Раскручивание репрессий по-хабаровски
Последние две недели репрессии в стране покатились как снежный ком, нарастая и стремясь превратиться в лавину.
То, что власти ранее, можно сказать, удачно и безболезненно для себя массово опробовали на мирно протестующих в защиту избранного народом губернатора Сергея Фургала в Хабаровске, теперь применили во всю мощь к независимым журналистам.
Сначала закрутили малую репрессивную карусель в Хабаровске. Задержание – составление протокола об административном правонарушении – спецприемник – судилище с вынесением постановления о штрафе или аресте – снова задержание, и по новому кругу. Прокатило!
Все нарушения конституционных прав на свободу выражения мнения были активно поддержаны прокуратурой и судами Хабаровска, за исключением единственного дела журналиста «Просто газеты» Татьяны Хлестуновой, которую оправдали после 13 суток содержания под стражей из 14 возможных, к которым ее первоначально приговорили по ч.6.1 ст. 20.2 КоАП РФ за, якобы, участие в публичном шествии по дороге, когда она это шествие освещала как журналист.
В Хабаровске более полугода люди ежедневно выходят на улицу после ареста 9 июля 2020 года народного губернатора края Сергея Фургала. Сначала были ежедневные массовые шествия по центральной трассе города, особенно многочисленные по субботам (десятки тысяч человек, по разным оценкам, доходило до 50-100 тысяч). Люди дружно шли с флагом Хабаровского флага, плакатами, скандировали лозунги в защиту Сергея Фургала и в жару, и в ливни, и в слякоть, и в мороз. Власть их не слышала, протесты не показывали по телевидению, и о них не писали прогосударственные СМИ.
Людей выходило протестовать все меньше, но требования людей звучали все тверже и жестче. Особенно после указа Путина об увольнении избранного ими губернатора Сергея Фургала. После того, как прислали из Москвы «банного мальчика» Михаила Дегтерева управлять краем, протестующих стали сильнее прессовать: присуждать административные аресты и огромные штрафы.
Как жестко скрутили «Фредди» люди в штатском (за то, что он сдернул маску, сообщая, что тот ему угрожал) и передали полицейским у входа в здание краевого правительства, запомнился очень многим благодаря видео на ютуб в прямом эфире. Это было после первого «выхода к народу» Дегтярева с кучей охраны, когда почти все протестующие ушли с площади Ленина.
А субботний силовой разгон 10 октября, поводом которого послужили три палатки под цвет Хабаровского флага, люди стали называть «кровавой субботой».
Репрессии сделали свое дело. Ныне самые стойкие хабаровчане ежевечерне в районе 20 часов выходят на центральную площадь поговорить друг с другом, попить чайку. А каждую субботу ходили дружно гулять по улицам города, вплоть до 30 января, и все это действо смотрят сотни и даже тысячи людей по всему миру в прямом эфире благодаря независимым журналистам и блогерам.
Местная власть в это время рапортовала выше: протест слился! А люди пытаются протестовать «по закону», по новым репрессивным правилам. И началась «игра в кошки-мышки». Кто-то по-партизански напишет огромными буквами на льду Амура «Свободу Фургалу» или «Я/Мы Сергей Фургал» или нарисует портрет народного губернатора на стене какого-нибудь дома, выйдет на одиночный пикет в разных точках города.
Люди по всей стране перешли на одиночные пикеты – власть запретила очередь на пикет. Заявки на публичные акции отказываются согласовывать, ссылаясь на коронавирус. Судебные заседания тоже теперь проходят в закрытом режиме из-за него. Какой же удобный для наших властей коварный вирус оказался!
Новогодний «подарок» народу от власти
Законодатели подарили всем новогодний сюрприз – вступление в силу с 10 января новых репрессивных изменений в федеральном законе № 54-ФЗ о митингах, пикетах и шествиях.
