Выборы 8 сентября – своеобразная «пристрелка» перед масштабными баталиями 2021-го года. И поэтому нуждаются во взвешенном анализе.
Минуло почти два месяца, а Приморье всё ещё сотрясают скандалы.
Отголоском не утихающих страстей стал и судебный процесс в Хорольском районе Приморского края. Поводом для него послужили нарушения при досрочных выборах главы Ярославского городского поселения.
***
На ответственный пост претендовали четыре кандидата: Дмитрий Владимирович Акуленко, Владимир Валерьевич Яшин, Татьяна Михайловна Василенко и Валерий Викторович Кондратенко. Он и обошёл с разницей в 4 голоса свою ближайшую соперницу, начальника отдела кадров Ярославской горнорудной компании.
Казалось бы, обычное дело.
«Победителя не судят»?
Однако не всё так однозначно. Об этом свидетельствует административно-исковое заявление Т.М. Василенко в суд. Татьяна Михайловна считает, что её конституционное право на избрание нарушено, так как неизвестными лицами на двух избирательных участках (№ 3128 и № 3129) внесены изменения в итоговые цифры, и просит суд признать недействительным решение ТИК о выборах главы Ярославского поселения от 9 сентября 2019 года:
– После 20 часов я звонила на каждый из девяти участков. К 23 часам сложилась общая картина – побеждаю с отрывом в 60 голосов. До часу ночи на сайте ТИК «висели» сведения только по шести участкам, по трём информация почему-то задерживалась. Председатель районной ТИК Иван Фёдорович Колесников объяснил этот феномен «возможной очередью».
Как уверяют свидетели, на двух «отстающих» УИКах было мало избирателей. Комиссия УИК № 3129 успела всё подсчитать до 22 часов (а Светлана Геннадьевна Павлова уточняет – до 21 часа!). Дежуривший на участке № 3128 сотрудник полиции Эдуард Николаевич Матвеев утверждает, что председатель с секретарём выехали в ТИК до 21 часа (в 22 часа сам он уже был дома). Неужели ТИКу понадобилось около четырёх часов, чтобы проверить результаты голосования на двух небольших по числу избирателей участках?
А, может, специально оставляли эти участки «в резерве»? Классик русской литературы Антон Павлович Чехов говорил: если в первом акте пьесы на стене висит ружьё, по законам жанра, оно непременно выстрелит в финале.
Вот и «выстрелило»…
– Утром я узнала, что избран Кондратенко: у него 681 голос, у меня – 677, у Яшина – 418 и у Акуленко – 334, – говорит Татьяна Василенко. – Поехала в ТИК, хотела посмотреть протоколы, однако мне в этом отказали. Сразу же написала заявления в суд, прокуратуру, полицию, жалобу в краевую избирательную комиссию. Ответов пока нет…
Свидетели – члены участковых избирательных комиссий Светлана Геннадьевна Павлова, Роман Владимирович Сазанков, Лидия Петровна Василиу, Ирина Анатольевна Алексеенко в судебном заседании подтвердили: фактически победила Василенко. Однако в подписанных ими протоколах об итогах голосования (!) оказались иные результаты (при этом на избирательном участке № 3129 ещё и выросло количество проголосовавших). На двух участках, по версии свидетелей, «перераспределено» в пользу Кондратенко 22 голоса (на участке № 3128 забрали 10 голосов у Василенко, 12 – у Яшина в пользу Кондратенко, на участке № 3129 Кондратенко набрал 39 голосов, а в итоговом протоколе оказалось 109 – очевидно, была приписка на 70 бюллетеней).
Этот «феномен» они объяснили тем, что доверяли председателю и секретарю УИК и не предвидели подтасовку. Каждый человек обычно меряет других по себе. Если ты сам честен, то не ждёшь подлости и от окружающих. С запоздалым раскаянием все, как один, признались: подписали, не читая. Как образно выразилась Ирина Анатольевна Алексеенко, повели себя, «как зомби». А ведь стоило насторожиться! На указанных участках не было не только наблюдателей, но и членов избирательных комиссий от кандидатов.
Не проявили люди бдительности. Это – минус. Но, в отличие от других, сумели найти в себе мужество свидетельствовать ради истины, хотя пришлось каяться и в собственных упущениях, – это плюс. Надо отдать им в этом должное.
В ходе судебного заседания выяснились важные моменты.
Участок № 3129. Светлана Геннадьевна Павлова:
– Список избирателей не сшивался, как он упаковывался, – не видела.
Участок № 3128. Ирина Анатольевна Алексеенко:
– Я работаю в избирательных комиссиях не впервые. До этого печать прямо на подписях не ставили! Да и оказалась она размытой (Ирина Анатольевна даже усомнилась в собственной подписи – авт.). Из-за путаницы с моей фамилией (писали по привычке – Волкова) протокол переписывали.
Возможно, не только по этой причине. Ведь немало оказалось и других, не допустимых во время выборов «мелочей».
