Ну вот. Завтра, когда выйдет номер газеты, состоится, наконец, Парад Победы. В Москве – однозначно состоится, во Владивостоке – тоже, скорей всего. Тем более, что, говорят синоптики, у нас будет как раз просвет между дождями. В Москве обещают тучи разгонять…
Насчёт разгона туч – процедура неоднозначная. Москва давно их разгоняет, тратит денежки, и, вроде, всегда получалось… Но вот в прошлом, кажется, году, получилось плохо: дождь всё-таки пошёл и всех намочил. Неужто у Лужкова получалось, а у Собянина – не очень, не вполне качественно? Квалификацию потеряли или неквалифицированных разгонятелей Собянин набрал? Общая тенденция к потере квалификации управляющими? А может, всё проще: удачно разгоняли потому, что угроза дождя была слабенькой… Но когда-то должно было это случиться, что силы природы оказались сильнее?
Впрочем, мы, во Владивостоке, лучше знаем о природе и ее силах и не берёмся даже тягаться с нею, чтобы не позориться… Вот и не позоримся. Матч состоится при любой погоде! Тем более, парад.
В Москве – не то, в Москве беспокоятся страшно… Ещё бы! Москва – столица нашей родины, там сосредоточено всё начальство, и оно желает, чтобы им сделали красиво. Так что там и на воду дуют.
И вот подтверждение: забавный случай с Петром Верзиловым. То есть это внешне забавный случай, для нас, а для Верзилова – не очень… В общем, его задержали. Задержали право… нет, умные люди утверждают, что называть этих товарищей правоохранителями – почти насмешка, скоро за такое будут сажать, как за оскорбление… так что назовём иначе: силовики. В общем, силовики с кувалдой явились к его квартире, взломали дверь – и вынули оттуда Верзилова. В процессе транспортировки задержанного у силовиков возникла мысль (когда в руках кувалда, мысли не возникают, это и объясняет задержку с ее появлением), а как задержание мы объясним? Что предъявим? Ну, и что-то организовали по дороге, встречу с какими-то гопниками, вроде Верзилов на этих гопников матюгнулся – о, хулиганство! В общем, за хулиганство задержали и на сколько-то суток посадили – как раз чтоб на время парада сидел. Потому что…
Потому что первоначальная идея всё-таки вылезла наружу (страшная вещь – наружа, об этом ещё Масяня говорила): Верзилов, якобы, готовил акцию к параду. Или как оно там называется… перформанс, кажется. Ну, типа, как на чемпионате мира по футболу, когда на поле во время матча проникли верзиловцы (они, вроде бы, называются группой «Война») в полицейской форме, за ними погнались охранники… Или даже полицейские… Никогда не понимала смысл подобных акций, но, возможно, я просто слишком старая, и смысл современного искусства мне недоступен.
В общем, была такая акция, я её даже видела по телику.
А группа «Война» во главе с Верзиловым – она такая, она может… А вдруг и на параде проведут? Может, Верзилов ничего и не планировал, но… как говаривал Марк Твен, кошка, севшая на горячую плиту, больше не сядет на горячую плиту… и на холодную тоже. Лучше, чтоб Верзилов провёл время парада в изоляции, чтоб уж наверняка ничего не было!
Но народ наш – креативный. Тем более, такой повод дали! Все тут же ринулись соображать, какую же акцию мог придумать Верзилов… А точнее, о чём таком подумали силовики (или люди, которым подчиняются силовики), чего они испугались, что они так стремились предотвратить?
Ну и придумали. Он хотел остановить танк! И весь парад соответственно. И даже архивную фотку вытащили.
Ну, вы помните давнишнюю историю с площадью Тяньаньмынь, когда китайцы протестовали против чего-то (давно было дело, подробностей не помню) вышли на эту самую площадь, а власть пустила танки – ну, и подавила (в том числе и в прямом смысле) протест. И вот там, на площади, был такой эпизод: какой-то человек с авоськой вышел – и встал перед танком. И колонна остановилась.
Ну вот, представьте: в Москве парад, всё красиво, как и было заказано, идёт наша супер-пупер техника, идут танки – и вдруг выбегает откуда-то Верзилов и становится перед танком! А? Танк ведь остановится! На параде, под взорами миллионов людей, никто ж этого Верзилова не задавит, даже если очень хочется, аж гусеницы чешутся! Прибежит всего лишь охрана убирать Верзилова, а он ещё и бросится от охраны убегать… А разговоров-то потом сколько будет! А смеху! Кошмар! Это уж точно ужас-ужас-ужас!
Ведь, наверняка, у кого-то из высших начальников возникла идея возможности такой акции, и старый кадр с площади Тяньаньмынь вспомнился… Кадр яркий, вспоминается легко, а Верзилов – он такой…у-у-у какой! Вдруг и он вспомнит и захочет повторить? Не-е-е, лучше перебдеть!
Так вот мой совет любителям акций: не надо так поступать. Не надо выбегать перед танками на параде. Стараниями какого-то (или каких-то) умников с самых верхов всю эту акцию в лицах и красках все уже разыграли мысленно, или, как нынче модно говорить, виртуально. Повторение её в натуре – уже не актуально, не оригинально и, вообще, какое-то тупое эпигонство. Проехали!
Смотрите лучше парад. И лучше – по телику, там обещают красиво. Песков обещает, Собянин рекомендует. Эпидемия же вокруг! А вы, граждане, с Путиным себя не равняйте, у вас нет такой защиты от заразы, так что сидите дома.