Теперь полицейские подходят к кучкам людей, собравшимся на площадях во многих российских городах, видимо, вдохновившись примером беззакония хабаровских правоохранителей и их полной безнаказанностью, ссылаются на эти изменения закона, предупреждают (на всякий случай, как бы чего не вышло?) о незаконности, якобы, их встречи на центральный площади. Живо так интересуются, с какой целью они стоят? И за то, что они просто встретились на площади, предупреждают об ответственности по ст. 20.2 КоАП РФ за участие в несанкционированном публичном мероприятии!
«В каком мероприятии?» - спрашивают обалдевшие люди у полицейских на площади Ленина в Хабаровске. А те, ничего не могут ответить, молча уходят с чувством выполненного долга. Предупредили!!!
А нашего журналиста Бориса Жирнова даже уже осудили по этому обновленному закону 23 января по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ за вечерний эфир в понедельник, 18 января, где он освещал общение людей между собой на площади Ленина в Хабаровске. Суд вынес ему штраф в размере 150 000 рублей! (Подробнее в публикации «Арестованный журналист газеты «Арсеньевские вести» Борис Жирнов объявил голодовку», АрсВест, № 4 (1454)).
Но и по старому закону, видимо, ничего не мешало и не мешает хабаровским правоохранителям во главе с федеральными судьями творить беспредел даже по отношению к журналистам, в упор не видя содержание статьи 1 федерального закона о СМИ об особом журналистском статусе, что уж тут говорить о Конституции РФ и обычных людях с гражданской позицией!
Хабаровские журналисты – «вторая нефть»
Нашего другого корреспондента Дмитрия Тимошенко 5 суток держали в застенках спецприемника Хабаровска и судили каждый день, оштрафовав в общей сложности только за одну неделю на 395500 рублей. И судили его по ст. 20.2 КоАП РФ, не принимая во внимание ни его пресс-карту нашей газеты, ни редакционное задание, ни нормы права ст. 1 Федерального Закона о СМИ. (Смотри статью в АрсВест «И снова карусель репрессий», № 3 (1453)). Дмитрия дольше всех держали в репрессивной карусели и накрутили огроменный штраф за освещение мирных протестных акций в Хабаровске.
Вот еще один интересный факт в этом деле. Когда 16 ноября Дмитрия Тимошенко грубо задержали сотрудники центра «Э» в гражданской одежде и посадили в серебристый «Форд» с госномером «М 601 ХМ 27», где его сильно ударил кто-то из «эшников», как рассказал сам Дмитрий, за рулем сидел подполковник полиции Руслан Игнатьев.
Ранее, во время прямого эфира протестного шествия хабаровчан в защиту Сергея Фургала, Дмитрий успел снять на видео водителя автомобиля, который газанул с места происшествия на пешеходном переходе. Машина резко тронулась, задев мужчину с ребенком. А дело пытались завести не на того, кто скрылся с места ДТП, а на отца с ребенком. Будто бы отец ребенка намеренно налетел на автомобиль. Помните этот инцидент?
Водителем скрывшейся с места происшествия автомашины оказался подполковник полиции Руслан Игнатьев! Ныне дело прекращено в отношение обеих сторон. Сотрудникам полиции закон не писан, и они не несут никакой ответственности?!
Зато журналисты сидят в застенках спецприемников и платят огромные штрафы, показывающие всему миру правду о мирных протестах. И в суд из спецприемника везут журналиста в наручниках. Вот кто нынче считается преступником?!
Сергея Плотникова из RusNews (которого ранее похищали, отвезли в лес и стреляли в ногу, уголовное дело не было возбуждено, публикация в АрсВест «Вместо бандитов силовики? », № 43 от 21.10.2020) утром в субботу, 23 января, задержали, отвезли в ОП-4, составили протокол в отношение него и поместили в спецприемник до суда, инкриминировав ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, якобы, за участие в шествии 24 октября 2020 года, когда он вел прямой эфир как журналист. Чтобы не вел прямой эфир «слившегося» хабаровского протеста?!
