фото

На прошлой неделе нас ждало Утешение. Некоторые насмешники называют это «радионяней», некоторые – «в гостях у сказки». Но это же так себе, насмешники, а официально это называется Прямой линией. Это когда президент наш Владимир Путин в прямом эфире по телику отвечает на вопросы зрителей, решает проблемы обратившихся россиян, а порою и подарки дарит. Ну там ёлку, платьице, собачку – кто что попросит. Но до этой сказки еще надо было дожить.

А так дела шли в стране по-прежнему. Зарплаты низкие, цены высокие, медицина труднодоступная, как и пенсионный возраст… А тут еще мусор… Кроме президента, проблемы решить некому, поскольку местные власти… и не совсем местные, и не совсем власти.

1. РУКИ ПРОЧЬ ОТ ШИЕСА!

Уж почти год бунтует Архангельская область. Им московский мусор решили подкинуть. Подмосковье уже в свалках, там народ уже не хочет: свалки-то воняют, народ нюхает и болеет. Вообще-то в Европе давно уж мусор собирают раздельно, потом перерабатывают. Ну и степени очистки на всяких этих мусорных заводах позволяют людям рядом жить.

Построить такие заводы у нас? Дорого… Да и раздельно мусор собирать – проблема. Привычки нет. Не только у жителей но в первую очередь у всяких управляек. Вон в нашем квартале на Фадейке в позапрошлом году осенью управляйка поставила пирамидку решетчатую для сбора пластиковых бутылок. Народ активно понес! Несколько месяцев бутылки из пирамидки забирали – сначала еженедельно, потом реже… Потом зима наступила, забирать вовсе перестали – так пирамидка с бутылками и стояла. Теперь это уже пирамидка с позапрошлогодними бутылками. Так что да, с раздельным сбором мусора у нас проблема.

О «мусорной реформе», которую власть наша замутила в прошлом году, ничего, кроме плохого, сказать нельзя. Мы-то, Приморье, далеко, кроме цен, ничего не ощутили. А вот Архангельская область, хоть и не так уж близка к Москве, была выбрана для свалки московского мусора. А что? Север, болота, народу там живет не так уж много, пустого места полно – почему бы там не складировать мусор? В болото. С тех пор Шиес, которого и на карте не всякой сыщешь, стал известен всем. Там как раз свалку и запланировали. Там как раз и возмущение пошло. И в Архангельске, конечно, тоже.

Губернатор области не понял жителей. Подумаешь – мусор! За это деньги дают! То есть обещают пока что, но ведь Москва обещает! Она не обманет! А область – бедная. Кроме болот там… Плесецк. Космодром. Северодвинск. Флот. Но в основном – болота. Народ-то с болот живет. Ягоды собирает. Рыбу ловят. Охотится. На подножном корму, в общем.

В общем, жители смекнули, что мусор сначала отравит болото, потом реки, потом дойдет и до Белого моря. Что будет с ягодой, рыбой и дичью? А ничего не будет. А вода ведь тоже будет отравлена продуктами разложения мусора? То есть и люди тоже травиться будут?

И жители возмутились. Возмутились активно. Митинги, демонстрации. Палаточный лагерь. Нет, они, конечно, и в суды обращались, к депутатам и губернатору. Но губернатор назвал их шелупонью, для него московские обещанные деньги важнее оказались. Сначала на жителей нападал ЧОП, приехавший на место стройки вместе со стройматериалами, а потом и ОМОН подключился. Не местный, конечно. В таких случаях приходится ОМОН откуда-нибудь издалека завозить. Во Владивосток в 2008 году из самой Москвы…

Но ни ЧОП, ни ОМОН, ни полицейские задержания не помогли. Почти год прошел, а жители не унимаются. Защищают свою землю. Не позволим превратить Поморье в помойку! Ролики записывают, на Ютуб выкладывают. И обращение к президенту записали – жители Урдомы. Тоже поселок, недостойный мелкой карты. И какое обращение! Перед именем президента – никакого завалящего «уважаемый», не говоря уж о «дорогой». «Просим»? С какой стати? Требуем! Так и говорят: требуем! У президента, ага.

А поскольку всё это продолжается почти год, а тут Прямая линия намечается, вроде бы было решено подключить к этой Прямой и Шиес. И вроде бы стройку стали сворачивать, рабочих увозить… Навсегда или к Прямой? Жители собрались, опять же ролик записали и выложили: женщина говорит, а сзади, в отдалении, на протяженной возвышенности – люди. От горизонта до горизонта. И опять: никаких «просим». Это же Русский Север. Туда даже крепостное право практически не добралось. Там же, кроме болот, море, а где море – там край, открытый миру. Там люди суровые, много охотников. А у охотников – ружья… Ох, не довести бы до греха! И этих решительных людей показывать на Прямой? Президенту? В общем, никакого включения Шиеса на Прямой не было, хотя о проблеме говорили, в том числе президент, а вопрос задала юная инстаблогерша (то есть из инстаграма) вроде бы из Хабаровска. А строителей из Шиеса продолжают увозить и после Прямой. Но мы слегка поторопились. До Прямой еще кое-что произошло.

