Начало года у нас, конечно, пустое: праздники. Длительные праздники, за которые держатся зубами те, кто может в это время отъехать либо на лыжный курорт куда-нибудь в Альпы, либо на теплое море куда-нибудь в Дубаи. Мир спокойно себе в это время жил и даже поставлял кучу новостей…
Но вот они закончились, праздники. И началась и у нас в России жизнь! Если, конечно, это можно назвать жизнью…
Сначала, а именно 15 января, президент наш Владимир Владимирович Путин выступил с посланием к Федеральному Собранию. С ежегодным.
Если честно, то ничего особенного никто от этого послания не ждал. Потому что так оно и было неоднократно. Ну, подумаешь – мультики покажет, как наши ракеты бороздят просторы Большого театра. Кто-то, наверное, восхищается, но основной массе от этих ракет ни холодно ни жарко. Так что многие проигнорировали.
А оказалось! Что действительно послал! И уж послал так послал…
Сначала – про всякие блага для податного люда. Ну, там материнский капитал, горячие завтраки, то да сё… Потом – про Конституцию: она хорошая, менять не будем, но давайте поменяем…
А потом и Медведев поддержал: а давайте, говорит, в отставку уйдем всем правительством! Публика как бы не против – уходите, туда вам и дорога…
А тут и премьер новенький образовался из желания президента. И тоже из тотемного нашего животного, только уже не Медведев, а Мишустин. Но звать Михаил. Интересно, эти медведи только и будут в премьерах до скончания существования «едра», у которого медведь в символах, или и потом еще будут?
В общем, все встали на уши. Все обсуждают…
Двое политологов ходят именинниками.
Валерий Соловей, который в конце прошлого года сказал, что 19-й год – это последний спокойный год в стране. Вопрошающий еще удивлялся: какой же 19-й спокойный, вон чего было летом в Москве, да еще Шиес год бунтовал против московского мусора… Да и Екатеринбург с протестами против храма на месте сквера – тоже в 19-ом случился… Соловей не разъяснил, но на своём настаивал. И вот пожалте – такое сейчас после послания начнется (частично уже началось)!
Екатерина Шульман, рассматривая варианты транзита власти (как бы Путину уйти, чтобы не уходить), говорила, что казахстанский вариант наиболее приемлем и возможен. И вот пожалте – и Госсовет, и Совет безопасности, и Медведев уходит (по собственному желанию Путина) из премьеров в замы главы Совбеза (а глава – Путин же)… Причем назначен он этим замом за несколько часов до того, как Путин соответствующий приказ выпустил, а Федеральное Собрание его еще не рассматривало и не утвердило. Утвердит, конечно, но всё же… Как-то всё слишком быстро… и слишком торопливо.
Действительно. Путин может быть президентом до 2024 года, а сейчас только 2020… Иноземцев, находящийся за границей нашей родины, вообще назвал это фальстартом. Но живущие в России заглянули глубже.
Упомянутая именинница, т.е. Екатерина Шульман, предположила, что в элитах, возможно, слишком велико напряжение… Ну, она – ученый, она предполагает, если не может предъявить убедительные доказательства. Политики же и медийные персоны из Санкт-Петербурга говорят прямо: да, в элитах московских только и разговоров, что про здоровье Самого, ничем другим не заняты. Понятно, что в таких условиях обрисовать контуры грядущего «транзита» – вовсе не рано, а пора-пора.
Политик Сергей Цыпляев иронизирует: Путин открыл второй конверт. Анекдот не новый и уже слегка подзабылся, но Цыпляев напомнил: глава некоего… образования уходит в отставку и дает преемнику три конверта, типа вскроешь по мере надобности. И вот у сменщика начинаются неприятности, недовольство, бунты… Он вскрывает первый конверт, а там написано: «Вали на меня». Мы помним, конечно, содержимое первого конверта: лихие 90-е, проклятые либералы… Проходит время, снова недовольство и бунты. Вскрывает второй конверт: «Меняй окружение». Что мы и видим…
Анекдот не новый, но ведь подзабылся, так что всех интересовало, что в третьем конверте. Цыпляев напомнил: «Готовь три конверта».
