В Хабаровске люди каждый день приходят на центральную площадь по вечерам напротив здания краевого правительства по традиции народных гуляний. В последний понедельник было всего три человека, среди которых и отец Андрей, которому на прошлой неделе инкриминировали «дадинскую» статью Уголовного кодекса за участие в мирных публичных акциях.
Четвёртый человек подошел к журналисту RusNews Даниилу, когда тот уже завершал прямой эфир, так как все разошлись. И к этим трем, не считая журналиста, подходили полицейские и предупреждали о незаконности их действий! А те ничего такого особенного не делали, только разговаривали о своем!
А в субботу-воскресенье силовики не пускали людей на центральную площадь Хабаровска, огородив ее щитами с дубинками да автозаками. А хабаровчанам надоели немыслимые штрафы, аресты, жесткие задержания, и они перестроились. Пошли 31 января в другое место митинговать, вроде как, типа маевки в начале прошлого века в Российской империи. И никто, кроме них, точно не знает, было или нет, где и как.
А на центральной площади Хабаровска 31 января повязали всех журналистов и разогнали десятки граждан. Каким образом разогнали? В прямые эфиры это не попало, так как силовики об этом заранее «позаботились».
А во Владивостоке с субботы, 30 января, весь городской центр по улице Светланской был в автозаках. 31 января, в воскресенье, в соцсетях была анонсирована протестная акция на центральной площади Владивостока в защиту Навального то ли в 14, то ли в 12 часов. Я приехала в центр города в полдень. Маршрутка остановилась не на общественной остановке, а за углом от неё, за закрытым поворотом. Пришлось немного спускаться вниз по Океанскому проспекту по скользкому тротуару. Неприятно.
Все подземные переходы к центральной площади уже были блокированы, людей не пропускали. Но я достала пресс-карту нашей газеты, и ко мне вопросов не было. Люди в черном обмундировании без опознавательных знаков с дубинками в руках расступались передо мной.
А вот журналисту из Хабаровска Екатерине Ищенко пришлось обходить стороной по пешеходному переходу в конце ГУМа метров 100-200, чтобы попасть к памятнику Борцам за власть Советов, где уже собралось представителей прессы в ярко-зеленых жилетах немеряно. Один наш корреспондент, приехавший на площадь намного раньше меня, видел этих людей в жилетах в автобусе, где они грелись вместе с силовиками.
Основная масса людей собралась у подземных переходов по ту сторону дороги, напротив центральной площади. Не знаю как, но несколько десятков обычных людей смогли все-таки просочиться к памятнику Борцам за власть Советов. Появились пара плакатов и флаги. Один флаг - Российской Федерации, другой – Хабаровского края, и даже было Знамя Мира (символ Пакта Рериха, первого в истории международного Договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников от 15 апреля 1935 года).
Потом вышли к памятнику полицейские с мегафонами и стали предупреждать о незаконности действий собравшихся на площади людей и силовом их разгоне с применением спецсредств от имени УВД по городу Владивостоку. И это в отношении мирно стоящих граждан!
Женщину со Знаменем Мира задержали и отвели в автозак, как и всех, кто держал плакаты, в том числе девушку с плакатом и флагом Хабаровского края.
Потом стали хватать точечно. Я не поняла, по какому принципу. В том числе задержали и некоторых независимых журналистов (об их задержании статья этого номера «Репрессии журналистов набирают обороты»). Люди вокруг шутили о таких задержаниях: «Не так стоял, шел…» На вопрос «За что задержали», ответ всех задержанных был: «Ни за что!»
Задержанные шли спокойно в сопровождении полицейских или росгвардейцев. Только одного молодого человека видела, как его несли четверо силовиков, держа за руки и ноги. Поднесли они его так к «стакану», но он не открылся. Спина парня сильно оголилась. А мороз с ветром - не на шутку. Видимо, надоев висеть между небом и землей, парень взмолился: «Да поставьте меня на ноги, я сам пойду!» Его вернули в вертикальное исходное положение и повели в автобус-автозак.
Заполнив так два-три автобуса, людей повезли в отделение полиции. Остальные разошлись и, вроде, все закончилось. Но в ютуб появилось видео хоровода возле елки на набережной. Ближайший путь к набережной был перекрыт силовиками. Пришлось идти в обход. Пока я дошла до набережной, масса людей виднелась уже на льду далеко от берега.
По берегу за ними охотились омоновцы и росгвардейцы с полицейскими. Я тоже осталась на берегу и наблюдала со стороны за происходящим.
К протестующим был послан МЧС-ный типа катер по льду, но он заглох. Тогда люди стали водить хороводы вокруг него. До меня доносилось дружное скандирование: «Аквадискотека», «Путин вор», «Свободу политзаключенным» и др.
На берегу полиция в мегафоны призывала граждан вернуться на берег, якобы, опасно ходить по льду. Все, кто послушался полицейских и вышел на берег, без разбора были схвачены и увезены в отделы полиции. Просто гулял или протестовал, без разницы.
Я смотрела на это все, и мне чудилось, что это шла реконструкция компьютерной игры наяву. «Космонавты», как по нажатию клавиши на клавиатуре, то бежали цепью в одну сторону, потом останавливались, медленно поворачивались и бежали в обратную сторону со щитами и дубинками наперевес. То становились цепью, то дружно бежали по три-четыре в ряд.
Люди на льду двигались тоже в разные стороны, в зависимости от движения силовиков на берегу.
Как нам рассказали потом, в ОП-4 (УВД Фрунзенского района Владивостока) был привезен парень с огнестрельным ранением в бедро. К нему туда приехала скорая помощь. Мы видели приехавших врачей скорой помощи там, когда требовали освободить незаконно задержанных журналистов.
«Сота» сообщила: «Мужчина, которого сняла в полиции Владивостока наш корреспондент Екатерина Ищенко, рассказал, как полиция выстрелила ему в ногу: «Меня догнал человек в штатском, приказал лечь на лёд. Он повалил меня и достал пистолет, блестящий. Оказалось, что это травмат, но выглядел как ТТ. Человек в штатском по ногам начал стрелять, попал в ногу выше колена. После выстрела он меня схватил и повел на берег. На секунду он показал удостоверение. Потом передали ОМОНу, тот еще сильнее заломил руки: два сотрудника тащили, третий сзади бил электрошокером. В «позе звезды» поставили меня к машине, обыскали без понятых, без протокола».
В полиции отрицают данный факт.
Тем временем, Владивосток попал в первую десятку по числу задержанных 31 января (более 100 человек) из десятков мирно протестующих российских городов, по данным ОВД-Инфо.
Смотрю я на реакцию наших властей на мирные протесты россиян, и думается мне, что именно силовики становятся главной угрозой нашей безопасности, как бы смешно и нелепо они ни выглядели в своей безумной и в то же время беспомощной жестокой агрессивности. И многие думающие люди, даже среди них, всё больше это понимают, как мне кажется. Хотя и не готовы пока открыто признаться в этом.
Татьяна Демичева.
Фото автора.