2. ЭТОНЕМЫ!

История, тянущаяся с 2014 года: сбитие пассажирского самолета в небе над самопровозглашенной ДНР. Версий было много. Наши тоже их выдвигали, хотя, казалось бы, при чем здесь Россия, это же над Украиной произошло, наших в самолете не было, летел он не от нас и не к нам… Но ракета, которой самолет сбили, откуда-то взялась?

А между прочим, не в меру хвастливый и поэтому не в меру болтливый Игорь Гиркин (Стрелков), наш соотечественник, находившийся в то время на ответственной должности в той самой ДНР, как только самолет сбили, он написал, что вот, птичкопад, а не летайте в нашем небе – в общем, понятно было, что они сбили. Но они рассчитывали сбить украинский военный (а он не вылетел), и когда подчиненные Гиркина добрались до места крушения, он все спрашивал, что там, где военные, где оружие… А его «ополченцы» докладывали, что никакого оружия, дети тут…

Когда выяснилось, что это гражданский самолет, рейсовый, малайзийский – он все свои посты потер. Но слово – оно же не воробей… Нашлись и фотки «бука», прослежен маршрут – и он вроде как наш… В общем, скандал. И вот – промежуточный итог: власти Нидерландов официально назвали имена четырех подозреваемых, которые могут быть ответственны за крушение МН17 на Востоке Украины. Это один украинец и трое россиян, в том числе этот самый Игорь Гиркин (он же Стрелков). Им предъявлены официальные обвинения в убийстве; Нидерланды заявили, что требовать их экстрадиции не будут (Россия и Украина своих граждан все равно не выдают), но просят дать возможность их допросить. В общем, успели как раз к Прямой линии.

3. Временные трудности пятый год

Прямая линия началась с опоздания главного фигуранта. Ну что? Путин всегда опаздывает, это традиция, а традиции – это святое! Поздоровался с ведущими, сел в стол-подкову (на счастье что ль подкову сделали?). И началось. Началось с того, что волнует людей. Наверно, нарочно вперед эти вопросы запустили, чтоб уж отделаться. Ну, понятно: низкие зарплаты (традиционная реакция первого лица: не может быть, ниже прожиточного не могут, надо разбираться в каждом конкретном, мы МЧСу деньги выделили, должны поднять, вообще, в среднем, зарплаты растут, но не обижайтесь, если не у вас, в разных отраслях и регионах по-разному…), мусор (у нас же общество потребления создана, мы много потребляем, вот мусора и много, что поделаешь, раздельно собирать, да…).

Упомянули ведущие и Шиес… Но он оказался мерцающим, как тау-киты (А тау-киты – такие скоты: то явятся, то растворятся!): в натуре упоминание было, в текстовой версии на Кремлин-ру не стало. Потом появилось. Потом снова исчезло. Это Екатерина Шульман так развлекается: читает и текстовую расшифровку и отмечает – так пришлось несколько постов подряд ей писать: за этими шутниками с Кремлин.ру только успевай следить!

И за наркотики речь зашла. Нюта Федермесер (фонд «Вера», паллиативная помощь, заявлялась в депутаты Мосгордумы, но снялась) про всё спросила: врачи не прописывают обезболивающие, потому что боятся преследований, очень сложная отчетность, а жизнь еще сложнее, а люди не должны умирать в муках, корчась от боли, надо, чтобы смерть была легкой… Ну и ведущие упомянули Голунова, и вообще: не следует ли облегчить «народную» 228 статью?

Путин оказался в курсе – даже знал сколько народу сидит по этой статье: 26% тюремного населения, говорит. Но облегчать статью нельзя: наркотики – зло, нацбезопасность важнее, ампула закатилась – так достаньте, пусть главврач подписывает разрешение (ну, как сейчас), а за полицией следить надо, чтоб не было как с этим журналистом, надо структуру следящую создать… В общем, ничего нового. Нюта ещё хотела добавить, но Путин ей не позволил. Тема закрыта!

Ещё вопрос был о тех из ЧВК (частная военная компания), кто в Сирии воевал и погиб – чтоб им статус участника боевых действий дать, чтоб родственникам льготы были… Но Путин отказал, не произнеся это название ЧВК, а рассказывая, что они экономическую функцию выполняют, охраняют коммерческие интересы и объекты (то есть про ЧОПы говорил, а не о ЧВК, которые у нас, между прочим, запрещены).

