Мнение кандидата в мэры Уссурийска: «На прямых выборах главы УГО у Евгения Коржа не было бы шансов».
В последние годы все чаще складывается ситуация, при которой местные выборы проходят под эгидой «альтернативы нет» (полагаем, с тайным замыслом – чужих не пущать. Прим. ред.)


Состоявшийся не так давно конкурс на замещение должности главы Уссурийского городского округа – яркий тому пример. Абсолютно все, с кем довелось общаться на эту тему, говорили, что главой УГО станет «сами знаете, кто – Евгений Корж».
В конкурсе приняли участие десять человек. Все ждали предсказуемой развязки. Но презентация программы Алексея Глушакова на ближайшие пять лет вызвала заинтересованность и аплодисменты присутствующих. Настолько, что председатель конкурсной комиссии вице-губернатор Приморского края Антон Волошко поинтересовался, не согласится ли Глушаков занять должность заместителя главы городского округа? На что кандидат ответил отказом.
Его кандидатура и, соответственно, программа, была отклонена, а место главы муниципального образования получил «сами знаете кто». Мне стало любопытно, что собой представляет человек, приехавший на конкурс главы небольшого города из Санкт-Петербурга.


Справка:
Глушаков Алексей Юрьевич – уроженец Уссурийска. Окончил факультет истории и права Уссурийского государственного педагогического института. В 24 года уехал в Санкт-Петербург, стал кандидатом юридических наук, работает в крупнейших вузах Санкт-Петербурга. Доцент кафедры менеджмента и права Высшей школы технологии и энергетики Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. Сотрудничает с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.


– Алексей, почему ты решил принять участие в конкурсе?
– Чтобы изменить ситуацию, которая сложилась в нашем городском округе. Семнадцать лет назад я уехал из Уссурийска, но ежегодно сюда приезжаю. К сожалению, последние лет десять стал замечать признаки стагнации в социально-экономическом развитии. Особенно меня поразили настроения людей. Еще не встретил ни одного уссурийца, который бы восторгался своим городом и не хотел бы уехать отсюда при возможности. Так говорили и таксисты, и прохожие, и люди, с которыми я специально обсуждал будущее Уссурийска. Было понятно, что что-то происходит неправильно.
Лет пять назад я стал серьезно обращать внимание на развитие нашего города, погрузился в проблемы урбанистики малых и средних городов. У меня есть опыт муниципальной деятельности в Ленинградской области. Я связался с центром урбанистики одного из университетов, и мы сделали расчет результата развития Уссурийска лет через двадцать. Оказалось, что если не принимать серьезных инфраструктурных, социально-экономических решений, то в Уссурийске через двадцать лет будет жить тысяч сто жителей. Не более. То есть мы будем стагнироваться.
– Насколько высок уровень этих ученых, производивших расчеты?
– Это профессора, доктора наук, доценты. Это люди, которые серьезно занимаются урбанистикой.
Понятно, что эти данные неофициальные, потому что подобные расчеты стоят больших денег. Так как мы с ними работаем в одной сфере деятельности, мне по дружбе было сказано: если я хочу, чтобы моя малая родина развивалась, на город надо обратить внимание.
Для этого мною и сформирована специальная программа развития. Конечно, ее нужно дорабатывать, но в целом видение будущего Уссурийска уже есть. Программа состоит из двух этапов. Первый ее этап я представлял на конкурсе, и поддержки, понятно, не получил.
–  Ну почему? Я видел, что вице-губернатор Антон Волошко был заинтригован, даже предложил должность заместителя главы УГО. А если поступит предложение о работе в администрации края?
– Это очень серьезный вопрос, и здесь нужно хорошо подумать, потому что все-таки цели ставились абсолютно другие.
Так вот, второй этап программы еще окончательно не разработан, но в целом хотелось бы, чтобы после реализации двух этапов на территории Уссурийска проживало порядка 350-400 тысяч человек.
– В рамках данной же территории?
– Да, в рамках городского округа.
– С увеличением и сельских жителей?
– Конечно. Ведь первый этап моей программы называется «Самый комфортный и привлекательный город и пригород для жизни человека на Дальнем Востоке». Первый этап я планировал осуществить в течение 2020-2026-х годов. В нем десять шагов.
