С выборами вас, Прохоры!
Пламенные речи Сергея Удальцова, алые знамёна коммунистов, очереди у дверей избирательных комиссий, выплеснувшийся на улицы протест…
Это – Москва и Питер. Это не у нас.
Пока они там, в больших городах, развлекаются, к нам столица перебирается. Дальневосточная (пока). Хабаровску – в наказание, Владивостоку – в назидание: ласковый телёнок двух маток сосёт. И нечего взбрыкивать, хороводы у ёлок водить, у Белого дома бузить. Пора усвоить.
Вон, «политический тяжеловес и бизнесмен» (так в прессе называют) Игорь Чемерис решил полномочия председателя комитета по социальной политике и защите прав граждан сложить. «Решение добровольное и окончательное», – товарищам по «Единой России» объяснил. А супруга депутата говорит (мы, женщины, вообще много чего говорим, такая уж у нас генетическая предрасположенность), будто Игорю Святославовичу сделали предложение, от которого он не смог отказаться. Как говорится, против «линии партии» пошёл: идею «дальневосточного правительства» раскритиковал. Про 211 миллионов на её внедрение сказал. Типа, на эти деньги целый детский сад можно построить! Экономить надо!
В самом деле, что такое 211 миллионов? На «Хаятты» миллиарды истратили. И ничего! «Белый дом» как стоял, так и стоит.
Деньги налогоплательщиков нужно, конечно, беречь. Тут одна тонкость есть: экономить следует с умом, а не на спичках. В крае собственной нефтяной там или газовой трубы нет. Вот и приходится сельские больнички закрывать, Дома культуры, малокомплектные детские сады и школы. Это дело начал ещё бывший губернатор Владимир Миклушевский. По производственной, так сказать, необходимости. А теперь Олегу Кожемяко приходится резервы искать.
Взять то же местное самоуправление. Одна с ним головная боль.
Вспомним историю. 16 сентября 2003 года, когда всё, что могло принести деньги, уже было разворовано, всё, что оказалось ненужным, – сломано, Госдума приняла Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Гремели фанфары: «Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации»! Оглушённый народ не сразу заметил бомбу замедленного действия.
«Местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учётом исторических и иных местных традиций».
Хороша самостоятельность, когда установлены её пределы!
Ну, это, вроде, гарантия от распада страны на удельные княжества. Беда в том, что властная «вертикаль», наделив поначалу кучей полномочий местное самоуправление, сразу же ограничила его и в деньгах.
Стало ясно: местное самоуправление, рождённое ползать, летать не сможет.
Рождённый ползать – летать не может
Так и вышло. Госдума ежегодно штамповала поправки в Закон. Перекраивались полномочия между регионами, районами и сельскими поселениями.
Кстати, та ещё языковая «находка» – поселения. При царизме так назывались места ссылки каторжан и прочих неугодных политических «элементов».
Лично меня это вначале сильно напрягало. Потом уже поняла, как дальновидны наши законодатели! Низовое звено местного самоуправления действительно превратилось в «ссылку» бедных и бесправных крестьян. Над ними многие годы (и при царизме, и при Советской власти) экспериментировали: «закрепляли» за помещиками, лишали паспортов, чтобы не сорвались с клочка земли в города, оставляли без пенсий. И вот теперь испытывают крайней бедностью, когда покинуть насиженные места – не на что, а жить в полной безнадёжности – невозможно.
Потому что последнее богатство селян – земля – стало предметом купли-продажи. И теперь сюда, в тихую провинцию, вломился «большой бизнес», которому благоволит властная «вертикаль». Примеров – много. Самый яркий – ТОР «Михайловский» с гигантскими свиноводческими комплексами в Спасском и Михайловском районах, где не решена проблема экологической безопасности и утилизации навоза. Об этом мы не раз уже писали.
