13 сентября прошли выборы в различные органы власти, и мы попросили некоторых участников выборного процесса прокомментировать ход и результаты состоявшегося голосования
Авласович Сергей Владимирович, кандидат в депутаты Думы Октябрьского района от партии КПРФ:
– Как обычно, у нас говорят: «Мы за прогресс, берем все самое лучшее из того, что имеем и добавляем к нему самые передовые новшества». Примерно так я и оцениваю завершившуюся на днях избирательную кампанию.
Из старого осталась сложившаяся традиция «перекрашивания» единороссов в самовыдвиженцы. В целом, по району «перекрасилось» четыре таких кандидата. Также остались запугивания и угрозы. В течение кампании снялись несколько человек, в том числе один кандидат от КПРФ, который так и заявил, что его пугают закрытием бизнеса у его руководителя, на которого он работает. Считаю, остался подкуп избирателей. В Покровке было замечено несколько фактов подвозов избирателей к избирательным участкам. В Липовцах лично я подавал заявление в полицию на подвоз избирателей. Полиция ответила, что, дескать, ничего страшного, это были родственники.
Из новшеств отмечу следующее. Во-первых, проведенные в районе перед выборами серьезные благоустроительные работы. Обычно к тому же ремонту дорог начинают приступать в августе. То на этот раз работы начались уже в мае. Причем замечено, что в тех местах, где велись работы, обязательно крутился кандидат от власти. Он бегал за грейдером, за экскаватором, по улице, где трудились рабочие, изображая, что это именно он занимается благоустройством. И все эти случаи заботы таких кандидатов о народе освещались в каждом номере районной газеты, начиная с мая текущего года. Это продолжалось до начала августа, когда было официально запрещено вести такого рода агитацию.
Мы же смогли опубликовать в районной газете только предвыборные листовки. Параллельно пытались запретить распространять нашу малотиражную газету, подав на нас исковое заявление в суд.
В августе начали массово проводить Дни села – то в одном населенном пункте, то в другом с участием многих сотен людей. С концертами, подарками и обязательным присутствием кандидатов-единороссов. И это все в то время, когда никто не снимал ограничения на проведение массовых мероприятий в условиях пандемии.
Развозили пакетированный сок, срок годности которого оканчивался через месяц. Это делали люди, облаченные в казачью форму. Жители села Галенки, Владимировка, поселка Липовцы сообщали о том, что кандидат Владимир Гапоненко раздавал конфеты и чупа-чупсы.
Официально все пятнадцать провластных кандидатов в сумме задекларировали свыше 1,32 млн рублей, которые они могли использовать во время выборной кампании. Это, как было указано, их личные и партийные средства. Таких денег никогда раньше не фигурировало. Даже близко. И это только официальная часть.
А у представителей нашей партии никогда не было даже десяти процентов от этих средств.
Перед началом голосования к жителям района ходили работники социальных служб, члены УИКов. И, якобы, под предлогом уточнения списка избирателей составляли списки, кто будет голосовать за кандидатов от «Единой России». Это стало абсолютно ясно, когда началось досрочное выездное голосование. По этим спискам жителей вылавливали по максимуму. Если в один день граждан не оказывалось дома, шли к ним на следующий день, пока их не найдут, чтобы они проголосовали. И подавляющее большинство голосовало за кандидатов от «Единой России». Это было, в целом, по всему району. Через полгода - год мы все равно узнаем, кто продавался из жителей, голосовавших досрочно, а кто – нет. Кто покупал голоса и за сколько.
Явка несколько повысилась, чем на предыдущих выборах. Но, думаю, только за счет привлечения к голосованию маргинальной части избирателей. Которых, полагаю, купили.
Раньше в комиссиях не было наблюдателей от «Единой России» и не было в них нужды, потому что все вопросы решались в избиркомах, и там были скандалы. То сейчас в избиркомах все было тихо. Думаю, потому что они поставили наблюдателей. И эти люди ездили по домам и записывали адреса тех людей, к кому ходили до выборов, и кто из них проголосовал. Учет избирателей шел тотальный.
13 сентября в Липовцах молодые люди на автомашинах ездили за нами полдня, отслеживая все наше передвижение. Полагаю, что следили за подвозом. Но мы – законопослушные и таким не занимаемся. После обеда они это поняли и успокоились. Вероятно, тем, кто ездил за нами, тоже проплатили.
По моему мнению, избиратели напрочь были лишены права на тайну голосования. И во время досрочного, и во время выездного голосования и члены комиссий, и наблюдатели видели, за кого голосуют граждане. Какие кабинки для голосования? Положил бюллетень на стол, поставил галочку, всунули в конверт, запечатали и расписались. Все было под контролем, за исключением 13-го числа для тех, кто приходил непосредственно на избирательный участок.
На мой взгляд, специально где-то в центре на уровне Москвы была разработана новая тактика по проведению выборов, приняты соответственные нормативные акты, чтобы это все узаконить, «прокатали» на голосовании по изменению Конституции и запустили сейчас в сентябре. И все это прекрасно им удалось. Главное, что скандалы из УИКов вывели на улицу. А творящееся на улице, считают, к ним не относится. К сожалению, в руководстве оппозиционных партий не распознали новые правила игры и не дали рекомендации на места. Мы не сориентировались и проиграли.
Но проиграли не мы, а, в первую очередь, – избиратели, критикующие власть, но не желающие идти голосовать. И в особенности те, кто купился на подарки и обещания. В ближайшее время с них все это вернут в гораздо большем размере в виде налогов, различных сборов, повышения цен и тарифов. И опять будут ныть, как тяжело им жить.