Первый и самый насущный, который необходимо реализовать крайне быстро – это доведение уровня медицины до лучших практик Москвы и Санкт-Петербурга. Нужно ускорять создание сети так называемых «Бережливых поликлиник», то, что уже внедрено на западе страны. В этом есть насущная необходимость, потому что качество медицины, к сожалению, крайне низкое.
Второе – это решение проблемы раздельного сбора бытовых отходов и их дальнейшей переработки. В бюджете УГО заложено лишь 65 миллионов рублей на проектно-сметную документацию мусороперерабатывающего завода. Но при этом запланированы отдельные деньги на популяризацию раздельного сбора мусора.
Складывается интересная ситуация – мы станем из бюджета давать деньги на информационную популяризацию раздельного сбора мусора, но при этом не будем строить мусороперерабатывающий завод. Конечно, его строительство стоит больших средств. В бюджете предусмотрены инвестиции на полтора миллиарда рублей, но их нет. И инвестора нет. Получается, что мусороперерабатывающего завода у нас не будет.
Третье. Нынешний глава УГО делает вялые попытки создания комфортной городской и сельской среды. Но при этом к созданию такой среды относит хаотичную, абсолютно непонятную деятельность. Они делают скверы в различных частях города. Это не создание комфортной среды. Это просто реализация бюджетных средств без конечного результата, который должен был быть получен.
Мною предложено другое. В каждой части городского округа создавать, так называемые, территориальные центры притяжения. У каждого района будет своя специфика: культурно-историческая, экономическая и так далее. Если мы сделаем такие центры притяжения, то сразу создадим будущий драйвер социально-экономического развития именно этого района.
– Хорошо, допустим, на Сахпоселке что будет являться центром притяжения?
– Я могу дать ответ, но лучше этого не касаться, потому что не хочу, чтобы действующая администрация «лапами» наступила туда и испортила то, что там можно сделать.
Они никогда не реализуют правильно то, что нужно сделать. Они занимаются реализацией бюджета. Через два-три года будет та же самая негативная ситуация. Никакой по-настоящему комфортной среды создано не будет. В следующем году на создание комфортной среды заложено в бюджет по муниципальной программе лишь 582 тысячи рублей.
– Так ведь деньги на это преимущественно федеральные.
– Ну, вот, комфортная среда закончилась. Так, может быть, надо было делать это по-другому?
И все-таки было бы неплохо создать территориальные центры притяжения – будущие драйверы развития локальных городских и сельских территорий с заданными культурно-экономическими параметрами и комплексным благоустройством. Делаю упор на слове «комплексное». А сейчас у нас только пятна якобы комфортной среды в виде скверов, которые бросают по разным частям города.
Четвертое. Для уменьшения оттока молодежи и привлечения иногородних граждан я разработал специальную программу, касающуюся, прежде всего, бывшего педагогического института и сельскохозяйственной академии. Оба этих вуза находятся в полустагнационном состоянии. Поэтому, как специалист в образовании, все-таки двадцать лет работаю в высшем образовании, создал программу адаптации этих вузов для перспективных нужд городского округа и Приморского края. Чтобы сделать их работу более эффективной.
– А сами эти вузы пойдут навстречу, захотят реализовать эту часть программы? Это же федеральные образовательные учреждения.
– Предварительные переговоры с рядом специалистов, пока Школы педагогики, произведены. Посещал кампус Дальневосточного федерального университета. И те, с кем было общение, понимают мое видение решения проблем высшей школы в нашем городе.
Пятый шаг – это рост количества рабочих мест через привлечение инвестиций для создания инновационных высокотехнологичных производств. Так как я работаю в университете промышленных технологий и дизайна, то предложил три сферы развития: производство компонентов для автомобилестроения, инновационных строительных материалов и микроэлектроники. Для нас главное – это экология, грязные производства не нужны.
Кстати интересно, что в бюджете УГО 2020-2021 годов на развитие малого и среднего предпринимательства предусмотрено всего два миллиона рублей. Вся страна развивает малое и среднее предпринимательство, а мы в этой позиции не просто в роли догоняющих, мы явные аутсайдеры. Администрация городского округа, в принципе, не желает развивать малый и средний бизнес. Наверное, он им не интересен. А, может, это от недопонимания задач государственной политики.
– На базе каких площадок будут строиться предлагаемые производства, и где найти для них квалифицированные рабочие руки?
