Что общего между кошельками депутата и пенсионера?
Зарплаты депутатов Госдумы и членов Совета Федерации решено повысить. Причем задним числом, с 1 сентября, и в два этапа: в нынешнем году примерно до 250 тысяч, в следующем — почти до 420 тысяч.
Федеральному бюджету такое содержание народных избранников теперь обойдется в 156 млн рублей ежемесячно (вместо нынешних 99 млн), а в будущем году — почти в 258 млн.
За народных избранников можно порадоваться. Вот только у самого народа среднемесячная зарплата ныне составляет лишь 30 тысяч рублей. То есть меньше депутатской в 8,3 раза. А будет — в 14 раз меньше.
Как уже писал «Труд», повышения денежного довольствия депутаты начали требовать еще летом. Но наиболее ретивым тогда пригрозили лишением мандатов — и вопрос вроде бы отпал. Сегодня, однако, в коридорах власти задули иные ветры.
Тем временем в развитых странах слуги народа, учитывая сложную экономическую ситуацию, идут на личные материальные жертвы. В июне, когда в российской Госдуме начал дискутироваться вопрос о повышении депутатского жалованья, парламент Израиля (кнессет) принял закон о снижении зарплаты депутатам и министрам на 10%. «В трудные для экономики времена палата представителей показала: мы все в одной лодке, сейчас каждый должен внести свой вклад в общее дело», — заявил по этому поводу автор законопроекта, лидер партии «Наш дом Израиль» Авигдор Либерман, бывший наш соотечественник.
Во Франции зарплаты президента, премьера и всех членов кабинета министров были снижены на 30% еще прошлой осенью — «чтобы сократить разрыв в размере жалований обеспеченных слоев населения и малоимущих граждан». В тех же целях повышение зарплат больших чиновников запретили как минимум до 2016 года — «пока страна не придет к экономическому равновесию».
В соседней Бельгии зарплату федерального правительства снизили на 5%, но урезали также дотации членам королевской семьи, федеральному парламенту, Конституционному суду и Счетной палате...
Во многих странах Европы официальные депутатские доходы (зарплата плюс «квартирные», «отпускные» и т. д.) обычно сравниваются с минимальной зарплатой по стране: в Великобритании они превышают «минималку» не более чем в 14 раз, во Франции — не более чем в 12 раз. В России, где официальный МРОТ составляет лишь 4,6 тысячи рублей, аналогичными сравнениями лучше не заниматься.
Но хуже другое: в нашей стране вообще нет никакой официальной привязки депутатских доходов к уровню жизни народа. Есть другой ориентир: содержание депутата не может быть ниже содержания федерального министра. В результате получается, что ни законодательная, ни исполнительная власть никак не заинтересованы лично и материально в повышении доходов простых россиян.
Примерно такая же ситуация в экономике: разрыв в зарплатах «высших» и «низших» — менеджмента и персонала — постоянно растет и, по официальным данным, уже составляет в среднем 12,5 раза, зашкаливая во многих случаях до 40 раз и более.
В бюджетной сфере, правда, положение начало меняться после издания президентского указа (май 2012 года) с задачей «создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций».
Год назад поправками в законодательство и правительственными постановлениями ввели ограничения: средняя зарплата руководителя не может превышать среднюю зарплату подчиненных более чем в 8 раз. Но введенное правило нередко нарушается. К тому же эти поправки не касаются контор, учрежденных федеральным правительством, а также начальников других бюджетных учреждений, включенных в особый правительственный перечень.
Депутатов это тоже не затронуло, хотя они финансируются из того же самого бюджета, а законы должны быть обязательны для всех.
И есть еще одна проблема: все повышения зарплат российских «слуг народа» в России вводятся специальными указами президента, что в других странах может быть воспринято как подкуп.
Может быть, нашему парламенту нужно принять соответствующий закон о финансовой независимости законодательной власти от всякой другой, кроме власти народа? И установить этим законом твердое соотношение депутатской «суммы прописью» и среднероссийской зарплаты. Например, 8:1.
Кстати
Председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов на днях сообщил пенсионерам новость: в 2016 году средний размер российской пенсии составит 13,2 тысячи рублей, или 1,9 прожиточного минимума пенсионера. Но все познается в сравнении: депутатская зарплата к тому сроку составит 32 среднероссийские пенсии. Если, конечно, слугам народа опять не прибавят...