На прошлой неделе произошло несколько забавных событий.
Ну как – забавных. Оформление их было весьма забавным.
Например, в Санкт-Петербурге отмечали 20-летие со дня смерти Анатолия Собчака. Бывшего питерского мэра. Но умер он уже не будучи мэром, а будучи задействованным в программе продвижения своего бывшего же заместителя Владимира Путина на пост президента.
И теперь благодарный ученик собрался посетить родной город, открыть памятник, речь сказать, то да сё…
Забавно то, что накануне визита президента место открытия памятника Собчаку обнесли бронебойным заборчиком. Заборчик хоть и стеклянный, но всем явственно был виден, и благодарные питерцы, проезжая мимо, с удовольствием заборчик снимали и выкладывали в интернет.
Открытие памятника прошло как полагается, замечательно: и речи были, и близкие Собчаку люди присутствовали, и народец был – в общем, всё прошло без сучка и задоринки.
Там же, в Питере, Путин встретился с народом. И как-то так получилось, что на этой встрече не присутствовали всем уже знакомые по прежним встречам рыбаки, приносящие на рыбалку фарфоровые чашечки для чая, и мороженщица, неоднократно продававшая мороженое Путину. А присутствовала там некая женщина – довольно въедливая и настойчивая тётенька, которая была не в курсе, что после первого ответа президента, каким бы обтекаемым ни был ответ, не следует уточнять.
Так вот эта тётенька задала президенту Путину вопрос: можно ли прожить на 10800 рубликов. Путин ответил, что трудно, наверное… А она не успокоилась! И спросила и про зарплату самого Путина, и про инвалида, который получает еще меньше, и про квартплату около четырех тысяч, которая всё увеличивается… Много чего она наговорила, кажется, и про путевки в санаторий…
И Путин поплыл. Как студент на экзамене, вразмашку! Про смехотворные деньги для инвалида он еще сказал, что там, наверно, еще какие-то выплаты есть, а вопрос про ЖКХ его просто добил. И не нашел он ничего лучшего, как сказать, что зато в Америке негров линчуют. То есть что вот бывал в разных странах, и там есть дома разрушающиеся, которые не ремонтируются, потому что жильцы не платят, а их не выселяют, потому что у них реально денег нет…
Ну, и какое дело этой тётеньке до других стран? Путин же президент не других стран, а России, он же не за другие страны отвечает, а за Россию! Что он может о России сказать?..
В общем, нехорошо получилось.
Питерские власти, пишут, уже нашли эту тётеньку, предложили ей работу, путёвку в санаторий организовали… Эх, поздно спохватились!
Кстати, про деньги. Не наши, правда, Гознак получил заказ на печатание боливаров. От венесуэльского президента получил. Там у них в Венесуэле инфляция, боливары просто в пачки связывают, скоро на тачках будут возить, как когда-то в Зимбабве, реальная валюта там доллары. Но Мадуро хочет боливары… Интересно, он за заказ заплатит?
Приближается день голосования за поправки в Конституцию. Госдума уже приняла их во втором чтении, так что скоро и третье, окончательное, после которого президент должен этот закон подписать. Ну, а там и мы подтянемся, тоже проголосуем. Плебисцит это называется. То есть Путин так это назвал. То бишь простое одобрение. Он сгоряча заявил было, что пусть сначала народ одобрит, а я уж потом подпишу. Если народ одобрит. А не одобрит – не подпишу. Но законники из Госдумы (Крашенинников его фамилия), сказали, что так нельзя, президент подписать обязан, а народ побоку.
А не надо было темнить! Тоже мне – любитель сюрпризов! Надо было Думу предупредить, что поправки внесёт, и чтоб народ одобрил. Тогда бы думцы разделили поправки и закон о голосовании за поправки. А не предупредил – что ж… Дума-то под козырек – и ваши не пляшут. Всё в одном законе, уже не разделить.
Впрочем, мало ли что сказал Крашенинников! Он сказал также, что после принятия поправок президентские сроки не обнуляются, так что Путин не сможет избираться как бы на первый срок после обновления Конституции. Но Путину ни закон, ни Конституция не указ! А ну как он поступит по-своему и подождет, пока народец за плебисцит проголосует (и мы даже знаем, с каким результатом), и только потом подпишет поправки. А там и Конституционный суд, который после поправок будет от Путина зависеть, скажет, что обнуляются сроки!
Путин также сказал, что день голосования за поправки будет среди недели, но выходным, и вообще этот день должен быть праздником!
В общем, праздник нас ждёт.
И не только во время голосования за поправки в Основной закон, но и во время выборов в Госдуму, которые по плану – в 2021 году. Вон уже новенькая партия объявила, что создаётся – ну та, где писатель-боевик Прилепин во главе. «За правду» называется.
А на прошлой неделе и певца Сергея Шнурова внезапно призвали в партию вступить. Не в «Единую Россию», конечно, а в партию роста, где глава – Борис Титов, предпринимательский омбудсмен.
А тут и певица Валерия заявила, что тоже свою партию создаст. За сильных женщин вроде как. А что? Шнуру можно, а Валерии нельзя? Она тоже поёт! И тоже популярна! У нее, правда, другие поклонники, чем у Шнура, так тем лучше!
Ждём объявления о создании партии танцоров. Кто там у нас известный? А, Волочкова!
В общем, веселиться будем. Желательно с песнями и плясками.