Вопрос был про санкции: не пора ли нам помириться с миром, чтоб санкции сняли? А мы ни с кем не ссорились, ответил Путин. Кстати, уже после Прямой линии он продлил контрсанкции до 2020 года.

Ну и, конечно, про МН17, про решение Нидерландов. Ответ традиционный: нас там нет, а их расследование неубедительно.

фотоБыл и лирическо-позитивный эпизод: съемка России-1 из бухты Средней, где так называемая китовая тюрьма. Ну, вы помните: некие фирмы отловили косаток и белух, сгрузили их в специальные сетчатые емкости в бухте Средней (Хасанский район) и собрались продавать вроде бы в дельфинарии, в том числе в Китай. А информация возьми и выплыви на свет! Уж год, кажется, об этом говорят, весь мир говорит, все требуют выпустить животных на волю, говорят, это варварство, там же детеныши есть, а у них, у мормлеков, у китообразных, семьи, у них язык, у них, кажется, даже имена есть…

И вот Прямая линия прервалась, чтобы включилась Средняя (бухта, не линия), показали и эти емкости (камеры тюрьмы, так сказать), показали, как мормлеки прыгают, брызгают, и вообще – кишмя кишат в этих емкостях… На земле, говорит журналистка, снимать нельзя: всё, что там есть – это частная территория!

Забавная это бухта – Средняя. Море там на много миль вокруг – это Морской биосферный заповедник. На берегу бухт не разрешали сначала и палатки ставить – вообще ничего нельзя, в море купаться – ни-ни, это заповедные воды! Но потом на берегах землю нарезали сначала сотрудникам Заповедника, а там и дальше пошло… Но в Средней изначально построили базу наши краевые власти. Вроде бы при Дарыче. База отдыха. Для начальства. Теперь, как видим, там не только начальство местное, но и какие-то предприниматели. Явно близкие к начальству – иначе кто б их в Среднюю пустил. В общем, показали нам, как животное вынимают из воды и грузят в высокий кузов грузовика – чтобы увезти… туда, где выловили, в Охотское море. Первая партия – две косатки и шеть белух. Они в одной камере жили, привыкли друг к другу, ну так чтоб не разбивать возникшее содружество… В общем, некий позитив в этой Прямой линии был. В остальном – скучно, граждане…

Нет, была и ещё одна живинка, помимо мормлеков! У Путина спросили, было ли ему стыдно. И он рассказал душещипательную историю, как однажды он куда-то ездил, потом уж после встреч шел к машине по грязи, и тут к нему подбежала некая тетка, бухнулась на колени и подала записку. Записку он взял, передал помощникам, а они – потеряли. До сих пор, говорит, стыдно! И даже не знает, о чем записка! Наверно, говорит, что ее сына неправильно арестовали…

И что бы вы думали? Нашлись люди, которые об этом случае знают! Некий гражданин сказал, что его жена Валентина очень хотела попасть к Путину, а недалеко еще какая-то женщина тоже вроде хотела. Они разговорились, объединились, написали две одинаковые записки со своими просьбами-проблемами и решили: кто прорвется – та и подаст записку. Валентина интересовалась землей для многодетных, а вторая женщина – действительно, о своем «невинносужденном» сыне хлопотала. И вот она и прорвалась! Поскольку вскоре проблема земли для многодетных сдвинулась с мертвой точки, Валентина была уверена, что это Путин прочитал записку…

Так вот и вопрос: а может, Путин действительно прочитал записку? Что ж он так уверенно предположил про тюрьму и сына? Может, записку никто и не терял, просто Путин вмешиваться не захотел – ну как же, суд у нас независимый, я не могу, нехорошо это…

4. ПРАВОСЛАВНЫЙ КОММУНИСТ ВЗБУНТОВАЛ ГРУЗИЮ

Вечером того же дня, когда Прямая линия состоялась, случился скандал, а потом буза в Грузии.

Есть, оказывается, такое… нечто, которое называется Межпарламентская ассамблея православия. Задача ее – координация законотворческой деятельности и содействие принятию национальными парламентами законов, отвечающих интересам православия в обществе. В прошлом году президентом этой ассамблеи был избран депутат Госдумы Гаврилов, коммунист. Вообще, конечно, я, как и многие, считаю это неприличным – чтобы коммунист (а ведь коммунистическая партия 70 лет насаждала в СССР атеизм и отрицала и порицала всякую религию) был активным православным! А он не просто активный, но и, как выражается и.о. губернатора Беглов, активнутый.

