В публикации «Пусть проигравший плачет?» (АрсВест, № 44 (1389) от 30 октября – 5 ноября 2019 г.) мы назвали выборы 8 сентября своеобразной «пристрелкой» перед масштабными баталиями 2021-го года. Именно поэтому они и нуждаются в скрупулёзном и взвешенном анализе.
Отголоском не утихающих предвыборных страстей стал судебный процесс в Хорольском районе. В нём оспаривались результаты досрочных выборов главы Ярославского городского поселения.
Жители Ярославского придают им особое значение. От личности руководителя этого когда-то процветающего, а теперь бедствующего посёлка (градообразующее предприятие – горно-обогатительный комбинат – переживает не лучшие времена), возможно, зависит их дальнейшая судьба.


Об этом – сентябрьское коллективное письмо губернатору Приморья Олегу Кожемяко:


«Нам стало известно, что на территории Хорольского района планируется создать  муниципальный округ. В таком случае посёлок городского типа может стать сельским поселением, а все полномочия поселенческой администрации будут переданы в центральное село – Хороль.
Поскольку глава Хорольского района нас, жителей Ярославского городского поселения, игнорирует и с нашим мнением не считается, хотим, чтобы  нас услышали Вы.
За период  правления А.А. Губайдуллина (с 2009 года) население района уменьшилось  с 32317 до 26723 человек. При нём в 2013 году закрылся Ярославский ГОК, не появилось ни одного предприятия и не создано новых рабочих мест.
В 2010 году по результатам банкротства муниципального жилищно-коммунального  предприятия районной администрацией проданы в частные руки системы холодного водоснабжения и водоотведения в Ярославском посёлке. Например, часть её  принадлежит сейчас АО «Солид банк» (после невозврата кредита владельцем ООО «Тритэра» банк оформил на себя имущество должника). В результате мы имеем неработающие очистные сооружения, ликвидированную станцию обезжелезивания, холодную воду, подаваемую населению без очистки. Такой ситуации бы не возникло, передай район сети не частному лицу, а Ярославскому городскому поселению, администрация которого вошла бы в целевые программы и сохранила стратегически важное имущество в надлежащем состоянии.
Хуже и хуже работает некогда прекрасная  больница, находящаяся в ведении района.
Мы считаем, что все преобразования должны быть экономически целесообразными и политически обоснованными. Основная цель объединения в муниципальные округа, как мы думаем, – ускорение социально-экономического развития и повышение уровня жизни населения. Хорольский район полностью дотационный, и создание муниципального округа ничего не даст, так как для снижения дотаций сократят администрации сельских и городского поселений, однако жители от этого ничего не приобретут, кроме проблем. Снижаются возможности населения в сфере организации местного самоуправления, создаются неудобства для людей ввиду большой географической отдалённости от власти при почти отсутствующем автобусном сообщении.  
Просим Вас провести иную реорганизацию, чтобы не допустить краха ранее процветавшего поселения».
Жители Ярославского считают образование муниципального округа в Хорольском дотационном районе  управленческим проектом главы А.А. Губайдуллина.
Сквозь эту призму они и рассматривают досрочные выборы главы Ярославского городского поселения, полагая, что победа досталась протеже главы района – Валерию Викторовичу Кондратенко – не случайно.
По свидетельству членов избирательной комиссии УИК № 3128 Ирины Анатольевны Алексеенко, Лидии Петровны Василиу, Романа Владимировича Сазанкова и их коллеги из УИК № 3129 Светланы Геннадьевны Павловой, при первоначальном подсчёте голосов лидировал другой кандидат – менеджер отдела кадров Ярославской горнорудной компании Татьяна Михайловна Василенко! (Об этом они написали в объяснительных записках и рассказали в судебном процессе).
Как случилось, что на первой позиции, с отрывом от неё всего в 4 голоса (!), оказался В.В. Кондратенко?
Своё недоумение Татьяна Михайловна высказала (по горячим следам) в заявлениях в прокуратуры Хорольского района и Приморского края, районную ТИК и в краевой избирком, в местный отдел полиции, в Хорольский межрайонный следственный отдел Следственного управления Следственного комитета РФ по Приморскому краю. Кстати, на момент рассмотрения административного иска в суде решения указанными органами так и не приняты.
Пришлось Т.М. Василенко обратиться с административным иском в Хорольский районный суд:
«Считаю, что по УИК №№ 3128 и 3129 после подсчёта голосов искажены данные, отражённые в протоколах.
Членами УИК № 3128 с правом решающего голоса Алексеенко, Сазанковым, Василиу даны письменные объяснения по итогам голосования, из которых видно, что при подсчёте голосов за Василенко отдано 56 голосов, за Яшина – 49, за Кондратенко – 46.
Подсчёт голосов проводился в присутствии Кондратенко и двух сотрудников полиции.
Однако в опубликованной 9 сентября 2019 года сводной таблице на интернет-портале ГАС «Выборы» оказались иные результаты: Кондратенко В.В. – 68 голосов, Василенко Т.М. – 46, Яшин В.В. – 37, Акуленко Д.В. – 33.
Членом УИК № 3129 Павловой также сообщены результаты подсчёта голосов: Василенко Т.М. – 49, Кондратенко В.В. – 35, Яшин В.В. – 20, Акуленко Д.В. – 17.
В сводной таблице на интернет-портале ГАС «Выборы» оказались иные результаты: Василенко Т.М. – 49 голосов, Кондратенко В.В. – 109, Яшин В.В. – 14, Акуленко Д.В. – 12.
Полагаю, что на УИК № 3128 и УИК № 3129 допущены существенные нарушения избирательного законодательства, которые не позволяют с достоверностью определить действительную волю избирателей.
В выдаче копий протоколов по указанным УИКам территориальной избирательной комиссией мне отказано…».
6 ноября Хорольский районный суд продолжил исследование доказательств.
На судебный процесс 6 ноября явилась отсутствовавшая на предыдущих заседаниях председатель УИК № 3129 С.П. Горская, зато не прибыла её коллега по УИК № 3128 Татьяна Владимировна Новикова. Компанию Светлане Петровне составила секретарь Светлана Алексеевна Быева.
Однако такая «смена караула» ясности в ситуацию не внесла.