Можно ещё партию артистов цирка, но это, честно говоря, слегка излишне. Цирк нам и без того показывают почти каждый день.
А тут нас нехороший цирк ожидает. Арбитражный суд в Гааге присудил России выплатить 50 млрд акционерам ЮКОСа – за то, что их фирму отдали другим по беспределу.
Денежки немалые, но пока что все говорят, что Россия платить не собирается. Тем более, что вот-вот поправки примем в Конституцию о главенстве наших внутренних законов перед международными, так что – ну-ка отними!
Проблема не в том, что в неприкасаемой части Конституции остаётся приват международных законов. Проблема в том, что и там указано, что признаём только то, с чем Россия согласилась. Договоры подписала. Подписала? Значит, должна платить. Ну, и пойдут аресты российского госимущества за рубежом. Мы это уже проходили… Что, из договора выйти? Н-н-ну… В современном глобальном мире без международных договоров прожить сложно. Северная Корея, правда, как-то живет и даже поклонников имеет, в том числе в нашей стране… Но вообще-то стрёмно…Неохота закукливаться.
Тут забавное в Екатеринбурге произошло. Есть такой Александр Литреев – не очень умный, по мнению многих скептиков, человек. Неким боком он был прислонён к оппозиции – распознавал, что ли, всяких омоновцев по фотографиям, идентифицировал их. В общем, была у силовиков на него некоторая обида. Жил он в Эстонии – ну так, на всякий случай. И вот он познакомился в Инстаграме с девушкой из Екатеринбурга. И приехал к ней. Бывает, дело молодое… А эта девушка попросила его поехать вместе забрать закладку… И этот идиот поехал! Там его и повязали.
В общем, на живца словили дурака. Действительно: зачем подкладывать наркотики в рюкзак (это не так уж безопасно, как выяснили менты в деле Голунова из «Медузы»), тем более что в Эстонии человек обретается. Лучше пусть сам приедет и сам в руки возьмёт. А если поведётся – значит дурак, а дураков не жалко. А мнение некоего твиттерянина ещё радикальнее: «Этот-то вообще идиот. Недавно он выложил «привет урбанистам» — фото со спидометром, показывающим 200 км/ч, и с гордостью рассказывал, как европейские номера на машине помогают ему не платить никакие штрафы». Ну да: какой же русский не любит быстрой езды прямо в СИЗО!
И о «Медузе», но не в связи с делом Голунова, а в связи с делом «Сети» – уже запрещенной в России организации (вопрос, была ли эта организация не только террористической организацией, но и вообще организацией?).
Многие были возмущены приговором, а также судом и следствием: признания в терроризме, как говорили фигуранты дела, были выбиты у них пытками. Суд ни одну из жалоб не принял во внимание и дал чудовищные сроки – до 18 лет строгого режима, хотя «Сеть» (запрещена в РФ) не только ни одного теракта не совершила, но даже и не уговаривалась об этом.
Одно за другим всевозможные сообщества писали в защиту осужденных открытые письма – ученые, учителя, мультипликаторы, врачи и т.д. – уже более десяти таких писем, а подписались под ними не десятки и не сотни, а тысячи. Высказались и лидеры партий Миронов и Зюганов…
И вот высказалась и «Медуза». Выпустила «журналистское расследование». Что некоторые фигуранты в убийстве замешаны. Вот: в лес вошли четверо, а вышли двое. Длинный-длинный текст, представляющий из себя рассказ одного человека… Доказательств, как водится, нет. Следствие по убийству не возбуждалось, обвинений в убийстве фигурантам не предъявляли.
А где, собственно, расследование? Что, кроме рассказа знакомого с фигурантами, есть?
Есть завершение текста: что всё нуждается в тщательной проверке. Но без проверки текст можно назвать сплетней, клеветой, сливом – но не расследованием.
Некоторые горячатся: это не может быть сливом, силовикам не выгоден суд по убийству, там же наверняка будут присяжные, да и сроков таких больших там нет, так что лишнее, и вообще, что ж, только ангелов защищать?... Как будто убийство уже доказано.
Скорей всего, это и есть цель публикации: опорочить. Одно дело – «вписываться» за людей, обвиненных в том, что они не совершали и не планировали, и другое – за тех, которые причастны к убийству, то есть за убийц.
А почему «Медуза»? Вроде оппозиционное издание, вон оно как за своего Голунова билось…
Да потому, что будь текст опубликован в каком-нибудь провластном издании, его бы и воспринимали как слив, сплетню и клевету. А у «Медузы» – репутация в определенных кругах… Которая легко рушится, между прочим.
Вот и адвокаты фигурантов уже высказались – и не в «Медузе», а в «Коммерсанте». Почему «Медуза» их раньше не спросила – а потому. Не дозвонились. Ни до кого не дозвонились.
А результат? Ну, не то чтобы результат… Но кое-кто уже обратил на название. Медуза (существо) относится к кишечно-полостным, которые едят и какают через одно и то же отверстие.
У меня вопрос: чем думали создатели «Медузы», когда выбирали название для своего издания? Почему не подумали, что оно может обернутся против них, если что… Ну как этот борец с анонимностью ОМОНа, пошедший с девушкой за наркотиками. Теперь разводит руками: виноват, действительно вынимал закладку… А девушка осталась в статусе свидетеля.
Марина ЗАВАДСКАЯ.