Доклад на Он-лайн конференции 2 марта 2021 г. «Какова цена национальной безопасности», г. Санкт-Петербург,
Агнешка Вуйчик, исследователь Citizens NetworkWatchdog Poland (Варшава)
Приятно сегодня выступать от имени польской сети Citizens NetworkWatchdog Poland. Это сеть неправительственных организаций, и наша сеть работает в Польше. Спасибо большое за приглашение на конференцию для обсуждения такой важной темы. Мне очень приятно послушать активистов, экспертов. А в моей презентации я хочу остановиться конкретно на проблемах угрозах расследовательской журналистике в Польше.
Некоторые из этих проблем, вообще, типичны для Европы на данный момент. Но некоторые из них также симптоматичны для сегодняшней политической ситуации в Польше в плане верховенства права, которое переживает упадок.
В конце января этого года шестеро журналистов-расследователей в Польше, которые работают в одной из крупнейших сетей, некоторые – в Лондоне, и они рассматривали один из контрактов польской армии на 13 миллионов долларов, очень дорогостоящий контракт. И в момент подписания этот контракт не соответствовал критериям, установленным для контрактов с армией. Тут говорилось о том, что это оборудование использовалось в разных подразделениях армии, и качество его было сомнительным. В результате, это дело вызвало большой общественный резонанс, но после публикации об этом деле министр обороны сказал, что ничего не произошло, все хорошо.
У вас может возникнуть вопрос: почему я, собственно, поднимаю это дело? Потому что оно отражает проблемы журналистов-расследователей и то, как нарушается в Польше свобода слова. После публикации статьи про этот контракт военного ведомства стали выяснять, оказала ли эта публикация отрицательное влияние на государство и на национальную безопасность.
И пропаганда, которой в это время было очень много в прогосударственных СМИ?, собственно, напала на разоблачителей. Самое главное обвинение государственных СМИ было в том, что вот такие разоблачения со стороны независимых СМИ, со стороны независимых журналистов противоречат государственным интересам Польши. В результате, из-за публикации этой статьи было возбуждено дело в отношении редакции, опубликовавшей эту статью. Им предъявили обвинение в клевете.
Сейчас, вообще, получение публичной информации сталкивается со сложностями, когда речь идет о здравоохранении, об общественном порядке. В этой информации власти отказывают под предлогом того, что она секретная. Об этом свидетельствуют очень многие административные, судебно-административные дела.
Недавно, вернее, в 19 году, мы опубликовали запрос информации об угрозе ковида, также мы запрашивали информацию о поведении полиции во время массовых протестов. Но во всех наших запросах информации нам отказывали под предлогом того, что раскрытие такой информации нанесет вред государству. Или даже, что формулировка нашего запроса была слишком общей, и на него нельзя было дать ответ. А процедуры административные и в административном суде доказывают, что официальную информацию получить по поведению правоохранительных органов или о состоянии здравоохранения очень трудно под предлогом секретности.
Рассматриваются как права человека. Благодаря публикациям эта информация становилась доступной, и, таким образом, расследовательская журналистика является очень важной в смысле контролирования властей и общественных организаций, потому что она позволяет узнать о подробностях функционирования таких институтов.
И нам необходимо очень внимательно смотреть на то, каким образом осуществляется деятельность журналистов-расследователей. Здесь речь идет не о том, что преследуются какие-то журналисты, которые публикуют неудобные материалы для властей. Журналисты сталкиваются с рядом различных проблем. И эти проблемы и угрозы включают в себя, как я уже сказала, различные угрозы привлечения к ответственности за клевету, за диффамацию, но также и пропагандистские атаки, которые осуществляют общественные СМИ. Сейчас это достигло довольно серьезного уровня.
Сейчас мы достаточно серьезно наблюдаем падение Польши в международном рейтинге свободы прессы. 64 место (Россия на 150-м месте из 180 – «АрсВест») всего. Это довольно низкое падение позиции Польши в истории страны, в истории этого рейтинга. Это только 23 место в рейтинге Европейского Союза. Также бывают атаки на личности журналистов, различные кампании против этих журналистов.
Таким образом, это осложняет журналистскую работу в Польше. И, как я уже сказала, эти проблемы очень симптоматичны для текущей политической ситуации в Польше. Что касается доступа к публичной информации, свободы СМИ, то это касается не только Польши, но и Европы. Мы видели, что есть некоторая тенденция к канонизации клеветы как вида правонарушения. И преследования журналистов довольно-таки серьезными способами.
Многие люди, которые выполняют общественные функции, не оспаривают факты в публикациях, но они отказываются от комментариев журналистам на тему этой публикации. И здесь речь идет не об исправлении информации, которая, якобы, является неверной, но сама эта возможность публикации такой информации. Используются различные иски по поводу диффамации.
Нужно понимать, что гражданский иск против журналистов имеет мало шансов в суде, но, тем не менее, есть попытки привлечь прокуратуру к таким расследованиям и, если обобщать мою короткую презентацию, то я хочу сказать, что получение общественно важной информации, которая касается общественной безопасности, общественного здоровья и других общественно важных сведений становится все более и более сложной, иногда даже невозможной. Хотя несколько лет назад она была возможной и не такой сложной.
Очень многое меняется, и мы наблюдаем постоянное давление на независимые СМИ, которые являются противовесом злоупотребления власти. И мы должны понимать, что власть должна находиться под контролем демократической общественности и граждан, в этом смысл расследовательской журналистики. Особенную важность она приобретает в той ситуации, когда мы не можем рассчитывать на официальные правила, официальные способы организации медиа.
Эта проблема, о которой я рассказала, касается не только Польши, хотя и Польши в большой степени, но и других стран. В целом, правовые основы демократического общества находятся в некотором упадке сейчас, для этого используются дела о диффамации, о клевете. Наблюдаются попытки поставить общественные СМИ под контроль власти и правительства и не допускать публикации существенной информации. Нам необходимо наблюдать за тем, как это происходит, и не терять эту проблему из нашего поля зрения.
Вопрос: Давно уже, несколько лет, журналисты жалуются на такую ситуацию со свободой прессы и, вообще, на современную власть. Но она продолжает быть популярной среди населения. Как население воспринимает вот эти ограничения и поползновения на свободу слова? Есть ли поддержка с его стороны? Или, скорее, население поддерживает власть и репрессивные меры?
Ответ: Когда мы говорим об этой поддержке, то это не только к СМИ. Мы видим огромную поляризацию. Многие в обществе, и это тоже есть, практически такое разделение – на половину. Половина людей считает, что это – пропаганда, которая подвергает сомнению верховенство права, а половина говорит, что в Польше действуют иностранные СМИ, которые реализуют иностранные интересы на территории польского государства, и последние два года многое в этом отношении поменялось.
Все больше людей видят, насколько абстрактная та информация, которая предоставляется им СМИ, насколько она недостоверна. Люди становятся все более и более чувствительными к этой пропаганде, понимая, что это – пропаганда правительства. Тем не менее, все больше и больше людей осознают эту поляризацию общества.
К публикации подготовила Татьяна РОМАНЕНКО.
На фото Агнешка Вуйчик.
Рисунок ИА Регнум.