«Что-то с памятью моей стало…»


На «неудобные» вопросы они отвечали: «Не помню, не могу сказать – столько времени прошло!» Сколько? Два месяца?!
Иногда амнезия настолько зашкаливала, что дамы, как бы мягче выразиться, вводили суд в заблуждение.
Например, Горская дала показания, что лично считала все бюллетени, Быева же этот факт отрицала. Она утверждала, что испорченные бюллетени не пересчитывали, а в предыдущем судебном заседании В.В. Кондратенко не скрывал, что просил пересчитать испорченные бюллетени, и комиссия это сделала.
Кстати, Светлана Алексеевна уверяла участников процесса, будто протокол не переписывался, хотя свидетельница, член избирательной комиссии Ирина Анатольевна Алексеенко на заседании 16 октября обрисовала ситуацию достаточно ясно: в протоколе первоначально указали её под прежней фамилией – Волкова, и документ пришлось переписать.


Вот что значит – прогуливать жизненные уроки…


Свою лепту в «сказочный» антураж несла и секретарь УИК № 3129 Оксана Викторовна Заблоцкая. Она, типа, выдала бюллетени по 50 штук трем членам комиссии, дополнительно никто не просил, неиспользованные были возвращены назад. Однако уточняющий вопрос, откуда, в таком случае, взялись185 проголосовавших избирателей, поставил её в тупик, но она быстро нашлась: «Когда Павлова была на выезде, я садилась на её место и дополнительно брала бюллетени из сейфа. Не помню, сколько. Куда их записывала, в какой реестр, – тоже не помню».
Неужели таких «забывчивых» для работы в избирательных комиссиях специально  подбирают?!


Был ли звонок?


В судебном заседании 16 октября свидетели вспомнили, как один из кандидатов – В.В. Кондратенко, удостоверившись, что по числу голосов идёт лишь третьим, покинул помещение для голосования, и вскоре раздался неожиданный звонок, после которого председатель УИК № 3128 с секретарём уединились в отдельном помещении. Именно с ним некоторые члены этой избирательной комиссии и связывают дальнейшие события.
Все члены комиссии звонок слышали, а Светлана Петровна Горская и Светлана Алексеева Быева, оказывается, – нет! Получается, уединялись они вовсе не «по производственной необходимости», а так – чайку попить?


«Я не я, и корова не моя»…


С гражданкой Быевой вообще странности случаются – впору ФЭС подключать. Поздно вечером 8 сентября Василенко написала ей в WhatsApp и поинтересовалась, кто лидирует по участку № 3128. Светлана Алексеевна в 00:20 09.09.2019 обрадовала: «Вы, Татьяна Михайловна!»
А в судебном заседании от всего открестилась. Мол, телефон потеряла, и кто с её номера писал, – не знает. Почему не обратилась в полицию – вещь ведь дорогостоящая? А документов на телефон нет.
Какой у нас выборно озабоченный злоумышленник пошёл! С притыренного телефона рано поутру общался с Татьяной Василенко, да ещё с доскональным знанием ситуации на УИК!
Я бы на месте судьи Хвостовой таких забывчивых свидетелей «дожала», а Наталья Альбертовна, думаю, умеет это делать, когда считает нужным. И, вполне вероятно, мы стали бы свидетелями чуда: либо память бы к ним вернулась, либо – неотвратимость наказания.
Литературный герой романов Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» великий комбинатор Остап Бендер призывал чтить Уголовный кодекс. Зачем приводить к присяге («клянусь говорить правду, и ничего, кроме правды»), если не наказывать за ложь? И тут, полагаю, неуместна снисходительность, типа, ну, не помнит человек, на нет – и суда нет…


Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу


Что-то слишком много неувязок в этом деле.
Председатели и секретари двух УИК страдают, похоже, потерей памяти и слуха.
Один из претендентов на пост главы Ярославского городского поселения Кондратенко «забывает», что ещё летом суд по представлению губернатора Олега Кожемяко лишил его депутатского мандата, так как Валерий Викторович не  задекларировал собственный доход и заработок своей супруги, и подаёт документы в районный избирком, указывая уже утраченный (для избирателей весомый) статус депутата Хорольской районной Думы.
Территориальная избирательная комиссия принимает это, как должное, ссылаясь на собственную неинформированность, хотя обычно проверяет все сведения до запятой.


