советского Союза за разрешение на выезд из Советского Союза. Началась кампания. Советский Союз разрешил выезд евреев на основе воссоединения с семьями, разрозненными на тот момент холокостами. Приходили приглашения из Израиля, стали выезжать, самое большое количество уехали в Израиль.
В 1973 году американская еврейская община пробивает в Америке право для евреев менять маршрут, если они хотят в Израиль или в США. К этому прибавляются Канада, Новая Зеландия, Австралия и Германия. Они тоже принимают советских евреев. Эмиграция начинает нарастать. 70 процентов едут не в Израиль, 30 процентов едут в Израиль.
Однако, не всех выпускают. Появляются так называемые отказники, люди, которым отказали в выезде. В первую очередь на основании того, что они знали государственные секреты. Это могло быть бесконечно, люди могли сидеть десятки лет.
Появляется актив, люди, которые начинают пробивать советскую власть с одной стороны, политические отказники, так называемые. Появляются так называемые культурники, люди, которые пытаются восстановить разрушенную еврейскую культуру.
Анатолий Щаранский живет в Израиле, в свое время получил 12 лет за шпионаж. В чем была проблема? Щаранский стал секретарем Сахарова. Сажали много. Иосиф Беглов, учитель иврита. Подпольные были кружки. Он получил один раз три года, второй раз три года, два раза садился в лагеря за преподавание иврита. Официально — за сионистскую деятельность. Смелый человек, он пошел на второй срок. Но сроки были от трех до пяти лет. Щаранский получил 12 лет. Почему такой срок?
Советский Союз испугался следующего. Было еврейское отказное движение как противостояние Советскому Союзу. И было российское диссидентское движение, Сахаров и так далее. Но оно было более закрыто, меньше поддержка с Запада. Слияние двух движений: одно с сильнейшими связями — Соединенные Штаты, Британия, Израиль и так далее это еврейское движение, с другой стороны диссидентское движение. Щаранский стоял как раз на смычке обоих этих движений. Потом его выпустили по обмену.
Больше 90 процентов советских евреев выехали из Советского Союза, подавляющее большинство. В Ленинграде до 1989 года проживало примерно 200 тысяч евреев. Сейчас, может быть, 20 тысяч.
Наталья Васильевна Юхнева, известный советский этнолог, сотрудник Института антропологии и этнографии
Наталья Юхнева занималась Санкт-Петербургом, русская, доктор наук, честный человек, которая ненавидела то, что происходило в Советском Союзе, в том числе с евреями. Она написала книгу в 1984 году «Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга, вторая половина XIX — нач. XX». В ней были главы про немцев, латышей и так далее, была глава про евреев.
Ничего про евреев в Советском Союзе не писали, тем более, целую главу. Это была последняя глава. Книгу пропустили, главу про евреев больше всего редактировали и, чтобы отразить положение как бы интеллектуальное с евреями на уровне российской интеллигенции, я был на чествовании ее в честь этой книги. Там встал некий человек, не помню кто, он сказал:
«Наталья Васильевна! Ваша книга стала уже классикой, как только она вышла. Она категорически отличается от всех книг, которые я читал до этого — вашу книгу начинают читать с последней главы». Табуированная тема.
К публикации подготовила Татьяна Романенко