В понедельник, 25 января, Сергею по этой статье присудили 10000 рублей штрафа и снова задержали, составили протокол об административном правонарушении по этой же статье за другую дату и заточили в спецприемник ночевать до завтрашнего суда. Репрессивную карусель запустили теперь и в отношение него.
На следующий день суд арестовал его на 10 суток. Сергей объявил голодовку, но в связи с резким ухудшением состояния здоровья, ему пришлось через три дня ее прекратить. Несмотря на поставленный диагноз – острый пиелонефрит и острый двусторонний синусит, его не сразу госпитализировали, что расцениваем как пытку. Сергея возили в 1-ю краевую больницу Хабаровска 4 (!) раза, но оттуда возвращали обратно в спецприемник. 28 января его все-таки положили в 3-е отделение хирургии железнодорожной больницы Хабаровска, где в настоящее время он проходит курс лечения.
В субботу, 23 января, не дали вести прямой эфир и другому журналисту RusNews - Даниилу, которого тоже задержали практически сразу с Сергеем Плотниковым, но отвезли в другой отдел полиции и составили протокол за отсутствие маски.
Хотя в соответствии с п. 1 ч. 4 и ч. 6 ст. 6 Федерального Закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» на публичных мероприятиях запрещено скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности.
Вот эти безумные запреты уже и выполнить невозможно, чтобы что-нибудь не нарушить! Без маски – вот тебе штраф, а в маске – тоже штраф?!
В это воскресенье, 31 января, во время прямого эфира на площади Ленина в Хабаровске Даниила снова задержали, заломив руки и немного повредив телефон, отпустили с извинением, когда площадь практически полностью силовики освободили от людей.
А другого журналиста RusNews Александру Теплякову, задержанную там же в этот же день тоже в прямом эфире, увезли в отдел полиции, составили протокол по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, якобы, за участие ранее в субботнем шествии хабаровчан, хотя она освещала его как журналист, имея пресс-карту и редакционное задание. Ее отвезли ночевать в спецприемник, а в понедельник, 1 февраля, суд присудил ей 9 суток административного ареста, наплевав на ее журналистский статус и ст. 1 Закона о СМИ.
28 января, во время прямого эфира ежевечерней встречи хабаровчан на площади Ленина напротив здания правительства Хабаровского края была задержана журналист Кристина Грицаенко (RusNews и Activatica), а затем журналист Екатерина Ищенко (SotaVision), пришедшая на эту площадь. Кроме журналистов, был задержан и увезен в отдел полиции хабаровский священник Андрей Винарский, который, как обычно, вел прямой эфир с площади в Инстаграм.
Ему инкриминировали «дадинскую» статью 212.1 УК РФ. Ранее его несколько раз судили за участие в мирных публичных акциях.
Журналистам Кристине и Екатерине вменили статью 20.2 КоАП РФ, якобы участие в публичных акциях, хотя они освещали их как корреспонденты своих изданий.
Кристине Грицаенко инкриминировали часть 5 данной статьи за 12 сентября прошлого года, Екатерине Ищенко – арестную часть 8, как сообщили первоначально, за освещение в прямом эфире встречи хабаровчан на центральной площади города 18 января, где не было ни плакатов, ни скандирования каких-либо лозунгов. Однако за освещение этой вечерней встречи хабаровчан 18 января судья Будаев А.В. Центрального райсуда Хабаровска оштрафовал на 150 тысяч рублей нашего корреспондента Бориса Жирнова по ч. 8 ст. 20.2 КоАП .