У ТИК – нервный тик?


Под давлением обстоятельств суд удовлетворяет ходатайство о пересчёте бюллетеней по двум УИК – №№ 3128 и 3129, что, по словам представителя крайизбиркома Алексея Александровича Литвинова, делается крайне редко.
Председатель ТИК Хорольского района Иван Фёдорович Колесников приносит в зал судебного заседания коробки из-под бумаги, обернутые скотчем и снабжённые наклейкой с подписью председателя комиссии Горской и секретаря комиссии Быевой, по другому участку – Новиковой.
После завершения подсчёта, рассортированные бюллетени, упакованные открепительные удостоверения, список избирателей по закону помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, общее число всех упакованных бюллетеней, общее число всех открепительных удостоверений.
Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии с правом как решающего, так и совещательного голоса.
Бюллетени пересчитали по кандидатам. За  Кондратенко они оказались почему-то разного цвета – 109 штук. Оставались не пересчитанными погашенные  бюллетени, находившиеся в этих же ящиках.
Кстати, там были еще какие-то документы, которые судья категорически отказалась предоставить на обозрение, хотя об этом настойчиво ходатайствовали один из кандидатов – Владимир Валерьевич Яшин (кстати, грамотный юрист), и адвокат Т.М. Василенко Дарья Анатольевна Аргунова.
Сторона административного истца неоднократно просила суд открыть  для пересчета пакет с погашенными  бюллетенями. Против этого категорически возражали председатель ТИК, представитель администрации Хорольского района и Кондратенко.  Если бы Иван Фёдорович Колесников не сомневался, что в выборной документации всё в порядке, дрожал бы он, как герой известной сказки, над этими коробками?
Ведь и в его интересах было устранить все сомнения в законности выборов! Или все они опасались, что там не всё чисто?
Судья отказала в удовлетворении ходатайства, хотя, мне кажется, была в пяти минутах от установления истины!
7 ноября 2019 года Хорольский районный суд отказал в удовлетворении административных исковых требований Татьяны Михайловны Василенко.
Решение пока не вступило в законную силу. Сторона истца собирается обжаловать его в вышестоящую инстанцию.
Представитель административного истца – адвокат со стажем юридической работы более 20 лет Дарья Анатольевна Аргунова считает, что права Татьяны Василенко быть избранной  оказались нарушенными:
– В ходе судебного заседания были допрошены свидетели – члены участковых избирательных комиссий №№ 3128 и 3129. К сожалению, не все приглашённые свидетели нашли в себе силы прийти в судебное заседание. Однако и те, кто явился, не в полной мере передали все те факты нарушений, которые имели место при проведении голосования. Увеличенная форма протокола, как явствует из показаний свидетелей, УИК №№ 3128 и 3129 не велась, порядок подсчёта голосов не соблюдался, правила подсчёта бюллетеней были нарушены. Всё это даёт основания сомневаться в правильности и законности итогов голосования на выборах главы Ярославского городского поселения.
Фактически доводы административного истца о фабрикации итогов голосования, это моё личное убеждение, не исследованы в полном объёме.


Работа над ошибками


Наверное, надо воспринимать всё случившееся, как горький урок и попытаться сделать выводы на будущее.
Вопросов, правда, возникает больше, чем получено на них ответов.
Почему так непростительно беспечно отнеслись сами кандидаты к организации выборной кампании? Почему не обеспечили присутствие во время голосования наблюдателей?
Почему при подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, не приложили к нему собственное письменно выраженное особое мнение? Доверяли друг другу? Торопились убрать помещение? Не опасались фальсификаций?
Почему никто не додумался немедленно после подписания протокола потребовать заверенную его копию – так, на всякий случай? Или присутствовать при передаче протоколов участковых комиссий в ТИК? Спешили домой?
Сколько уже написано о фабрикациях при выборах! Однако мы почему-то предпочитаем учиться не на чужих ошибках, а на собственных…
Выборы – конституционная возможность изменить ситуацию в стране, избрав честных и достойных людей во власть, таких, как Татьяна Василенко, и не допустить в неё проходимцев всех мастей, которые рассматривают её как собственную кормушку, а не реальную ответственность перед избирателями.


Ольга Купчинская,
руководитель филиала регионального общественного движения по противодействию коррупции в органах государственной власти  и органах местного самоуправления в Приморском крае «Хранители закона».

Рисунок: 2016.weacom.ru