– Здесь, конечно, необходима работа с инвесторами. Уссурийск в прошлом – одна из промышленных столиц Приморья, причем мощнейшая. У нас были огромные производственные комплексы. Поэтому места для размещения предприятий найти можно. Инвестор придет и с чистого листа создаст производство. На западе страны работают по этим направлениям, мною проведено по этому вопросу ряд переговоров.
Потребность в новых квалифицированных кадрах будет закрываться по мере прохождении адаптации учебных заведений, о которых говорилось выше, к нашим нуждам.
Шестая насущная проблема касается сельских территорий – это окончательное решение вопроса с водоснабжением. Нормальной воды нет практически ни в одном населенном пункте. Водопроводы, конечно, надо вести. Это серьезная проблема, люди ждут ее решения десятки лет. Но в бюджете двух следующих лет на эти цели средства практически не выделяется.
Седьмым пунктом программы стала бы транспортная модернизация. В силу того, что у нас много транспорта, это негативно влияет на экологическую обстановку в городе. Поэтому я предлагаю произвести транспортную реформу – перейти на электробусы. То есть, общественный транспорт сделать электрическим. Это уже назрело, и скоро будет осуществляться практически везде.
– Приобретать за чей счет?
– Здесь надо работать как с федеральным, так и с региональным бюджетом.
–  И кому их отдавать в случае приобретения?
– Это будет частно-муниципальное партнерство. Мы никогда не обойдемся в этом без бизнеса, но и бизнес должен понимать, что без нас он тоже не обойдется.
– А как быть с конкурентным лобби, которые работают на дизеле и, возможно, не захотят видеть на улицах города электробусы?
– Конкуренты должны смотреть в будущее. Меняться необходимо всем. Это объективный процесс. Предприниматели, которые работают на пользу городу, понимают, какую социальную задачу они решают, и не могут пройти мимо такой модернизации. Они точно поймут, что это правильно.
– И кинутся покупать электробусы, а корейские автобусы отставят в сторону?
– Но они же все древние и не соответствуют экологическим требованиям.
В этом же пункте я предлагаю создание сетей электрозарядных станций для всё больше появляющихся гибридных и электрических автомобилей. Тем более, мы – «ворота» в Японию, и априори у нас таких автомобилей больше.
Восьмой шаг – существенная модернизация очистных сооружений. Когда-то это были лучшие очистные сооружения чуть ли не всей страны. Но сейчас им нужна серьезная модернизация. Если мы хотим, чтобы здесь жило больше населения, необходимо серьезно работать в этом направлении.
И когда мы довели до какого-то уровня реализацию программы, надо ввести карту жителя Уссурийского городского округа. Я хотел бы, чтобы к этой социальной карте была привязана система муниципальных скидок и преференций именно для жителей округа. И в будущем право на дополнительное пенсионное обеспечение. Если мы достигаем высокого уровня социально-экономического развития, мы можем создать систему дополнительных пенсионных выплат для наших пенсионеров. Хочешь получать прибавку к пенсии, переезжай к нам. И для молодежи можно было бы сформировать программу материальной поддержки привязанную к социальной карте.
И десятый шаг – повышение активности граждан в управлении локальными, городскими и сельскими пространствами.
– Не активные у нас граждане?
– Нет. Мы можем пройти по городу и увидим, что даже мусор качественно не убирается.
– В смысле, контейнеры?
– Вообще ничего не убирается. Если администрация не может организовать работу своих унитарных предприятий должным образом, тогда нужно попытаться разделись реализацию этой задачи с населением. А, именно, создать территориальные объединения граждан, передать им определенные средства, чтобы они сами внутри своего района занимались уборкой территории. Естественно, за определенную плату.
–  У нас же есть ТСЖ и управляющие компании…
– Те убирают только вокруг своих домов.
Все это десять шагов моей программы. А в 2026 году начался бы второй этап еще больших преобразований. Но, конечно, никто не говорит, что выполнение текущих муниципальных программ мы отложим в сторону. Мы обязаны их выполнять в силу требований законодательства. Это и поддержка образования, и ремонт жилищного фонда, и другое. То есть, все вопросы местного значения входят в программную часть. Просто это мой базис, который предлагаю я.
– Вернее, предлагал.
– Но, почему? Я предлагаю и сейчас.
– А в администрации захотят реализовывать твою программу?
– Я знаю, что они сделают не так, как надо. Они потенциально не способны это сделать. Это показал, к сожалению, сам конкурс.
– Работа над программой ушла в «трубу»?
– Получается, да.
