Там, где степенно гаснут огни партнёрского суверенитета, и разжигается имперская тяга к подчинительному соитию интересов, с отсутствием сцен откровенной оккупации – там 10 сентября Москва встречает Лукашенко.
Без пока не поданной зрителю оболочки итоговой пресс-конференции остаются небезосновательными вопросы и выводы. «Я попросил Вас подъехать...» – приветственные слова российского президента, ставящие на кон свой авторитет. Когда слова гостевого оппонента: «... эти интеграционные процессы... – это не сдача суверенитета..., я не собираюсь становиться на колени», – лишь раздражитель от того, кто и так – на полусогнутых в желании заручиться гарантиями сохранить власть любой ценой до конца своего физического существования.
Канун этого свидания охарактеризовался предположительными заявлениями об обсуждении «дорожной карты», недорешённого вопроса по объединению Союзного государства с созданием союзных органов, видимого эмиссионного центра. Прелюдией же тесных отношений послужило начало учения «Запад – 2021» с активным участием Беларуси, на территории которой стянулись значительные соединения российских войск, Минобороны РФ – подмалёвок, стимулирующий гипертонус между Украиной – Москвой и теперь уже Минска с Киевом. Где, по мнениям аналитиков, Беларусь выступает в качестве тумблера психологического давления, дестабилизирующего тисками напряжения украинское общество, а не в роли площадки для военного вторжения.
Инициированное Москвой шумовое эхо вокруг углубления интеграционного проекта с Минском ретуширует в качестве показательной победы и «внешнего рывка» сентябрьский предвыборный процесс в РФ (так привычно порочащий желанную и нереальную демократию страны), а также выступает лубрикантом для продолжения внешней имперской политики «собирания земель». Для Кремля теперь открыт манипуляционный простор для предбрачных манёвров с Лукашенко как стабилизатора авторитарной системы (после белорусского кризиса с внешнеполитической, внешнеэкономической изоляциями на фоне выборов 2020 года посредством введённых санкций); ультимативного принуждения его к подписанию «дорожных карт», отвергнутых в 2019 году.
Стратегический прицел для России в интеграции Беларуси охватывает как узкие, экономические, объёмы с неограниченным управленческим инструментарием, финансами; так и более основательное удовлетворение от доведения процесса до возможной военно-политической кондиции.
Дальновидно заманчивое слово «Запад» для «союзно трущихся» друг о друга – даже в названии военного международного центра совместных стратегических учений (ССУ) России и Республики Беларусь. А Коллективный Запад в лицах Европы и США – с развязанными руками, но отсутствием консолидированной политической воли к дальнейшим санкциям и другим скорым жёстким решениям в адрес Минска, несмотря на его миграционный кризис на границах с Польшей, Литвой и щедрые тюремные сроки для Марии Колесниковой и Максима Знака в 11 и 10 лет.
Политика должна быть долгосрочной и методически содержательной. Западный подход всегда балансирует на грани: санкции - диалог, без широкого подхода, например, отмены виз белорусской стороне (что было сделано к Грузии и Украине) как символического шага к готовности Европейского Союза принять это государство, сражаясь за него на международном уровне. ЕС (без ощущения места Беларуси в Европе, без её идеологического, цивилизованного видения, но с допуском кремлёвского понимания как части пространства РФ) рассматривает Республику, наравне с Украиной, Грузией, Молдовой – буферной зоной, точкой столкновений по Хантингтону – и белорусскому суверенитету не стоит рассчитывать на поддержку или сломление режима: нет ресурсов, желания, инструментария. Лишь периодические, вынужденные и избирательные рефлексы на попрание прав и свобод человека Москвой и Минском, с короткой памятью – Алексей Навальный отбывает срок в колонии вечного кремлёвского желания.
Тем временем, географически распространённые «обнулённые» истории, близкие по славянскому образу и подобию: с государями, алчущими дойти до максимального временного экстаза у власти посредством подмятой под себя конституции и освежённых сроков правления – прорывают на неподдельный интерес своей сюжетной развязкой на примере Африки. Отстранён от должности президент Гвинеи. Два опорных пункта, удовлетворивших ожидания друг друга: население, довольное военными, ответственными перед нацией, которые, в свою очередь, осуществили общественные чаяния. Несопоставимая ситуация с оппортунистически настроенными армейскими корпусами в знакомых не понаслышке странах, хоть и солидарно испытывающими дискомфорт вместе с остальным гражданским социумом.
Примеры Беларуси и Украины явили два разных сценарных подхода к смене политической власти. Где вариант в управлении Незалежной более эффективно отличился, несмотря на уговоры Запада, ЕС, не стремиться к действиям. Белорусская протестная активность с организованностью – идейно схожая с российской, но более массовая – проиграла в угасании смелой неуступчивости.
Сейчас предвыборная «подготовка» в Москве, по данным политических исследователей, готовится снимать с гонки конкурентоспособных и потенциально успешных кандидатов в депутаты, с адресными угрозами на перспективу, как под копирку затёртой методички. Репетиция власти к победе и новому витку репрессий бронирует своё место. В России угроза для тех, кто участвует в любой активности, в т.ч. гражданской нарастает.
Хабаровск – так же не исключение из печального правила, а один из ведущих примеров его опробывания в исполнении, как ведущей протестной, несдающейся колыбели. Нескончаемые бессрочные акции с более, чем 100-дневным пробегом, как составная часть 2-го года массовой волны усилий по освобождению губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, а затем и других политических заключённых в России – дают материал и время для ответа недовольной карательной системы страны. Участник акции Зигмунд и корреспондент RusNews Евгения получили предостережения об оскорблении президента и освещении проходящего мероприятия соответственно.
Екатерина Заплатина,
г. Хабаровск.
На верхнем снимке: немецкое издание Deutsche Welle из Москы берет интервью у активиста Владимира. Фото автора.