Глава фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров тоже был вполне ироничен: Путин пытается обеспечить управляемость и стабильность «транзита», то есть быть «тамадой на собственных похоронах». Конечно, кто ж, кроме покойника, обеспечит хороший оркестр, правильные речи и замечательные поминки.
Путин впоследствии, кстати, подтвердил этот тезис Сатарова и обозначил, что его интересует не только собственная власть до скончания века, но и вопрос более философский: а-что-же-останется-после-нас? На встрече с ветеранами Путин вспомнил 80-е, так называемую «пятилетку пышных похорон». Как генсеки умирали один за другим, но они «не обеспечивали при этом необходимых условий трансформации власти». Подразумевается, что сам Путин – обеспечивает. Обеспечивает трансформацию власти в ту сторону, которую он считает правильной.
Итак, что же он считает правильным, в какую сторону пытается трансформировать власть? Обратимся к его предложениям по изменению Конституции.
Лишить суды независимости. То есть предусмотреть, чтобы президент с подачи Совета Федерации (или СФ с подачи президента) мог увольнять судей Конституционного и Верховного суда. А поскольку остальные суды зависят от верховных, то понятно, что по новой Конституции никто (в том числе и Путин) не сможет больше сослаться на то, что суд у нас независим.
Уничтожить муниципальное самоуправление. То есть не тупо уничтожить, но встроить его в общею систему власти, то есть в вертикаль. Что после этого будет со всякими муниципальными депутатами, мэрами и главами сёл и деревень – думайте сами.
Приоритет национальных законов над международными законами и договорами. Тут закавыка не в европейских традициях, а, например, во всех этих ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС – будет ли такая «суверенная Россия» интересна этим организациям, с которыми мы так носимся, поскольку они были созданы при нашем активном участии…
Вообще такое впечатление, что часть Послания, в которой про изменения в Конституцию, писалась «на коленке»: часто в следующем предложении содержится противоречие с предыдущим…
Впрочем, это всё хотелки. Предложения. Общие слова. А кто всё это будет разрабатывать, обсуждать и принимать? А вот! Уже вышел указ президента, который назначил 75 человек в комиссию по изменениям, или как там она называется, где из этих 75 только 11 юристы, а остальные – спортсмены, музыканты, казаки, писатели и т.п. Каждой твари по паре. Понятно, что Елена Исимбаева хорошо прыгает (прыгала?) с шестом, но как она будет разбираться в юридических тонкостях? Или дрессировщик Запашный? Или боевиковствующий писатель Прилепин?
Понятно, что никак. Сергей Цыпляев назвал эту группу Большой Круглой Печатью.
Путин встретился с этой «печатью». Рабочая встреча, как полагается. Посмотрел, сказал, чего хочет. Ну и «печать» рот раскрыла. И…
Это что же значит? «Печать» долго будет заседать, говорить разные глупости, потом поставит печать на том, что им предложат…
Да ну их нафик! Столько времени впустую! И ради чего?
В общем, «печать» отодвинули в сторону, и Путин внес свой проект изменений прямо в Думу. А депутаты, сами понимаете, проголосовали. Единогласно. В первом чтении пока что. Ну, так и всего восемь дней прошло после того, как Путин заикнулся об изменениях…
Итак, одну лишнюю ступень скинули – ту самую комиссию по изменениям. Ракета летит к цели:
А всенародное голосование? Это что? Это как?
Глава ЦИК Элла Памфилова высказалась… Знаменательно высказалась, на мой взгляд. Типа да, законом не предусмотрено, так мы будем считать это форс-мажором… то есть особым случаем, эксклюзивом, не по существующим законам…
Замечательно. Изменения в Основном законе утвердим незаконными методами… Ну ладно, внезаконными… хотя, что это меняет…
Пока что голосование назначено на 12 апреля. Сначала-то думали, что в сентябре будет (ну, там комиссия по контактам, потом обсуждение) потом о мае заговорили.
