Началась прошедшая неделя фактически с Прямой линии Путина.
Когда-то давным-давно оппозиционный политик Леонид Гозман, отправившись в какое-то СМИ комментировать шедшую тогда Прямую линию (в этом году Прямой линии исполнилось 18 лет), решил посмотреть по дороге, сколько народу смотрит Прямую линию. Ехал он на электричке и из любопытства прошёл весь состав. И обнаружил, что – ни один! Все торчали в телефонах, но ни один не смотрел эту самую линию. И Гозман сделал напрашивающийся вывод, что народу не интересна Прямая линия с президентом.
Следует сказать, что Гозман в этом выводе не совсем прав. Прямую смотрят те, кто туда обращался, и они не в электричках в этот момент ездят, а дома в экран телевизора пялятся, надеясь, что их вопрос покажут…
А остальным – да, конечно, неинтересно. Ведь президент будет отвечать не на их вопросы. А поскольку вопросы очень частные, касающиеся чьих-то конкретных проблем, то остальному населению нет дела до чужих проблем – у них своих хватает.
Ну и эта Прямая линия тоже была посвящена решению частных вопросов.
Было в этом году новшество в организации Прямой линии. Прямые включения тоже бывали, но очень много было записей, заранее записанных вопросов. Вели линию две прелестные молодые журналистки – блондинка и брюнетка.
И было очень много брака, плохой связи, неудачной связи – и так далее.
А почему? Да потому, что связь была в основном по интернету, по скайпу и тому подобному. Это стало модно в прошлом году, по случаю ковида, когда многие школы и вузы перешли на дистанционное обучение. А интернет у нас далеко не везде доступен. Особенно в деревнях. Особенно качественный. Ну и в сеть однажды (а, может, и не однажды) попало видео, как школьники ловят интернет, залезая на опору ЛЭП, где ловится нормальный интернет, чтобы отправить учителю выполненное домашнее задание. Власти очень рассердились на это видео, отругали детей, учительницу, школу, объявили всё чуть ли не фейком, заступились за «свой» интернет… Этим дело и закончилось. Улучшать интернет-связь никто не стал даже заморачиваться.
Что врать нехорошо – это понятно, это все знают. Но ложь ещё и вредна! Потому что – ну да, начальство ты обманул, начальство о тебе хорошо подумало и – поверило! Не просто тебе, но и в то, что всё хорошо. Да и сам лжец поверил! И все, кого проблема не касается, поверил не в реальность, а в ложь о реальности.
А реальность – она такая… Она не просто может дать сдачи, а обязательно даст сдачи, и, как правило, в самый ответственный момент. Потом, правда, тоже можно соврать, сказать про DOS-атаки, и начальство опять поверит… В отличие от тех, кто живёт в реальности.
Приморский край тоже включался в эту Прямую линию! Воздвиженка под Уссурийском. Там в школе некоторое время назад стена рухнула. Но губернатор наш Олег Кожемяко правильно отбрехался. Сказал, что принимает Воздвиженку от военных, всё в процессе, и там всё надо практически переделывать, там нет даже канализации… А министерство тоже отреагировало, сказало, что выдаст денежки на ремонт школы. На ремонт остальной Воздвиженки денег никто не обещал – крутитесь как знаете… Да и вообще! Мало у нас, что ли, населённых пунктов, где нет водопровода и канализации? Живут же!
Интересная история произошла где-то в европейской части России. Там же, в европейской части, мусорные полигоны то там, то сям пытаются строить по последнему с конца слову техники. Население протестует. Вон Шиес больше года протестовал – и добился своего! Но… Шиес – это Север. Там народ другой. Там могут! А в остальной европейской части – народ обычный, надолго их протестов не хватает. То вот в том самом месте, название которого я забыла, некий товарищ протестант собрался обращаться к Путину. На Прямую линию. И получил вроде бы даже согласие с телевизионного верха. Но… строители мусорных полигонов тоже верхам (и не телевизионным) близки! И в день Прямой линии в населённом пункте исчез интернет. Совсем отключился! Так что никакого включения в линию и жалоб на самый-самый верх не получилось. А на следующий день после линии на несостоявшегося жалобщика напали хулиганы, слегка побили и слегка порезали.
Полиция, конечно, делать нечего – возбудилась. Всё-таки ножевые ранения – это не шутки. Но найдут ли хулиганов? И будут ли хулиганы связаны с мусорщиками? И расследуют ли вообще это дело? И дойдёт ли эта история до Самого? С одной стороны, конечно, нападение на того, кто собирался жаловаться Самому, – это тема номер один для карательных органов! Покарать обязаны! С другой стороны, а вдруг мусорщики на самом верху связаны с самыми-самыми друзьями Самого, и попытка их покарания плохо закончится для карателей?