Председатель избирательной комиссии № 3128 Татьяна Владимировна Новикова:
– Увеличенная форма протокола не была доделана, не заполнено распределение голосов по кандидатам на 4 строчки снизу. Данный документ не сдавали в ТИК. Волновались, просто упустили. Всю макулатуру (вот это отношение к выборнй документации! – авт.), возможно, утилизировали (!).
–Почему расплывчатая печать на подписях?
– Не помню. При получении бюллетеней из ТИКа их не пересчитывали.
Телефонное право
Однако главные странности связаны с телефонным звонком.
Роман Владимирович Сазанков (участок № 3128):
– К концу голосования пришёл кандидат Кондратенко. Секретарь УИК пересчитала по его просьбе испорченные бюллетени. С его фамилией не оказалось. Кондратенко присутствовал при подсчёте голосов.
Впрочем, сам Кондратенко уверяет, будто конца подсчёта голосов не дождался. Однако свидетели и дежуривший на участке полицейский утверждают обратное и даже приводят слова Валерий Викторовича, выразившие его огорчение: «Я – третий…».
После ухода Кондратенко и раздался телефонный звонок. Председатель и секретарь закрылись в комнате приёма пищи и о чём-то совещались.
О чём? Выяснить это суду было не у кого: председатель комиссии Светлана Петровна Горская в судебное заседание не явилась, а секретарь Светлана Алексеевна Быева срочно ушла на больничный… с внуком.
Истец не исключает, что звонившим мог оказаться глава Хорольского района Алексей Губайдуллин. Какой смысл Алексею Анатольевичу «жать» на комиссии? Местные жители считают: Кондратенко – его ставленник. Да и мотив у мэра, дкмаем, есть. На носу – административная «перекройка». Уже начались общественные слушания по объединению всех поселений, входящих в Хорольский муниципальный район, в новую структуру – муниципальный округ. И Губайдуллину, очевидно, не помешал бы достаточно гибкий руководитель Ярославского городского поселения – одного из самых значимых и крупных в районе.
Есть один очень неприятный факт. В бытность Кондратенко начальником Хорольского филиала Дальневосточной распределительной сетевой компании погиб человек. Энергетик – как сапёр: ошибается лишь однажды…
По нашему мнению, несчастный случай на производстве – не только трагедия, но и несмываемое пятно на репутации руководителя: не обеспечил технику безопасности.
Ещё герой фильма «Крёстный отец» дон Корлеоне считал, что тёмные истории в биографии – крючок, на который можно «поймать» человека: они делают его сговорчивым… А ещё этот ярчайший представитель итальянской мафии не верил в случайности. Вот и мне не верится, что «игра» властных структур «в поддавки» с кандидатом от «Единой России» Кондратенко случайна.
Судите, читатели, сами.
18 июля 2019 года Хорольский районный суд удовлетворил административный иск губернатора Приморского края и досрочно прекратил полномочия депутата муниципального комитета Ярославского городского поселения Кондратенко.
Чем же не угодил Валерий Викторович Олегу Николаевичу?
Ничего личного: краевой департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений установил факт не предоставления Кондратенко сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2017 года на себя и супругу. «Не успел взять нужные справки», – объяснил ситуацию Валерий Викторович…
Полагаю, прекрасно осведомленный о решении суда, Кондратенко, тем не менее, в заявлении о согласии баллотироваться на главу Ярославского городского поселения указал, что он является (!) депутатом муниципального комитета и даже подтвердил это соответствующей справкой (!).
Как же эта фабрикация прошла мимо внимания районной ТИК и её многоопытного председателя?
А вот – цитата из ответа и.о. председателя краевого избиркома Романа Охотникова Татьяне Василенко. Ответ датирован 7-м сентября:
«Территориальная избирательная комиссия Хорольского района не располагала какой-либо информацией о прекращении его полномочий, не извещалась об этом со стороны представительного органа муниципального образования или суда, в связи с чем руководствовалась исключительно представленными документами».
Проверка выявила и ещё ряд нарушений:
«Согласно пояснения председателя территориальной избирательной комиссии Хорольского района Колесникова И.Ф., при предоставлении сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах кандидатом Кондратенко В.В. была допущена техническая ошибка в проставлении даты, на которую указанные сведения формировались, что подтверждается объяснительной кандидата.
Вместе с тем по результатам проведённой проверки представленных кандидатом сведений территориальная избирательная комиссия Хорольского района установила факт недостоверности представленной информации в данной части».
И какие же меры принял краевой избирком?
«Учитывая изложенное, сообщаем, что в соответствии с положением подпункта «е» пункта 3 статьи 61 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ) в помещении для голосования или непосредственно перед указанным помещением участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информацию обо всех кандидатах, внесённых в бюллетень, в том числе информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 ФЗ. Соответственно, вся информация о выявленных территориальной избирательной комиссией Хорольского района фактах недостоверности сведений, представленных кандидатом Кондратенко В.В., равно как и иными кандидатами, будет размещена на информационных стендах в помещениях для голосования соответствующих участковых избирательных комиссий в единый день голосования 8 сентября 2019 года».