Ранее Екатерину Ищенко после семи судов все-таки осудили по ст. 20.2 КоАП за протестную акцию в Хабаровске в дату, когда ее не было в городе. Постановление суда первой инстанции было обжаловано. Теперь её захотели привлечь за, якобы, многократное участие в публичных акциях, хотя она не участвовала в них, а освещала как журналист, имея при себе пресс-карту и редакционное задание. Так как прежнее постановление суда не вступило в законную силу, ч. 8 ей не имеют права инкриминировать. Немного одумавшись, в отделе полиции оформили ей протокол по ч. 5 ст. 20.2. КоАП.
На следующий день, 29 января, суд присудил Кристине Грицаенко 18 тысяч рублей, а Екатерине Ищенко – 10 тысяч.
Вечером в пятницу, 29 января, нашего корреспондента Марию Нуйкину задержали за несколько минут до отхода поезда, отвезли в отдел полиции для составления протокола об административном правонарушении и затем поместили на ночь в спецприемник. Ей инкриминировали ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, якобы, участие в мирном шествии 26 декабря, хотя она освещала все публичные акции как журналист. Она также должна была освещать планируемые протестные акции 31 января по редакционному заданию нашей газеты в Хабаровском крае.
Краснофлотский районный суд Хабаровска в субботу, 30 января, присудил ей сутки административного ареста. По выходу из спецприемника ее снова задержали и повезли в отдел полиции № 8 для составления нового протокола по той же репрессивной карусели, как и многим хабаровским журналистам. Протокол оформили по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП, якобы, за участие 19 сентября в мирном шествии хабаровчан в то время, как она добросовестно выполняла свои журналистские обязанности по его освещению. Её продержали в застенках спецприемника ещё двое суток до суда, который состоялся в понедельник, 1 февраля. Суд оштрафовал её на 10 тысяч рублей, «простив» отбытые ею ещё 2 суток в неволе.
30 января в Хабаровске силовики вдобавок ко всему не пустили на площадь Ленина освещать происходящее на ней двух журналистов – Екатерину Ищенко (SotaVision) и Кристину Грицаенко (NewsRus и Activatica), несмотря на наличие у них пресс-карт и редакционных заданий своих изданий.
Штрафной «рекорд» журналиста Дмитиря Тимошенко побит!
Также 30 января, во время проведения прямого эфира перед началом субботней акции на площади Ленина в Хабаровске, была задержана наш журналист Александра Рунова. Она успела провести эфир только 7 минут, имея редакционное задание и явно видимую пресс-карту. Её повезли в отдел полиции для составления протокола об административном правонарушении. Александру отпустили из отдела полиции № 4 после составления протокола, инкриминировав ей агитацию в группе ватсап 26 января несанкционированного публичного мероприятия 31 января в поддержку А. Навального.
Её не имеют права отправлять в спецприемник, т.к. она – мама несовершеннолетних детей. Рассмотрение её дела было назначено на 1 февраля в 13 часов 20 минут в Центральном районном суде г. Хабаровска, но судебное заседание началось только вечером. Александре присудили 75 тысяч рублей штрафа по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ.
После суда Александру задержали «по карусели», и в ОП-4 составили протокол опять по ч. 8 ст. 20.2 КоАП за освещение шествия хабаровчан 23 января, хотя она имела явно видимую пресс-карту нашей газеты и редакционное задание.
Судебное заседание назначили на 9 часов 2 февраля, по итогам которого судья Центрального районного суда г. Хабаровска Шатилов А.Н. (при участии прокурора Демидовой А.В., старшего инспектора ОИАЗ Иценко И.А.) мотивировал «шедевреально» свой судебный акт о назначении штрафа в размере 200 тысяч рублей нашему корреспонденту Руновой А.Е.:
«... избранный способ создания репортажа о происходящих в общестенном месте событиях не может повлечь вседозволенность журналиста».
После таких «шедевров» думаем возобновить премию от нашей газеты «Ниже плинтуса» по итогам года для самых глупых отписок должностных лиц. Полагаем, хабаровский федеральный судья Шатилов А.Н. займет достойное место в списке награжденных.