Сразу после реформы 2003 года сельских поселений в Приморье оказалось около 200! А так как в стране всё рушилось, совхозы банкротились, колхозы распадались, сельские предприятия ликвидировались, налогов в скудную поселенческую казну поступало курам на смех. А народ СМС-ками скидываться на «нужды» не спешил – многие сами на картошке да помидорах-огурцах перебивались.
Умные головы и решили: почему бы более сильные поселения с бедными не слить? Но крестьянина на мякине не проведёшь. На местах поняли: затевается новая «продразвёрстка», а деревня это уже проходила, и «справные» поселения встали колом: «Нет на это нашего согласия!»
Уж как ломали, помню, Прохоры, чтобы приспособить к ним Красный Кут, Вишнёвку и Евсеевку! Не желали строптивцы делиться! Подкатывавшихся к ним районных чиновников «посылали». Говорили: «Бедного на бесприданнице женить – нищету плодить!» И на пример Спасского поселения ссылались. Присоединили к тому Новосельское. Итог: и Спасское теперь на боку лежит, и Новосельское. Только луговчанам, степновцам, новосельцам и гайворонцам ещё и за каждой бумажкой или решением пустякового вопроса приходится в Спасское ездить – время терять. Опять же и деньги: цены на билеты растут, а частные извозчики рейсы сокращают, чтобы автобусы полупустые не гонять.
Всё-таки власти удалось часть поселений слить. В Кавалеровском районе вообще два поселения осталось: Кавалеровское городское и Устиновское сельское. Теперь их в крае – 125. И в каждом – глава, муниципальный комитет. Ну, и кое-какие полномочия. А на них, опять же, нужны деньги.
1 мая 2019 г. в 131-й Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» включили понятие «муниципальный округ». Это «несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы МСУ, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам МСУ федеральными и региональными законами».
Приморский губернатор сразу же предложил внести поправки в Устав края и в ряд законов («О реестре должностей муниципальной службы в Приморском крае» и т.д.) для «проведения преобразований муниципальных образований и объединения всех поселений муниципального района в муниципальный округ с учетом инициатив от органов МСУ».
«Инициативы» явились: сразу несколько муниципалитетов заявили о желании «сливаться в экстазе». Как изложено в пояснительной записке, «новый вид муниципального образования обеспечивает возможность консолидации представительских и административных ресурсов, в том числе на сельских территориях, в целях оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления посредством создания одноуровневой системы местного самоуправления, там, где это целесообразно».
Словом, начинается в Приморье масштабная реформа. Цели у неё, как минимум, две: снизить расходы на местное самоуправление и укоротить поводок, на котором его держит властная «вертикаль». Это не я придумала. Заголовки в СМИ на мысль натолкнули. Вот один из самых ярких: «МЕНЬШЕ ГЛАВ – ПРОЩЕ УПРАВЛЯТЬ КРАЕМ».
Однако и политологи, и учёные далеко не столь оптимистичны, как кое-кто из чиновников.
«На самом деле объединение разноуровневых муниципальных образований представляет собой большие риски, — считает известный в крае эксперт Петр Ханас. – Компетенции остаются, а доходы уменьшаются. Муниципалитеты разные: экономически, по бюджетному потенциалу. Доходы ведущего поселения размажутся по всему району, и вместо «точки роста» мы получим в целом депрессивную территорию. В прошлом делались попытки объединения Хасанского района со Славянкой. Но в Славянском городском поселении «всем миром» встали против таких изменений. ...Если люди на местах не хотят объединения, то попытки провести такую реформу сверху вызовут протест, конфликт на территории, понижение эффективности управления».
Главный научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич тоже не в восторге от предстоящих метаморфоз с местным самоуправлением:
«По сути, это возврат к советской системе, когда существовал районный уровень административного деления. Органы власти будут находиться в бывших районных центрах, куда людям трудно добираться, — это неудобно. Притом что в поселениях и так все мертво. У низовых муниципалитетов нет ни денег, ни полномочий, они ничем реально не управляют. Так что создание муниципальных округов сводится к экономии на зарплатах людей, которые работали в поселенческом уровне МСУ. В целом муниципальную реформу ликвидируют, в основном, по бюджетным основаниям».
