Что требуют Навальный и ЕСПЧ?
Просьба Навального принудить Россию выполнять решения ЕСПЧ и требование этого же суда немедленно освободить политика — две разные процедуры. Требование незамедлительно освободить относится только к заключению Навального в СИЗО, а не к сути его уголовного дела и приговора по нему. ЕСПЧ считает, что, учитывая попытку убийства Навального химическим оружием, политик не должен находиться под стражей, пока продолжается рассмотрение его дела, и должен быть освобожден, поскольку в СИЗО его жизни угрожает опасность.
В своем требовании ЕСПЧ ссылается на 39 правило регламента суда о применении обеспечительных мер. Россия не раз нарушала это правило и не выполняла требование ЕСПЧ. Например, в 2018 году вопреки запретам суда в Киргизию был депортирован гражданин этой страны. Другой пример — освобождение в 2007 году смертельно больного вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна. ЕСПЧ впервые потребовал этого 26 ноября 2007 года (также со ссылкой на правило 39), а в декабре еще раз напомнил о своем решении. В итоге Алексанян вышел на свободу, но это случилось лишь в декабре 2008 года, когда Мосгорсуд освободил его под залог в 50 млн рублей. При этом в решении российского суда не было речи про требование ЕСПЧ.
Никаких реальных санкций за невыполнение требований суда и этого конкретного правила против России никогда не применяли.
Россия отказывает ЕСПЧ, что теперь будет делать Совет Европы?
В случае, если политика не освободят (Минюст и Кремль уже дали понять, что не планируют этого делать), будет нарушена 34 статья Конвенции о правах человека, которую Россия обязалась соблюдать при вступлении в Совет Европы в 1996 году. За соблюдением конвенции следит Комитет министров Совета Европы (КМСЕ). Если он подтвердит, что Россия действительно нарушила свои обязательства, то он обратится в ЕСПЧ с просьбой подтвердить отказ страны выполнить решение, и затем вопрос о возможном наказании будет рассматриваться на очередном заседании комитета (они проходят каждые три месяца).
Комитет лишь однажды обращался в ЕСПЧ с такой просьбой — в деле азербайджанского оппозиционера Ильгара Мамедова, который в 2013 году собирался участвовать в президентских выборах в Азербайджане, но был осужден на семь лет. В 2014 году ЕСПЧ установил, что его осудили за критику властей с целью «заставить его замолчать». После обращения Комитета министров в ЕСПЧ Мамедова освободили по УДО, а затем и сняли судимость.
Ближайшее заседание КМСЕ назначено на начало марта. На нем рассмотрят, как минимум, просьбу Навального принудить Россию исполнить свои обязательства по шести вынесенным в 2015-2020 годах, но не исполненных Россией решениям ЕСПЧ по жалобам политика. По правилам комитета вопрос должен быть в повестке заседаний до тех пор, пока Россия не выполнит требования (если комитет не примет иное решение). Других рычагов давления на нарушителя в правилах КМСЕ не прописано.
В 2005 году двое граждан Узбекистана, члены оппозиционной партии страны были арестованы в Турции, и готовилась их экстрадиция на родину. ЕСПЧ применил правило 39, пытаясь запретить Турции выслать людей, однако страна все равно сделала это. В итоге в Узбекистане их приговорили к 9 и 11 года тюрьмы соответственно, а ЕСПЧ постановил, что Турция нарушила 34 статью Европейской конвенции по правам человека.
Если Россия и дальше будет отказывать Совету Европы, что тогда?
Если Россия и после заседания комитета не станет выполнять требования ЕСПЧ, ее теоретически могут исключить из Совета Европы. Это предусмотрено статьей 7 устава совета. Начать этот процесс могут сам комитет, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) или генсек организации.
Исключение из Совета Европы происходит в несколько этапов. Сначала по итогам голосования КМСЕ принимается решение о старте процедуры. На это дается месяц, а за решение должны проголосовать две трети министров. После этого в страну-нарушитель направляется миссия Совета Европы. По итогам работы миссии в Комитете министров Совета Европы снова проходит голосование, на котором решается, начинать ли разрабатывать «дорожную карту». Если спустя год после попыток разрешить ситуацию, добиться прогресса не удается, членство в совете приостанавливается.
«Не исключаю, что в ближайшее время может быть инициирована чрезвычайная трехсторонняя процедура или начат мониторинг. Мы к этому готовы», — прокомментировал возможный запуск процедуры исключения России зампред Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Петр Толстой.
Кого-то когда-нибудь исключали?
За всю свою историю Совет Европы ни разу не исключал никого из своего состава. Лишь одна страна выходила из него по собственной инициативе — Греция в 1969 году. И та затем вернулась.
Шансы, что Россия будет исключена из Совета Европы не по собственной инициативе, практически равны нулю, уверено подавляющее большинство опрошенных СМИ юристов и дипломатов. «Обычно страна, не исполняющая определенные решения суда, прикрывается тем, что другие решения она все-таки исполняет, а в случае исключения все ее граждане потеряют возможность обращаться в ЕСПЧ», — сказал DW источник в европейских дипломатических кругах.
Исключают за «злостные нарушения». Россия — злостный нарушитель?
По итогам 2020 года Россия стала абсолютным лидером по количеству нарушений Конвенции о правах человека — 185 нарушений. На втором месте находится Турция с 97 нарушениями, на третьем и четвертом — Украина (86) и Румыния (82). С момента вступления в Совет Европы Россия не выполнила больше половины решений ЕСПЧ: 1822 из 3002. При этом страна остается лидером по количеству обращения в Европейский суд — рассмотрения ожидают 13 800 дел, это почти четверть всех обращений. У Турции, занимающей вторую строчку, 11 150, затем идет Украина с 10 250 заявлениями.
Что ждет россиян без Совета Европы?
В случае выхода из Совета Европы Россия автоматически денонсирует Европейскую конвенцию по правам человека. Формально все права и свободы конвенции прописаны и в российских законах. Но после денонсации россияне лишатся возможности обращаться в ЕСПЧ, и решения российских судов станут окончательными. Другое последствие, которое обсуждается в свете возможного выхода из совета, — возможная отмена моратория на смертную казнь. Россия обязана была отказаться от нее вовсе, но не сделала этого, ограничившись лишь мораторием, который действует и продлевается с 1997 года. Совет Европы регулярно предлагает России отказаться от высшей меры наказания полностью, но этого не происходит.