Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) рассматривает сегодня вопрос о восстановлении полномочий российской делегации. С 2016 года Россия не участвует в работе ПАСЕ. Ее возможное возвращение – одна из основных политических тем летней сессии ПАСЕ, которая открылась в понедельник в Страсбурге.
Члены ассамблеи должны заслушать доклад депутата от Бельгии Петры де Суттер, которая предлагает изменить регламент ПАСЕ. Согласно этому предложению, отныне нельзя будет отстранять какую-либо из стран-членов Совета Европы от участия в Комитете министров и Парламентской ассамблее. Это не личная инициатива депутата – доклад основан на предложении Комитета министров Совета Европы, выдвинутом в мае. Москва давно и с нетерпением ждала этого шага: если доклад де Суттер одобрит большинство участников сессии ПАСЕ, российская делегация сможет вернуться в зал заседаний ассамблеи, а Кремль будет вправе говорить о серьезной дипломатической победе.
Что такое Совет Европы?
Совет Европы (СЕ) – созданная в 1949 году международная организация, которая занимается координацией сотрудничества европейских стран в области правового порядка, демократического развития и защиты прав человека. В систему Совета Европы входит, в частности, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), имеющий право выносить решения по искам граждан стран-членов СЕ, которые посчитали, что государственно-правовая система их страны нарушила их права. Судей ЕСПЧ выбирают члены Парламентской ассамблеи Совета Европы – они должны сделать это и на нынешней сессии. В состав СЕ входят 47 стран, в том числе все члены Евросоюза и большинство постсоветских государств, кроме стран Центральной Азии и Белоруссии. (Она не является членом Совета, поскольку осуществляет смертные казни: отмена или мораторий на эту меру наказания – одно из условий пребывания в СЕ).
Почему в ПАСЕ нет России?
В 2014 году, после аннексии Россией Крыма и начала конфликта на востоке Украины, ПАСЕ ввела против российской делегации санкции, лишив ее права голоса, а также возможности для российских представителей возглавлять комитеты ПАСЕ и участвовать в работе руководящих органов Совета Европы. В 2015 году эти санкции были продлены, а годом позже Россия решила в знак протеста прекратить участие в заседаниях ПАСЕ. В последние два года Москва также не платит свой взнос в казну Совета Европы, составляющий 33 млн евро в год – это примерно 7% всего бюджета этой организации.
Россия не потерпит от ПАСЕ больше никаких, даже микроскопических санкций
Более того, Россия пригрозила прекращением своего членства в СЕ, если права ее делегации не будут восстановлены в полном объеме. Эту угрозу повторил накануне сессии ПАСЕ председатель Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, Москва настаивает на восстановлении трех основных прав российской делегации: голосовать, выступать и быть представленными в руководящих органах. Еще категоричнее был входящий в делегацию председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий: "Россия не потерпит от ПАСЕ больше никаких, даже микроскопических санкций".
Если доклад де Суттер будет одобрен ПАСЕ (наблюдатели оценивают вероятность этого как весьма высокую), делегация России готова появиться в зале заседаний в Страсбурге уже 25 июня, заявляют российские представители.
Кто хочет возвращения России?
3 июня в Париже на заседании комитета ПАСЕ по регламенту доклад, благоприятствующий возвращению РФ (хотя сам текст составлен в общих выражениях и собственно Россия там не упоминается), был одобрен 18 голосами против 6. За возвращение российской делегации в ПАСЕ выступают в первую очередь Германия и Франция. По мнению Берлина и Парижа, Совет Европы должен остаться одним из каналов диалога с Москвой. Президент Франции Эммануэль Макрон заявлял также, что возможный выход России из СЕ означал бы лишение российских граждан возможности апеллировать к Европейскому суду по правам человека.
Наиболее последовательные противники возвращения всех прав российской делегации – Украина, Польша, страны Балтии, Швеция и Великобритания. Они обращают внимание на то, что Россия не выполнила ни одной резолюции ПАСЕ, касающейся ситуации в Крыму и на востоке Украины, из-за которых против ее делегации и были введены санкции:
Оппоненты российского возвращения в ПАСЕ заявляют, что Совет Европы тем самым посылает Москве сигнал о том, что европейские страны хотят восстановления полномасштабных отношений с Кремлем, так и не дождавшись каких-либо уступок с его стороны.
Не исключено также фактическое признание Европой аннексии Крыма: в случае, если Россия решит включить в состав своей делегации парламентария, представляющего аннексированный полуостров, у ПАСЕ практически не будет возможности как-либо повлиять на это решение.