Григорьев Олег Валентинович, депутат Думы Надеждинского муниципального района от партии КПРФ, второй секретарь местного отделения партии:
– Как и мои коллеги, я баллотировался в депутаты одного из муниципальных комитетов сельских поселений, закон это позволяет. Нашей главной задачей было проверить уровень доверия граждан к нам, как к людям, и к партии, от которой мы баллотировались. В Надеждинском районе существует три сельских поселения. Это Раздольненское поселение, которое включает в себя тринадцать населенных пунктов, Тавричанское поселение, в нем три населенных пункта, и Надеждинское поселение с восемнадцатью населенными пунктами. В каждом поселении свои депутаты муниципального комитета. В Раздольненском и Надеждинском сельских поселениях – по 15 человек и главы, избирающиеся народом, в Тавричанском – 10 депутатов, здесь главу избирают из числа депутатов.
В данных выборах, на мой взгляд, были применены технологии, дискредитирующие местную власть и представителей территориальной избирательной комиссии. А особенно – полицию, она не препятствовала подвозу маргиналов, которые, в конечном счете, и решили дальнейшую судьбу нашего района, как я считаю. Вы, конечно, понимаете, в чью пользу.
Сработала и ставка на «осушку» выборов. Например, в Надеждинском поселении ТИК не использовал фотографии кандидатов для представления их избирателям. Хотя фото были им предварительно отправлены в электронном виде и лично переданы в цветном формате размером 15 см на 20 см. Вместо изображений кандидатов комиссией под председательством Коровина Е.М. было принято решение разместить в газете в черно-белые прямоугольники размером со спичечный коробок. А биографии кандидатов были напечатаны таким текстом, что их невозможно было прочитать.
Мы уже привыкли к тому, что выборная кампания на территории Надеждинского района всегда происходит, по нашему мнению, очень грязно. Скандально. Когда район с раннего утра и всего периода голосования «бороздят» многочисленные автомобили, осуществляющие подвозы проплаченных избирателей. Когда такса подкупа голосов известна всему населению. Когда багажники ретивых подвозящих, которым, видимо, тоже заплачено, забиты водкой для вознаграждения маргиналов.
В 2018 году многочисленная группа кандидатов провела акцию протеста. Она была направлена против системы, считаю, преступных технологий кандидатов преимущественно от партии «Единая Россия», где развернули масштабный по типу пирамиды многоступенчатый подкуп избирателей. Протест был выражен восьмидневной голодовкой на центральной площади села Вольно-Надеждинское перед зданием администрации Надеждинского района. Но правовая ситуация избирательных кампаний в Надеждинском районе по-прежнему остается мутной. Мы видим очень много нарушений: те же проплаты, подвозы, то же оболванивание населения, как я считаю.
Я баллотировался по второму избирательному округу Тавричанского сельского поселения. В дни досрочного голосования «благодаря» подвозам проголосовало большинство жителей поселения. Причем, привозили и нетрезвых, и полураздетых. Ставка на этот раз была не велика – 300 рублей.
Все это говорит о том, что честные, исполняющие закон силы не могут попасть во власть, как я полагаю.
Администрации на местах во время выборов задействуют весь свой мощный властный ресурс на то, чтобы никто из неугодных и неудобных им не попал в органы власти. Повсюду манипулятивно используют бюджетников, в основном, – учителей, заведующих детских садов, директоров школ, которые как раз перед выборами становятся членами «Единой России». И, как сейчас модно, идут на выборы самовыдвиженцами. По сути, являясь винтиками механизма тотального обмана народа.
Можно только догадываться, сколько денег «вкачивается» в победу единороссов и их сторонников во время выборных кампаний, чтобы существующий режим был живее всех живых.
По моему мнению, грязные, скандальные выборы, нечестная конкурентные борьба кандидатов стали обычным делом в Надеждинском районе. Наверное, как и в других районах Приморского края, да и по всей стране.
Национальное осознание населения, его политическая грамотность, гражданское достоинство в нашей стране находится на очень низком уровне. Поэтому в самой гуще народных масс нет противодействия тому, что творят с населением. И по факту граждане и имеют ту власть, которую они заслужили.
Наша основная ставка направлена на то, чтобы люди увидели бескорыстность нашей цели и поддержали нас в дальнейшем. А мы продолжим добиваться того, чтобы наш Надеждинский район развивался и процветал.
Хоперсков Александр Игоревич, кандидат в депутаты в Думу Октябрьского муниципального округа от партии КПРФ:
– Больше всего в негативном смысле меня задело досрочное и выездное голосование. В общей сложности на эти процедуры было отведено пять дней. И в эти дни проголосовало значительное количество избирателей. Голосовавших конкретно 13 сентября, на мой личный взгляд, было меньше. Это что получается, раньше, и так было многие годы, нам вполне хватало одного дня, чтобы все желающие могли отдать свой голос, а сейчас не хватает и недели?
Во время выездного голосования, за исключением «дня тишины», можно было вести агитацию. Не исключаю, что людей предварительно просили проголосовать за конкретного кандидата, а уже затем к ним приезжали на дом, чтобы они просто поставили галочку в нужной графе бюллетеня. Те из избирателей, кто просил, чтобы члены УИКов приехали к ним домой, как правило, заявляли, что им физически затруднительно дойти до участка или говорили, что боятся заболеть коронавирусом. Почему раньше люди так не болели?
Не верю результатам выборов, а именно тому, что представителей «Единой России» массово поддерживает население. Скорее их победа свидетельствует о том, что они хорошо подготовились к конкретным выборам, смогли отработать в новых условиях. И дело даже не в проведенной ими агитации.
Роман ВИНОКУРОВ.
Фото предоставлены Сергеем Авласовичем и Олегом Григорьевым.