В общем, дело было в их грузинском парламенте, сел этот Гаврилов в председательское кресло, заговорил по-русски… И депутаты от оппозиции возмутились. И не только, между прочим, они. Вот что говорит лидер правящей партии Бидзина Иванишвили: «Полностью разделяю искреннее возмущение наших сограждан в связи с развернувшимися в парламенте Грузии событиями. Недопустимо, чтобы представитель государства-оккупанта руководил в парламенте каким-либо форумом. Как мне сообщают, это была протокольная ошибка, политическое значение которой, к сожалению, организаторы не сумели учесть, на что обязательно должно последовать соответствующее реагирование. Я уже говорил с председателем парламента и выразил свою жесткую позицию, и, разумеется, моей рекомендацией было – незамедлительно прекратить это заседание». В общем, выперли депутата Гаврилова. Сначала решили заседнуть в другом месте, но тут весть о событии дошла до народа, народ вышел на улицы. Люди начали стихийно собираться у здания парламента, а также у гостиницы, где остановилась российская делегация. Понятно, что пора бежать. Причем при побеге Гаврилова и прочих наших депутатов протестующие облили водой и забросали бутылками.

А дальше президент Грузии Саломе Зурабишвили назвала неприемлемым проведение сессии Генассамблеи Межпарламентской ассамблеи православия в Тбилиси. Премьер Мамука Бахтадзе заявил, что полностью разделяет «справедливый протест грузинского общества». Спикер парламента Грузии Ираклий Кобахидзе утверждал, что не знал о том, что на сессии будет председательствовать российский депутат.

Потом – беспорядки, столкновения с полицией, стрельба резиновыми пулями и слезоточивый газ, 300 задержанных, 240 пострадавших и раненых (часть из пострадавших – полицейские), антипутинские лозунги… Спикер парламента уже ушел в отставку, протестующие требуют отставки главы МВД. Протесты продолжаются.

Путин сначала посоветовал нашим туристам, находящимся в Грузии, срочно вернуться на родину, а потом запретил нашим авиакомпаниям летать в Грузию, а потом и грузинским – в Россию… Многие туристы огорчаются (мягко говоря), потому что отдых в Грузии дешевле, чем в Сочи (не говоря уж о Крыме), многие нетуристы радуются: вот президент Грузии сорвала курортный сезон, наши не поедут, у Грузии финансовые потери будут гигантскими… Но тут вспоминается старая история – 2006-го, кажется, года, когда Россия вдруг прекратила поставки в Грузию газа. Накануне зимы. Ну, грузины помёрзли одну зиму – и отказались от российского газа вообще. Покупают азербайджанский. Так что потери, оказалось, у нашей стороны. То же самое может произойти и с туристами. Сезон еще не закончился, он даже за середину не перевалил, Грузия уже активно рекламируется в других странах, зазывает активно – а там есть куда поехать, где отдохнуть и покупаться, не говоря уж поесть и выпить…

5. ПОСЛЕДНЯЯ КНОПКА НА СТУЛ

И вот пришло сообщение новое – о бухте Средней, о китовой тюрьме.

Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) заключил контракты на вывоз из «китовой тюрьмы» двух косаток и восьми белух с компаниями, которые отлавливали этих животных. Это компании «Океанариаум ДВ», «Сочинский дельфинарий», «Афалина» и «Белый кит». Об этом пишут «Открытые медиа» со ссылкой на данные госзакупок.

Освобождение всех животных, по расчетам издания, обойдется ВНИРО в 360 миллионов рублей. При этом за незаконный отлов морских животных компании оштрафовали на более чем вдвое меньшую сумму — в общей сложности на 150 миллионов. То есть компании не только штрафы окупят, но и зараборают! То-то Путина на Прямой линии говорил про деньги: одна белуха, говорил, миллион стоит… Очень интересно! А я-то, грешным делом, подозревала, что к отлову белух и косаток в Охотском море имел отношение тогдашний губернатор Сахалина, ныне губернатор Приморского края Олег Кожемяко! Э нет, не его уровень! Тут кто-то повыше, раз мормлеков не только не отбирают, но и платят за них миллионы! Браконьерам фактически платят. И еще. Как отмечают «Открытые медиа», поставщики должны будут также оплатить утилизацию трупов тех животных, которые не переживут транспортировку. Перевозят животных в том числе наземным транспортом по плохим дорогам.

Да, дороги в Хасанском районе к берегам Морского заповедника – это практически не дороги, там и танки могут в кювет слететь. Может, конечно, к Средней есть спецдорога получше, всё-таки начальство там отдыхает уж много лет, для себя, небось, сделали… Но повезли ли по этим дорогам каких-то животных? Деньги-то уплочены!

Ох, что-то не задалась Прямая линия в этом году. А уж результаты ее – и вовсе…

Марина ЗАВАДСКАЯ.