В декабре Александре Руновой уже был присужден штраф в размере 150 тысяч рублей по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ за освещение протестных акций в Хабаровске в защиту арестованного народного губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, а всего суды оштрафовали её на 442 тысяч рублей!!! «Рекорд» штрафов журналиста Дмитрия Тимошенко побит! И это ещё не предел беспредела?!
Все штрафы вынесены фактически без учета имущественного положения и журналистского статуса Александре Руновой. Матери троих малолетних детей, которых она воспитывает одна!
Задержания журналистов во Владивостоке
Екатерина Ищенко приехала 31 января во Владивосток и вела прямой эфир происходящих на центральной площади и на городской набережной событий. Её дважды задержали прямо в прямых эфирах. Первый раз – у памятника борцам за Власть Советов на моих глазах, посадили в автобус-автозак и увезли в отдел полиции № 1 (Ленинского района Владивостока) на ул. Махалина. Там, подержав немного «для приличия», отпустили с извинениями.
Второй раз её задержали на набережной также в прямом эфире. После задержания долго держали в автобусе-автозаке вместе с другими задержанными (в том числе и нашим корреспондентом Екатериной Оконовенко) рядом с отделом полиции № 4 (Фрунзенского района Владивостока). В этот отдел полиции привезли несколько полных автобусов с задержанными людьми, в которых было много несовершеннолетних. Всех их несколько часов «мариновали» в этих автобусах-автозаках. Малыми партиями заводили в здание ОП-4 и там тоже держали часами.
В общей сложности журналистов в отделении полиции № 4 и в автобусе-автозаке удерживали около 7 часов и отпустили без протоколов в десять часов вечера, принеся им свои извинения, сетуя на юридическую безграмотность росгвардейцев.
Мы с главным редактором нашей газеты ждали их освобождения около 5 часов, требуя их немедленного освобождения. В ОП-4 мы пришли из ОП-1, где освобождали нашего корреспондента Александра Кирсанова, которого люди в штатском задержали в районе половины первого дня на владивостокской центральной площади и отвезли в отделение полиции на ул. Махалина (ОП-1). После четырех с лишним часов «маринования» его освободили также без протокола. Его телефон в полиции превратили «в кирпич», откатив данные до заводских настроек.
31 января на центральной площади Владивостока во время публичной акции также была задержана известный журналист Валерия Федоренко, которую поместили в автобус-автозак, но быстро отпустили.
Мы с главным редактором нашей газеты обратились вечером 31 января в дежурную часть ОП-4 Владивостока с письменными заявлениями, а также дежурному УВД Приморского края по телефону о совершении полицейскими деяний в отношении журналистов, которые содержат, по нашему мнению, признаки преступления – воспрепятствование журналисткой деятельности (ст. 144 УК РФ). Ранее обращались с дежурную часть УВД Хабаровского края по такому же вопросу, но только в отношении наших хабаровских журналистов.
ОВД-Инфо подвело итог по 31 января: «Как и неделю назад силовики целенаправленно задерживали журналистов — не менее 91 сотрудника СМИ в 31 регионе России».
Требуем прекратить репрессии в отношении журналистов и привлечь всех лиц, виновых в воспрепятствовании журналистской деятельности, к уголовной ответственности по ст. 144 УК РФ.
Помощь для оплаты штрафов за освещение протестов в Хабаровске нашим журналистам Александре Руновой и Дмитрию Тимошеко желающие могут перечислить по следующим реквизитам:
Александра Рунова (воспитывает одна трех малолетних детей, в общей сумме присуждено 442000 руб. штрафов) - карта Сбербанка 4274 3200 4597 8007
Дмитрий Тимошенко, также известный как блогер Демьян Бедный (в общей сумме присуждено штрафов на 395500 руб.) – карта Сбербанка 5228 6005 5392 8153 (доверенное лицо Светлана Алексеевна).
Татьяна Демичева.
Фото автора.
Видео Дмитрия Тимошенко.