Президент Беларуси Александр Лукашенко 23 мая устроил, мягко говоря, «воздушный инцидент», посадив самолёт, летевший транзитом через беларусское воздушное пространство, в Минске. Он говорит, что из-за угрозы взрыва, но на самом деле, чтобы снять с самолёта гражданина Беларуси Романа Протасевича, а заодно и его подругу, гражданку России Софью Сапегу. И вот вторую неделю большинство новостей крутится вокруг этого эпизода.
Большинство европейских стран посчитало этот инцидент воздушным пиратством, государственным терроризмом и для начала закрыло свои воздушные пространства для беларусских самолётов. Не все страны, конечно, например, Норвегия не закрыла – но Норвегия не имеет границы с Беларусью, так что Беларуси от этого не холодно и не жарко: как туда долететь, если возможен полёт только через Россию… А дальше как? Облетать Европу через русский север? Через Северный Ледовитый океан? Вот удовольствие!
А транзитные полёты – это денежки, между прочим, валюта, доход…
Россия так не поступила, мы ж союзное государство! Ну и что, что вы считаете Лукашенко сукиным сыном? Это наш сукин сын! И даже первое время Россия не принимала европейские самолёты, облетавшие Беларусь… Объяснение: ну всё же согласовано, все транспортные коридоры, они через Беларусь, а вы хотите влететь в Россию через несогласованные места… Но продлилось это не больше суток. России нужны иностранные самолёты, да и денежки не только Беларуси нужны, мы тоже от них не откажемся. Ну да, наш сукин сын, но денежки нужнее. Быстренько согласовали новые точки входа в наше воздушное пространство – и всё хорошо…
В большом пролёте (игра слов) «Белавиа». Ей куда лететь? В Крым она, кстати, как не летала, так и не собирается. В Россию? Ну да… Раньше в Юго-Восточную Азию летала, но сейчас, когда вылета из Беларуси нет, нужна ли она будет в Юго-Восточной Азии? И гендиректор «Белавиа» Игорь Чергинец разразился негодованием в сторону Европы: «Совет ИКАО собрался и принял решение расследовать посадку самолета Ryanair в Минске до 25 июня. Но сегодня, не дожидаясь даже начала расследования, ряд стран фактически ввели санкции против «Белавиа», которая никаким боком не имеет отношения к данному инциденту.
Явно спланированные действия правительств по закрытию не только их стран для посадки наших бортов, но даже с особой фашистской изощренностью закрывают один за одним воздушные коридоры. Издеваются над нами, над людьми вне зависимости от паспорта. И это до расследования инцидента, в котором, может, и есть виновные, но точно не «Белавиа».
Да-да, фашисты в Европе, а не в Беласуси… А европейцы хотят, чтобы их граждане не оказывались в ситуации пассажиров самолёта Ryanair, который принудительно сел в Минске, где пассажиров обнюхивали собаки, где проверяли их багаж и задержали на семь часов. Пока расследование ещё будет! А безопасность пассажирам нужна уже сейчас. Так что не обессудьте… Вас же устраивает ваш президент? Ну вот и всё, разговор окончен…
С бомбой тоже неловко получилось. Письмо Беларусь получила от организации, большинством стран (но не Россией) признанной террористической – ХАМАС. Но ХАМАС немедленно сделал ряд заявлений, что никакой бомбы они в самолёт не закладывали, нечего нас вмешивать: «Мы, в целом, против несправедливости, преследования, посягательств на свободы и нарушения закона». И вообще: «Это возмутительно и демонстрирует архаичное мышление [белорусского правительства], которое не понимает, что сейчас мы живем в век свободных СМИ, и что существует международное общественное мнение, которое больше не приемлет подобные методы».
Да уж… Многие вспомнили фразочку «уволен из ГЕСТАПО за излишнюю жестокость»: ХАМАС учит Беларусь (и прежде всего, Лукашенко) соблюдению законности и свободе слова!
Бомбу на борту так и не нашли…
Дальше – больше. Издание The Daily Beast и Der Spiegel выяснили, что минский аэропорт получил письмо с угрозой минирования самолета Ryanair почти на полчаса позже того, как диспетчеры сообщили об угрозе экипажу.
На Protonmail почтовый ящик, откуда в минский аэропорт отправили письмо о бомбе на борту самолета Ryanair, был создан за девять дней до инцидента — 14 мая, перед выходными, в которые из Афин в Вильнюс летела Светлана Тихановская. Очень интересно…
С Софьей Сапегой тоже интересно получается. То говорили, что на два месяца её задержали, то обвинили в том, что она деанонимизировала силовиков беларусских, то адвоката к ней не пускали, то консул наш до неё никак не мог добраться… И вот адвокат желобу подал на задержание. В суд доставили папочку с её делом… Судья открывает папочку – а там ничего нет! Ни кто, ни когда и ни где Соню задержали, ни какое обвинение предъявили – ничего! Пусто!