С третьей стороны – вспомните историю космодрома Восточный и жалобщика оттуда, что им зарплату не платят? Первый раз – выступил, Путин пообещал разобраться. А в другой – жалобщика изолировали от Прямой линии. Нет, не интернет отключили, в те времена техника до такого совершенства не дошла, а просто жалобщика за какую-то мелочь полиция задержала. Чтоб не пожаловался. Сказка ложь, да в ней намёк!
Последние данные: смотрело Прямую линию 6,3 миллионов россиян. Не так уж много из 146 миллионов…
Путин вон говорил, что ипотекой воспользовались 500 миллионов россиян… Дважды повторил: 500 миллионов! Он что-то знает, чего не знаем мы? Или он живёт в Другой России? В другой реальности? Или… Нет, больше не будем предполагать, а то ненароком в экстремизм вляпаемся…
Лучше обратимся к нашей реальности.
А в нашей реальности тоже происходит масса интересного, любопытного и даже, не побоюсь этого слова, занимательного.
Утром дня, предшествовавшего Прямой линии, к трём журналистам (включая главреда) «Проекта» пришли с обыском. Вроде как по делу о клевете, срок давности по которому истёк. Но, чтоб мы не гадали о причине, в тот же день в «Проекте вышло расследование о главе МВД Владимире Колокольцеве. Что за время работы министром Колокольцев не обзавелся новой недвижимостью. Зато обзавелись его родственники. Как утверждает «Проект», на сына, невестку и других родственников министра оформлена недвижимость общей стоимостью более двух миллиардов рублей. Также в расследовании говорится, что сын Колокольцева купил дом у жены бизнесмена, который мог быть связан с криминальным миром. И получал деньги от другого бизнесмена со связями среди «авторитетов».
Другой министр, Сергей Лавров, опубликовал статью в «Коммерсанте». Никто и внимания бы не обратил, если бы не пассаж, что в некоторых западных школах рассказывают о бисексуальности Иисуса Христа. Тут уж многие удивились и давай, как говорится, гуглить. Даже Марии Захаровой, голосу МИД, пришлось выступать с объяснениями, но стало только хуже. Оказалось, новость взята из ТикТока, и это про каких-то маргиналов, которые вроде как спектакль поставили, где Христос был не бисексуалом, а транссексуалом, а это разные вещи. И мы просто посмеёмся над Лавровым и не будем затрагивать чувства верующих.
Кое-что о вакцинах. Власти Гватемалы попросили Россию вернуть аванс за «Спутник V» из-за задержки поставок. Глава местного Минздрава отметила, что Гватемала заплатит за вакцину по факту поставки. Всего в страну поступило 150 тысяч доз вакцины вместо 8 миллионов обещанных, за которые (обещанные) было уплачено 614,5 миллионов гватемальских кетцалей (около шести миллиардов рублей). Аргентина тоже возмущается: у них контракт на 16 миллионов, а поступило в страну 8 миллионов доз первого компонента «Спутника» и 1,5 миллиона второго компонента.
А некоторые наши нетерпеливые соотечественники во время передышки после первой объявленной Путиным победой над ковидом, что лучше бы своих граждан привить, а не отправлять нашу вакцину другим странам… Напрасно возмущались, оптимисты, напрасно хорошо думали о нашей фарминдустрии! Видите, не только на граждан России «Спутника» не хватает, но и другим странам тоже! А это ведь международные контракты и международный же авторитет страны…
И на этой же неделе Россия выкупила у Словакии 160 тысяч доз «Спутника». Страна отказалась от ее применения из-за низкого спроса. Авось теперь и нам хватит!
А вот Андрей Пивоваров, находящийся в СИЗО Краснодара, опубликовал в Republic колонку о провале вакцинации в России и сравнил отказ использовать иностранные (даже китайские) вакцины с трагедией «Курска», когда Путин отказался принимать иностранную помощь. Что ж, таково наше будущее.
А вот и занимательное!
Нашим начальникам ударило в голову шампанское. И они вдруг решили, что шампанское – это только то, что произведено в России. А всё остальное, то есть и то, что произведено в Шампани, это всё – так себе, игристые вина. Хотите продолжать нам поставлять свою продукцию? Переклеивайте этикетки! Вон Moet Hennessy сказал, что приостановит поставки шампанского в Россию из-за требования называть его «игристым вином». «Не хотите — не возите», — заявили в Союзе виноделов России.
Вообще, конечно, торговая марка – это важно, это серьёзно и даже строго. В Советском ещё Союзе объясняли, что есть у нас Советское шампанское, потому что когда-то, давным-давно, до революции наш соотечественник по фамилии Голицын экспериментировал с нашим же отечественным виноградом – и вывел нечто, похожее на шампанское. Так что да, мы имеем право на это наименование, мы наследники Голицына! Кстати, сейчас есть шампнское (наше, естестванно), которое называется «Князь Голицын».