Нет! Это тоже долго! Давайте в апреле!
А куда спешим-то? Где горит?
А ведь где-то горит… И паленым пахнет всё сильнее…
Спикер Госдумы Володин сдуру решил ответить на вопросы журналистов – ну, его и спросили: как это так, вы поправки примете непосредственно от президента, президент их подпишет, а в чем тогда смысл голосования? Всенародного? Володин ответил… Что-то он нёс о демократичности, что учиться у России надо всем… Судя по всему, он сам не понял, что сказал. Не говоря уж об остальных.
Так где горит-то?
А что говорит именинник Соловей? Что Путин собирается провернуть некую авантюру, взять реванш за «крупнейшую геополитическую катастрофу», то есть развал Союза… И непременно до 9 мая, чтоб это было не только 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, но и личная победа Путина…
Соловей не то, что ссылается, но намекает на «нужные» знакомства, чуть ли не инсайт с верхних этажей… Ну может и да, есть инсайт на верхних. Но это же планы, предположения... То есть хотелки. А как на самом деле? Гладко было на бумаге, да забыли про овраги… а по ним ходить. Может, до ходьбы по оврагам и не доберутся эти планы победы?
Но до Дня Победы действительно мало времени… Хватит ли его на авантюру?
Или всё гораздо проще: переменить Конституцию, пока никому до России нет дела? В США импичмент и предвыборный год, в Англии Брэгзит, Мэгзит, во Франции протесты… И, кстати, приближается суд по Боингу, сбитому на Донбассе – вот уж решение какого суда России совершенно ни к чему!
А может, еще проще, и Путин, как считает Евгения Альбац (не политолог, просто редактор журнала), совершил конституционный переворот, чтобы стать диктатором... Предложенные изменения в Конституцию отнюдь не ослабляют президентскую власть и не передают часть полномочий тем и сем… То есть передают, но это видимость передачи!
И Медведев… какой там «вице-президент», если нынешнюю его должность записали не то под 35-м, не то под 36-м номером! А вот Мишустин в кабинет министров половину своих провёл! Вот он, преемник?..
Вряд ли. Он ведь такой же как все. В считанные часы после назначения Мишустина премьером чуть ли не дюжина СМИ (первый номер, конечно, Навальный) обнаружили у него и супербогатую жену-небизнесменку, и незадекларированную недвижимость, и задекларированную тоже… Понятно, что не будь у Мишустина всего этого, будь он честный – не быть бы ему ни главой налоговиков, ни главой правительства… Но поскольку всё перечисленное у него есть – да, он «как все», но и уязвим… как все.
А его правительство? Министр спорта, который был судим ранее? А министр культуры, воплощение старого анекдота «Алё, это прачечная?..»? Вот раньше все ждали новых навальновских фильмов-разоблачений, считай, годами. То про Чаек (кстати, Чайку Путин уволил-таки с поста Генпрокурора, так что непонятно, что будет с его суперуспешными сыновьями ЛСДУ3 и ЙФЯУ9), то про Димона… А тут всё выяснилось за считанные дни. Практически никаких расследований не понадобилось – несколько кликов.
В общем, это правительство (во главе с премьером) – те, кого не жалко. Ну да, задачи поставлены президентом амбициозные, но когда (ну ладно: если) они не будут выполнены, то…
И кстати. Когда будут внесены изменения в Конституцию… Один законник из Госдумы (имя его упоминать незачем) поторопился уже сказать, что президентские срок при этом не обнуляются. Возможно, он так и считает. А вдруг выступит Конституционный суд и скажет: обнуляются! И вот Путин баллотируется на первый свой президентский срок по новой Конституции! Ну да, только один срок. Но ему хватит. В его-то возрасте!
На самом-то деле все эти изменения, да еще такие торопливые, в Конституцию, такое невероятное нарушение стабильности… А ведь всем известно: всякие изменения, встякая нестабильность – это пространство возможностей для оппозиции! Так что как бы Путину не стать тамадой…
Ну понятно. Дальше – по Сатарову.
Марина ЗАВАДСКАЯ..