Мы призываем ПАСЕ отложить восстановление права голоса Российской Федерации
С отдельным обращением к ПАСЕ выступил нидерландский фонд Stichting Vliegramp MH17, созданный в помощь родственникам жертв катастрофы малайзийского «Боинга» над Донбассом. В письме руководства фонда отмечается, что Россия недостаточно сотрудничает с международной Совместной следственной группой, ведущей расследование обстоятельств гибели пассажиров авиалайнера. «Мы призываем делегацию Нидерландов и всю Парламентскую ассамблею Совета Европы временно отложить восстановление права голоса Российской Федерации», – цитирует текст письма нидерландская пресса.
Политический контекст ситуации, связанной с возможным возвращением российской делегации в ПАСЕ, в интервью Радио Свобода анализирует немецкий политолог, директор политических программ Центра европейских исследований имени Вилфрида Мартенса (Брюссель) Роланд Фройденштейн:
Роланд Фройденштейн
– Я думаю, что это успех не только Кремля, но и тех в Европе, кого у нас называют Putinversteher – «понимающими Путина».
– Почему именно Германия и Франция активнее других поддерживают идею возвращения делегации России в ПАСЕ?
– Они говорят, что хотят спасти Совет Европы, хотя не исключено, что, «спасая» его таким образом, они на самом деле его разрушают. Для чего это делается? В Берлине и Париже многие полагают, что диалог и сотрудничество с Москвой всё еще могут принести результат.
– Но в политике обычно уступки просто так не делаются, действует принцип «ты мне, я тебе». Россия, по вашему мнению, тоже продемонстрировала готовность в чем-то уступить?
– С российской точки зрения уступка, видимо, заключается в готовности заплатить. Россия принадлежит к крупным членам Совета Европы, а их взносы в бюджет СЕ – около 10%. Россия несколько лет отказывалась платить, пока права ее делегации в ПАСЕ были ограничены. За это России грозило исключение из всего Совета Европы. Что сейчас? Если российские представители возвращаются в ПАСЕ и другие органы Совета Европы, Россия возобновляет платежи. С российской точки зрения это выглядит как компромисс.
?– У Совета Европы настолько серьезные финансовые проблемы, что без российских денег он не в состоянии нормально работать?
– У них сейчас недостаток финансирования – 15 млн евро. Его надо как-то покрыть. Мне кажется, это могли бы сделать другие крупные участники СЕ. Это не обязательно делать исключительно за счет российских средств.
– Есть такой аргумент: восстановление России в правах поможет российским гражданам – они не лишатся, к примеру, возможности защищать свои права в Европейском суде…
Это будет успехом, даже прорывом для авторитаризма
– У меня есть друзья из числа правозащитников и сотрудников НКО по всей Европе – многие из них разделяют эту позицию. Другая точка зрения, распространенная прежде всего в соседних с Россией странах, таких как Украина, Польша или страны Балтии, состоит в том, что общий ущерб, который понесет Совет Европы и связанные с ним институты, в том числе ЕСПЧ, в результате уступок России, окажется больше, чем выгоды, которые принесет возможность обращения российских граждан в европейские правовые инстанции. Дело еще и в том, что ряд решений ЕСПЧ по российским искам, принятых в последние годы, был пересмотрен Конституционным судом РФ. Проблема в том, что решения Европейского суда по делам, связанным с Россией, как и, например, с Турцией, не меняют общий характер правового режима в этих странах, не говоря уже о режиме политическом. Так что мне приведенный вами аргумент кажется относительно слабым.
– А каков может быть эффект полноправного присутствия России в ПАСЕ и других институтах Совета Европы?
– Это будет успехом, даже прорывом для авторитаризма. Это означает, что действия России в отношении Украины, включая аннексию Крыма, будут де-факто оправданы. Это был бы первый прецедент полной отмены каких-либо международных санкций, введенных против Кремля после 2014 года. Это подрыв авторитета СЕ как института.
– Может ли это быть первым шагом к отмене санкций Евросоюза против Москвы?
– Многие этого боятся. Думаю, что это не так. Быть предсказателем, конечно, трудно, но, насколько мне известно, между Меркель, Макроном и другими ведущими политиками ЕС по-прежнему существует консенсус по российскому вопросу: не проявлять чрезмерной мягкости. Но, безусловно, позитивное для Кремля решение Совета Европы может использоваться «понимающими Путина» как аргумент в пользу полной нормализации отношений Евросоюза с Россией, – считает немецкий политолог Роланд Фройденштейн.
Материал подготовлен при участии Рикарда Йозвяка
www.svoboda.org