В какой-то степени «занимательность» нынешнего постановления понимает и бизнесомбудсмен Титов, которому принадлежит «Абрау-Дюрсо». Он, конечно, не возражал против постановления (он разумный человек), но сказал, что настоящее шампанское – оно в Шампани…
Republic сообщает, что в их журнале «Отдел культуры» считают, что борьба эта должна увенчаться скорым и окончательным успехом, надо лишь еще чуть-чуть усилить суверенитет. Ведь тогда любому слову можно придать любое значение, и если шампанское отныне не имеет отношения к Шампани, то и у слов, пока что запрещенных Роскомнадзором, есть шанс стать совершенно невинными – остается только издать соответствующий указ. «Если мы уже побеждаем реальность, то что нам стоит победить и русский язык. В смысле защитить».
Это они о только что подписанном президентом Путиным указе, утверждающем новую Стратегию национальной безопасности. Далее цитируем «Медузу», иностранного агента, конечно же (ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА): «Согласно новой стратегии, в России будут бороться с людьми, которые распространяют культурное и этическое влияние Запада. Ученым предлагают работать, сотрудничая с оборонным комплексом, а за иностранными специалистами будут следить силовики — для «противодействия незаконной передаче российских технологий и разработок за рубеж».
Составители документа призывают контролировать иностранные инвестиции, уменьшить международные расчеты в долларах, снизить зависимость от импорта и постепенно снизить зависимость экономики от добычи нефти и газа.
В будущем Россия представляется (по стратегии) как «влиятельный центр современного мира», который развивает и поддерживает свои «духовно-нравственные ценности». Среди этих ценностей названы права и свободы человека, патриотизм, коллективизм, высокие нравственные идеалы, крепкая семья и другие. Указывается, что необходимо защитить российское общество от «внешней идейно-ценностной экспансии и внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия».
В общем, много там всего, на 40 страниц убористого текста. Всё про скрепы и прочие абстракции. Кой над какими предположениями можно, удивившись, посмеяться, например над передачей российских технологий и разработок за рубеж. Какие это технологии и разработки? Очень хотелось бы знать.
Если честно, неделю назад в своей статье, где речь шла о статье президента нашего Владимира Владимировича Путина в немецкой газете, что больше я Путина комментировать не буду – тут нужны специалисты в области, которой я не владею, но потом решила подождать: ведь Прямая линия надвигалась, мало ли, послушаем…
Оказалось, я была не права, но не в том, о чём думала. Это не только президент такой, они там все такие! И Лавров, и авторы этой самой стратегии национальной безопасности. Некоторые комментаторы «остальных» оправдывают, всё на Путина валят: типа, они пишут и говорят то, что Сам хочет, а они-то так не думают… Думают, думают! Может, не все, но кого это интересует? Не возражают? Значит – все.
Вот и Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, ушёл со своего поста. А казалось бы… Вышка – лучший наш вуз! Кузьминов – ректор изначальный, и уж 28 лет! И семья известная, из найвысших: муж Ярослав Кузьминов – ректор Вышки, жена Эльвира Набиулина – глава Центробанка…
Когда-то, давным-давно, лет 10 назад, там же, в Вышке, состоялись дебаты между ректором Кузьминовым и начинающим набирать популярность политиком Навальным. Студенты изначально были за своего ректора (были изменения), а после дебатов ситуация поменялась. Но это было давно! В последнее время и подумать невозможно было, чтоб такие дебаты не то что состоялись, а просто хотя бы были предложены…
В последнее же время, около двух лет, ситуация в Вышке изменилась. Да, мало-помалу… Высшая школа – вне политики, говорил Кузьминов, и студенческий журнал Вышки DOXA перестал быть студенческим журналом Вышки, многих преподавателей ушли вместе с их направлениями… В общем, сплошные компромиссы.
Почему Кузьминов шёл на компромиссы, портящие имидж Вышки? Ну, у него жена… Может, если бы Кузьминов сопротивлялся, она бы вдруг перестала быть главой ЦБ? А сама Набиуллина, она могла бы… Но вот что сказал Олег Кашин по поводу совсем другой ситуации (реклама «ВкусВилла» с целующимися женщинами, которую сначала выпустили в свет, а потом сняли с извинениями): «Сдались некрасиво, но пусть каждый, кого огорчила трусость «ВкусВилла», подумает о своем пороге стойкости – что-то не верится, что вы тут все такие бесстрашные партизаны, извините».
Чтобы реальность, которую обустраивает Путин и его приближённые, была хоть сколько-нибудь устойчивой, не нужны самостоятельные и смелые люди, которые могут не то чтобы разрушить эту виртуальную реальность, а хотя бы возразить. Как говаривал давным-давно известный исторический деятель: «Мне не нужны умные, мне нужны верные».
Исполняющим обязанности ректора в Вышку назначили Никиту Анисимова. Знакомая фамилия? Ну ещё бы! Он же был ректором нашего ДВФУ последние годы! Вот это карьера! Из провинциального ФУ – в ректоры Вышки! Теперь главное не ошибиться, и если математику Анисимову вдруг скажут, что 2х2=5, главное – не ляпнуть: «Ну четыре же!»
Марина ЗАВАДСКАЯ.