Путин, конечно, заразы опасается, недаром столько времени в бункере сидел. Нет, на публике он появлялся, хотя крайне редко и при условии, если публика крайне малочисленна (желательно только охрана) и находится на медицински безопасном расстоянии.
Но теперь он начал появляться и в расширенном окружении. Вон на днях посетил храм цвета хаки в компании министра обороны и патриарха. Ну да, 22-го июня это было, в день памяти и скорби. Патриарх ещё неудачно поздравил с этим днём. Сказал, что это день скорбный, но одновременно и торжественный… Не будем осуждать патриарха за неуместное поздравление: он старенький… Как говорилось в детском садистском стихотворении, дедушка старый, ему всё равно…
Тем более что нас ждёт и другое событие – торжественное, но в то же время и скорбное: мы будем обнулять Конституцию. То есть её уже и Совфед обнулил, и местные Заксобрания, и даже Конституционный суд… То есть не совсем так. Конституционный суд – он хоть и потакающий начальству, но всё-таки умный. Он высказался в таком духе: а мы чо, мы вам чо, крайние? Нет уж! Пусть народ тоже в этом участвует, пусть он тоже это … одобрит, а народ – чо там в Конституции написано? – главный! Так что теперь народ просто обязан в это вступить и за это проголосовать. И вот как раз после парада оно и начнётся, голосование это. Всю неделю, чтоб никто не мог отговориться, мол, я хотел, но не успел… За неделю успеешь как миленький!
Правда, у нас же ещё зараза… зараза ходит по стране… Ничего, к вам домой придут с урной и маской!
Тем не менее, публика всё ещё сомневается.
И как тут не сомневаться? Больно уж мероприятие необычное. Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка. Настолько неведома, что для неё даже закон новый придумали. Да ещё ЦИК во главе с несравненной Эллой Памфиловой жару подбавил в процедуру. Неделя голосования, никаких наблюдателей, кроме посланцев «общественных палат», никакой агитации «против» (агитация «за» считается информированием), обилие туповатых роликов «за», обилие плакатов с «информированием»… В общем, сомнения в честности и даже законности процедуры рождаются в огромном количестве просто из стараний властей подвигнуть публику прийти и проголосовать…
Да ещё Элла сказанула! Уж сказанула так сказанула… Она сказала: «В такой ситуации мы просто обязаны показать всему миру прозрачность, чтобы не возникало малейших сомнений в легитимности волеизъявления. Я сказала всем главам территориальных избиркомов, чтобы, как раньше у нас происходило, не было. Доля проголосовавших «за» не должна превышать 100 процентов. Не надо эти два-три-десять процентов добрасывать».
Это её пожелание следует отлить в граните: «Доля проголосовавших «за» не должна превышать 100 процентов». Это можно интерпретировать по-разному, но появляются прежде всего, конечно, интерпретации негативные: фальсифицируйте, но не зарывайтесь. Доля «за» не должна быть выше 100%.Следите за приличиями!
И сюда же – все эти призывы от властей именно проголосовать – не важно как. Это им-то не важно? Нет, бывает, конечно, когда не важно, как проголосуют… но тогда немедленно вспоминается продолжение этой фразы: важно, как посчитают!
Да и, вообще, весь пассаж Эллы Александровны выглядит сомнительно и вызывает если не вопросы, то скепсис: «Главное — не переборщить. Мы знаем, насколько избиратели заинтересованы в принятии поправок в Конституцию. Предложенные нормы фактически затрагивают каждого гражданина и даже животных. Поправки — это прежде всего возможность изменить к лучшему свою жизнь и жизнь своих потомков. При этом нам нельзя забывать, что к референдуму проявляют внимание все ведущие страны мира. Уже пытались повлиять на процесс Соединённые Штаты, Евросоюз и другие. Доля проголосовавших «за» не должна превышать 100 процентов», — сказала глава ЦИК Элла Памфилова «Панораме».
Мы знаем, насколько избиратели заинтересованы: по всевозможным опросам всевозможных социологов расклад в этом вопросе фактически 50:50. В разное время по разным опросам побеждает «то их, то наша сторона». Пытались повлиять на процесс? А примеры где? Хоть бы один привела…
Или эти «попытки» сродни слухам, что Билл Гейтс изобретает вакцину от ковида, чтобы вместе с нею вживить нам в мозг чипы, чтобы нами управлять? Правильно кто-то сказал, что об этом беспокоятся те, кому не во что чип вживлять – в связи с отсутствием мозга… А насчет возможности поменять жизнь к лучшему с помощью «поправки» про обнуление сроков, Бога, память предков, любовь к животным… Ну, там много всего, 206 поправок. Тут уж каждый решает для себя. Мозгами своими раскидывает.
В общем, не буду я агитировать ни за, ни против – агитация, говорит Элла, запрещена. Думайте сами, решайте сами…
Кстати, о заразе. Сначала же ЦИК размахнулся, чтобы всех членов участковых избирательных комиссий проверить на ковид, не больны ли они, не заразны ли… Но потом этот благородный порыв улетучился с объяснением, что это дорого. Так вот, я утешу жителей Приморья или, по крайней мере, Владивостока: у нас членов УИК на заразность проверили! Всё-таки приятно убедиться, что наш губернатор больше заботится о населении, чем верхние начальники!
А в остальном – ваш выбор.
Марина ЗАВАДСКАЯ.
Плакаты из соцсетей.