Казалось бы… Если ничего нет – то нет оснований держать девчонку в тюрьме, освобождай в зале суда! Логично же? Логично… Но не во всякой стране! В Беларуси – точно не так. Судья сказала: раз нет документов о задержании – как я могу её освободить? На что опереться могу? Отменять-то нечего! Нет уж, пусть сидит…
С Романом Протасевичем, с одной стороны, непонятно, с другой – понятно. Ну да, основатели NEXTO разбежались, но Лукашенко всё помнит. А что говорит, что Протасевич воевал в «Азове» – это для российских граждан, а у самой-то Беларуси никаких конфликтов с Украиной не было, что беларусам этот «Азов»…
Ну, и закономерный вопрос возник: это Лукашенко сам со своим КГБ операцию провернул – или на самом деле Россия? Или просто с одобрения Путина? Или просто ФСБ помогало из корпоративной солидарности? Да, ходят такие разговоры, и разные выводы разговаривающие делают…
Да чо уж вы совсем! Лукашенко вам что, дошкольник, что без взрослых ничего сделать не сможет? Он вполне самостоятельный президент, он уже был президентом, когда Путин чемодан за Собчаком таскал!
Ну да, конечно, он приехал в Сочи и с Путиным встретился. На яхте покушали, покатались, пофотались. Путин – в светлом, Лукашенко – в тёмном, как инь и ян. Лукашенко в Черном море искупался. Денег просил и получил их. Отчитывался о проделанной операции? Да вряд ли. Судя по операции и косякам, из которых она, собственно, и состоит, вполне себе колхозная была операция. А следы замести, прикрыть союзника – да, тут помощь России понадобится.
Сердится ли Путин на Лукашенко? Да вот ещё! Замечательная операция по последствиям: теперь уж точно Лука никуда от России не денется. В Европу ему путь закрыт! И это замечательно, проблема «подмигиваний» Евросоюзу от Лукашенко обнулена. Всё, как мы любим!
А Сапегу вернут в Россию. Когда-нибудь. У неё же вид на жительство в Беларуси? Ну и пусть посудят дуру-девку, это ж не навсегда…
А с другой стороны, хорошо, что это поделал Лукашенко. Как подопытная морская свинка. Зато посмотрели, что может быть за перехват гражданского воздушного судна. Практика – критерий истины! Хорошо, что за эту практику не мы платим…
У нас своих проблем хватает…
Госдума дорабатывает последние недели перед финалом, затем грядут выборы. И на выборы не должны проникнуть никакие посторонние! «Закон против ФБК» принят в трёх чтениях, осталось Путину подписать. Правда, ФБК пока что признали только иностранным агентом, а не экстремистской организацией – ну это уж дело не Госдумы, а суда, Госдума своё сделала. Закон обратного действия? Главное – не слишком глубоко в прошлое. А то недавно в «Справедливую Россию» влился писатель Прилепин, а он ведь раньше состоял (в запрещенной ныне в РФ) НБП, тоже вполне себе экстремистской организации. Но давно, давно! Его закон не коснётся! Замечательно. А что Любовь Соболь никуда баллотироваться не сможет – так вообще зашибись.
А ещё Госдума приняла закон, запрещающий «проносить на территорию исправительного учреждения технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись». Теперь доказательств пыток (но не самих пыток) в российских тюрьмах станет меньше. Против закона выступал даже Верховный суд, но это кому интересно мнение Верховного суда! Зато ФСИН доволен… А вот депутаты… Не видят дальше своего носа наши депутаты, стреляют себе в ногу. Неужели они уверены, что уж они-то никогда не сядут? Опыт говорит, что многие из них сильно ошибаются… Но, в конце концов, это их проблемы. Дураков не жалко, их слишком много...
Вот и бывшие сотрудники краснодарского ГИБДД получили 14 и 17 лет за то, что рассылали иностранным дипломатам ртуть в приглашениях на мероприятие «Подари частицу земли Крыма».
Бывшие полицейские, обвиняемые по делу Ивана Голунова, получили от 5 до 12 лет колонии. Ну, вы помните: они подбросили журналисту «Медузы» (внесено Минюстом РФ в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента) наркотики, но за него вступились коллеги-журналисты и много ещё кто. Голунова «отбили», да ещё выяснилось что он, как какой-нибудь ботаник, вообще наркотиков не касался. Говорили о заказе, но заказчиков, как водится не нашли, да и не искали. А шестёрки – ну их не жалко, пусть сидят…
Глава СК Александр Бастрыкин тоже отличился: он возложил на родителей учеников ответственность за отсутствие охраны в школе в Казани, где были убиты девять человек. Тут же возник встречный вопрос: «Если родители сами должны оплачивать охрану школ, то зачем они оплачивают 340 тысяч росгвардейцев?»
Ну, и последнее: первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что доходы российских металлургических компаний в прошлом году «возросли в разы», поэтому они должны вернуть в бюджет 100 миллиардов рублей. «Мы посчитали, что металлурги нас (государство, бюджет) — извините за это слово — нахлобучили в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 млрд рублей.Я говорил некоторым из них: «Ребят, я сейчас даже не буду думать, как налог такой, налог сякой, через НДПИ с вас снять. Единственное — ценник вот. Вместе с вами подумаем, как лучше сделать так, чтобы вы нам его заплатили».
А чо стесняться?
Марина ЗАВАДСКАЯ.