Колесо очередной «перекройки» местного самоуправления уже закрутилось. Во Владивостоке прошло заседание «за круглым столом» в рамках Тихоокеанского дискуссионного клуба под лозунгом «Сильное Приморье – единое Приморье».
Идут общественные слушания о реорганизации в Пограничном, Анучинском, Чугуевском районах. А вот в Спасском районе к идее реорганизаций в МСУ относятся куда более настороженно. На прошлогоднем заседании «круглого стола» его участники высказались категорично: городской округ перетянет одеяло на себя, а сёла просто умрут. Печальный пример Уссурийского района – у всех перед глазами…
Контрольный мандат, как контрольный выстрел в местное самоуправление?
8 сентября в Спасском районе должны пройти дополнительные выборы в Думу по одномандатному избирательному округу № 12 (одна из депутатов сложила свои полномочия). Интрига в том, что у «Единой России» не хватает одного мандата до квалифицированного большинства. А именно оно требуется при решении важных вопросов. Таких, например, как объединение муниципальных образований. У местных аналитиков нет сомнений: в случае, если придётся решать вопрос о слиянии города с районом, городская Дума проголосует «за». Спасску с высоко дотационным бюджетом и неясными перспективами, потерявшему за последние годы не только около 30 крупных предприятий, в том числе градообразующий «Спасскцемент», но и треть населения, выгоден такой «брак по расчёту»: в районе есть земля, и цена её высока. А вот как поведёт себя районная Дума – вопрос. С одной стороны, там 9 членов и сторонников «Единой России», с другой – достаточно серьёзная оппозиция (5 мандатов – у «Партии Дела»).
Так что предстоящие 8 сентября дополнительные выборы – не пустая формальность, в чём пытается убедить избирателей кое-кто из приближённых к властным структурам чиновников. Типа, всего-то полномочий у человека – на год, а там – перевыборы, чего по поводу кандидатуры париться?!
На самом деле цена вопроса очень высока – предстоящее объединение или сохранение нынешнего положения дел. Район 8 сентября изберёт не депутата в Думу – свою судьбу!
Ирония судьбы: одномандатный избирательный округ № 12 – это как раз территория Прохорского сельского поселения! Того самого, которое ни под каким предлогом не приемлет объединения ни с соседней «голытьбой», ни с городским округом!
Не из вредности. Просто крестьяне научились блюсти свои интересы. И они понимают, что упускать птицу счастья, которая попала в руки, – глупо. Именно на территории поселения находится Новоспасский цементный завод, а теперь и свиноводческий комплекс ООО «Мерси Трейд». Земельный налог и НДФЛ оба предприятия уплачивают в поселенческий бюджет.
Прохоры – последний «укрепрайон» местного самоуправления. Сдать его нельзя!
Сейчас в социальных сетях много спорят: ходить или не ходить на выборы? Кое-кто говорит: «Что толку? Всё равно фальсифицируют…».
Если не придём – точно. А вот если явка окажется почти стопроцентной, да не поведёмся на бутылку водки с полкило колбасы, да наблюдателей на каждый участок поставим, – быть может, и пережмём фальсификаторов-то, а?
Выборы – единственный оставшийся шанс мирной – если не смены, то «коррекции фигуры» власти, чтобы не клонилась она к олигархам и миллиардерам, а стояла ровно, как штык, на страже интересов всех нас, граждан Российской Федерации!
Ольга Купчинская,
руководитель Спасского филиала регионального общественного движения по противодействию коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления
«Хранители закона».
Спасский район Приморского края.
На снимках:
заседает общественный совет села Вишневка;
клуб в Сосновке на замке - плоды слияния Новосельского поселения со Спасским;
глава Чкаловского сельского поселения Всеволод Ию на ВЭФ озвучил бедственное положение местного самоуправления;
привозная вода в Новосельском.
Фото автора.