Не потому ли пар ушёл в свисток, что кандидат Кондратенко – ставленник «ЕдРа?
На кону – интересы Ярославки
Жители посёлка против навязываемых им сверху административных новшеств. Они считают, что никакое это не объединение, а прямое поглощение. Да, пока градообразующее предприятие – Ярославский ГОК (поселение городского типа возникло в 1951 году, как посёлок строителей и горняков этого предприятия) находится в очень сложной ситуации, но, надеются люди, оно имеет шанс возродиться. Ведь это – крупнейший в стране производитель плавикошпатового концентрата (флюорита) для нужд алюминиевой, химической промышленности и черной металлургии. Горно-обогатительный комбинат обеспечивал в прошлые годы 92% потребности в этом сырье предприятий России и стран СНГ.
ГОК пережил непредсказуемые 90-е годы, а «забуксовал» после того, как в августе 2013 года ОАО «Русский алюминий», которым рулит небезызвестный магнат Дерипаска, остановил пять своих заводов, для которых комбинат поставлял флюорит. С сентября «законсервировали» и ГОК.
Понятно, чем чревата остановка градообразующего предприятия: безработица, снижение налоговых отчислений в бюджет и, в конечном счете, гибель населенного пункта. Правительство РФ, по данным краевой администрации, включило посёлок Ярославский в перечень моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением.
На проблемах Ярославского ГОКа активно набирал предвыборные очки бывший губернатор (тогда ещё в роли и.о.) Владимир Миклушевский. На совещании с руководством и работниками предприятия он говорил, вроде, правильные вещи:
– Вы должны в первую очередь думать о работниках предприятия. Люди ждут правду. Возможный сценарий разрешения ситуации до момента возобновления работы ГОКа – запуск цинкового производства. Мы будем людей устраивать на другую работу, и никого в беде не бросим. Второй вариант развития событий – введение новой технологии переработки руды. «РусАл» мне внятного ответа так и не предоставил. Если они намерены и дальше тянуть время, я обращусь в правительство России, чтобы привлечь руководство предприятия к ответственности.
Как в известной басне И. Крылова: «Ай, Моська, знать, она сильна, коль лает на Слона». Слишком разные весовые категории у Владимира Владимировича и олигарха Дерипаски…
Но, кажется, забрезжил свет в конце туннеля: Минфин США недавно снял санкции против «Rusal», сохранив ограничения, которые касаются лично его владельца. Как это повлияет на мировой рынок алюминия? Аналитики считают, что у российской компании есть шанс вернуть своих клиентов.
Быть может, в такой ситуации и продукция ГОКа окажется востребованной и у Ярославского городского поселения появятся неплохие перспективы? Так что Ярославка оказывается лакомым кусочком, за который есть повод побороться.
Телефонный звонок, судя по дальнейшим событиям, подействовал: в протоколе, который подписывали члены комиссии уже после него, оказались не те результаты, которые, как утверждают свидетели, были первоначально.
– На нашем участке № 3128 победила Василенко (56 голосов), за ней шёл Яшин (49), третьим – Кондратенко (46), затем Акуленко – 33 голоса, – свидетельствует Роман Владимирович Сазанков. – В итоговом протоколе цифры иные: Василенко – 46, Яшин – 37, Кондратенко – 68, Акуленко – без изменений (33). Я сразу же написал по ватсапу секретарю: как получились такие данные? Ответа не получил…
Ирина Анатольевна Алексеенко и Лидия Петровна Василиу подтверждают первоначальные итоги голосования: первой шла Василенко, вторым – Яшин. Между лидировавшей Василенко и Кондратенко была разница в 10 голосов.
А потом стало всё совсем наоборот…
Впрочем, удивляться нечему. Жители Приморья ещё не забыли, как буквально за ночь лидировавший на выборах губернатора Андрей Ищенко вдруг «проиграл» своему тёзке Тарасенко. Скандал оказался так грандиозен, а подтасовка результатов – столь явна, что Центризбирком вынужден был отменить выборы и назначить новые.
После судебного заседания поинтересовалась мнением члена краевой избирательной комиссии с правом решающего голоса Алексея Литвинова.
– Я бы всё пересчитал, – ответил Алексей Александрович…
Значит, и у него, а не только у Татьяны Василенко, появились сомнения?!
PS: Только что Татьяну Михайловну уведомили, что она исключена из «Единой России», так как не согласовала с партией своё выдвижение на выборы главы Ярославского городского поселения (хотя шла она самовыдвиженцем и не обязана была с кем-то что-то согласовывать!). Чтобы верного единоросса не чморила?
Очередное судебное заседание назначено на 6 ноября. Суду предстоит скрупулёзно исследовать все доказательства и установить, кто и на каком этапе изменил результаты выборов (если они были сфабрикованы).
Ждём вердикта районной Фемиды…
Ольга Купчинская,
участник регионального ОДПК «Хранители закона».