– А в других городах страны не планируешь ее реализовывать?
– Я патриот Дальнего Востока. Она заточена была специально под Уссурийский городской округ. Это не просто программа с моими хотелками делать именно так. Она серьезно проработана, конечно, нуждается в корректировке. Но, в целом, она объективно могла быть здесь реализована.
– Через пять лет на новых выборах планируешь опять пытаться стать главой городского округа или забудешь об этой всей истории?
– Конечно, я не буду забывать, этой мой город и регион. Кстати, чтобы было понятно, у меня постоянная регистрация в селе Дубовый Ключ Уссурийского городского округа. В Санкт-Петербурге у меня временная регистрация. Порывать с Уссурийском я не собираюсь.
– Как, по твоему мнению, отреагируют ученые, когда сообщишь им, что программу пока не удается реализовать?
– Не думаю, что их это обрадует. Бюджет городского округа, и я говорил об этом на конкурсе, не направлен на развитие, он ведет к стагнации. Значит, улучшения социально-экономической ситуации не произойдет. А, соответственно, население из Приморья будет продолжать убывать в другие регионы.
– Мы говорим про Уссурийск или в целом про Приморье?
– Уссурийск имеет серьезное значение для развития Приморского края. И если городской округ станет развиваться эффективней, то прибавится и жителей.
Вот, например, на 2019 год общая сумма доходов бюджета городского округа составляла 5,8 миллиардов рублей. Собственных доходов – 2,729 млрд, из них налоговые доходы – 2,362 млрд. Хочу отметить, что деятельность администрации к налоговым доходам имеет опосредованное отношение. А неналоговые доходы – всего 367 миллионов. Сумма, которая называется «неналоговые доходы», это и есть эффективность работы администрации.
– Руководитель приходит не один, а со своей командой. Если бы стал главой, кого бы привел с собой в администрацию УГО?
– Я провел ряд переговоров. Кого-то мог бы привлечь из западной части страны, особенно специалистов в сфере финансов, потому что это очень серьезная проблема.
– А нынешних убрал бы?
– Нельзя говорить, что все работники муниципальной службы плохие. Никаких тотальных чисток, конечно бы, не проводил. Естественно, нужно было бы проверить профпригодность, провести текущие аттестации. Кто проявил бы себя положительно, он бы остался. Речь не идет о стрессах и разгонах. Нужна эффективная работа.
– Каким тебе, как конкурсанту, показался сам конкурс на замещение должности главы УГО, и каким в идеале он должен быть?
– Он был плохо организован. Муниципальным правовым актом, принятым Думой УГО в мае 2019 года, было введено Положение об определении конкурсной процедуры. Это Положение с точки зрения качества подготовки правового акта находится на абсолютно нижайшем уровне. Я ему, как эксперт в сфере законотворчества, ставлю оценку «два». Это документ, который на самом деле, видимо, вообще не проходил правовой экспертизы на качество. В механизме проведения конкурса присутствуют дыры, там абсолютно неясные критерии выбора и так далее. Поэтому лично считаю, что это просто заранее запрограммированный результатом конкурс, который и не конкурс вовсе.
– Заранее запрограммированный для победы конкретного конкурсанта – Евгения Коржа?
– Да. Что и случилось.
– А вторая кандидатура – заместитель главы администрации по вопросам жизнеобеспечения Михаил Павлюк, который прошел второй этап конкурса и был представлен на рассмотрение депутатов Думы УГО – это?
– Второй – технический кандидат, который бы никогда не стал первым.
 – Если представить чисто гипотетически, что у нас существуют прямые выборы главы УГО, граждане выбрали бы на должность руководителя муниципалитета нынешнего главу?
– Учитывая реальный уровень его поддержки и общественное мнение, думаю, конечно же, нет. У него не было бы никаких шансов.
– И, тем не менее, несмотря на то, что ты видел дыры в нормативно-правовом акте по конкурсу на замещение должности главы, ты все-таки в нем участвовал…
– Во-первых, есть конкурс, в нем нужно участвовать. Во-вторых, это способ донесения своих идей. Этот нормативно-правовой акт по факту не подлежит применению. В принципе, любой из кандидатов, на мой взгляд, может поставить под сомнение легитимность проведения конкурса, обратившись в суд.
– Ты не будешь этим заниматься?
– Время покажет, пока ничего не могу сказать.

Роман ВИНОКУРОВ.
Фото автора..