Неделя прошла ни шатко ни валко, скорее смешно, а закончилась мощно, хоть и провинциально.
Нет, и в начале неделе тоже провинциальные приколы были… например, в городе с поэтичным названием Камень-на-Оби. Там некая организация озеленила пространство перед памятником Ленину. Там еще рядом администрация местная – ну как полагается. Привезли землю, бросили на газон, разровняли… Наступила весна, а там и лето, проросла травка, зазеленела, поднялась… И тут некоторые продвинутые на травку глянули – опа! Это ж она, родимая! Конопля! Засуетились. Но пока доложили, пока докладу поверили, пока проверили, пока распорядились… В общем, неделю конопля окружала памятник. Потом только убрали. Ну и на компанию, которая землю завозила для клумбы, наезжают теперь: где вы землю брали, как туда семена конопли попали? Будет морока большая… Но вот что примечательно: неделю конопля в центре города колосилась – и никакой мазурик на нее не покусился! Или стеснялись у Ленина воровать? Или считали, что администрация для себя это всё вырастила, а у начальства воровать тем более стрёмно… Или нет никаких наркоманов в Камне-на-Оби? В общем, странная история.
Бывший санитарный врач, а ныне депутат Госдумы Онищенко посоветовал пенсионерам меньше есть и жить «чуть-чуть впроголодь». Для борьбы с лишним весом, разумеется. Ну да, на самом деле это старая фишка. Помню, как в школе наша биологичка говорила нам, что из-за стола надо вставать с чувством голода, не наедаться под завязку. Потому что чувство насыщения запаздывает, и из-за этого человек переедает. То есть он на самом деле уже наелся, а организм еще не впитал всё необходимое и сигнализирует: «Ешь ещё!» Потом тот же самый совет встречался неоднократно. Но тогда, классе так в восьмом, мы не то чтобы не поверили училке, но просто ее фигура свидетельствовала, что она не встает из-за стола с чувством голода, а детей не слова убеждают, а пример – и мы пропустили нравоучения мимо ушей.
Онищенко, можно предположить, всё о том же, но… Не этими словами и не ему бы это говорить! Он ведь не новичок на политсцене, мы же помним, что он делал и что говорил в течение многих лет. Поссорились с Грузией – Онищенко сразу находит вредные примеси в грузинском вине. Поссорились с Белоруссией – Онищенко сразу находит вредные примеси в белорусском молоке. Помирились с Белоруссией – вредные примеси сразу исчезли… Ну и так далее… Ну и случай с впроголодью явно из того же репертуара. Доходы падают, цены растут, денег у некоторых россиян даже на еду не хватает – и тут же Онищенко: россиянин, не ешь! Ну да, обоснование благое подобрано: действительно, лишний вес не способствует здоровью, а вовсе наоборот. Ну еще Онищенко прибавил слова о необходимости спорта… что несколько издевательски звучит для основной массы пенсионеров.
Всё в советах Онищенко вроде бы правильно и для пользы дела… Но шила в мешке не утаишь. Впроголодь выдает. Это слово не имеет положительного смысла. Жить впроголодь – это недоедать, это всегда плохо. Если бы Онищенко имел в виду только здоровье, ему пришло бы на ум другое слово. А вылетела впроголодь. Как говорится, оговорочка по Фрейду. По оговорочкам-то только и узнаешь, что чиновник думает на самом деле. Ну как врио Беглов в Питере: хотел сказать «активные, креативные», а вылетело «активнутые, противные». Вот то-то и оно…
А что устроил на прошлой неделе ВЦИОМ… Ну, это ни в сказке сказать, ни пером описать!
Сначала ВЦИОМ обнародовал результаты последнего опроса на тему «какому политику вы доверяете». И оказалось, что президенту нашему Путину Владимиру Владимировичу доверяет около 30% опрошенных! Кошмар… Исторический минимум с какого-то там затертого года…
Федоров, глава ВЦИОМа, успел выступить на «Дожде» и объяснить причину падения: уровень жизни граждан который год снижается, перспектив никаких, черные очки население надело. Ну где-то так…
Тем временем в Кремле удивились такому мизерному числу. И потребовали от ВЦИОМа объяснений. Вроде бы без отрицательной коннотации, чтоб просто объяснили, как это получилось, почему… и так далее… Но Федоров всё понял правильно. Срочно поменяли методику, провели (точно провели?) новый опрос , и вуаля! – рейтинг одобрения Путина взлетел более чем в два раза.
Политолог Сергей Ципляев назвал это одним словом: харакири. ВЦИОМ прилюдно сделал харакири (надеюсь, Роскомнадзор не привяжется к этим словам? Самоубийство виртуальное, и совершил его не человек, а так себе, организация. Вроде бы даже научная). Другой политолог, Дмитрий Орешкин, высказался более гуманно: ВЦИОМ поменял методику, как будто стал измерять температуру не по Цельсию, а по Фаренгейту… Да, помним, помним! Наша «Примпогода» любит шутить на 1 апреля, не пропускает ни один год. И вот на один из первоарелей она выдала прогноз, действительно, в фаренгейтах. Совершенно правильный прогноз, но – не в привычной нам шкале. И никаких указаний на это! Первоапрельская шутка не предполагает подсказок! На следующий день, конечно, сообщили: это мы по Фаренгейту вам предсказали… Конечно, кто посообразительней, те нагуглили правильную шкалу, но основная масса подождала Второе апреля, День правды.
ВЦИОМ, в отличие от «Примпогоды» (ну и потому, наверное, что не первого апреля всё это произошло), перемены методики не скрывал и даже сразу ее опубликовал – вместе с новым результатом. Нет, скажу я вам, это не Цельсий-Фаренгейт, которые подсчитывают всё-таки одно и то жу, ту же самую температуру, существующую в объективной реальности – но по-разному ее делят на градусы, от разных точек считают. ВЦИОМ же с переменой методики поменял и реальность. Потому что одно дело, когда у человека спрашивают, кому из политиков он больше доверяет, и не навязываются с советами, он сам называет, кого вспомнил. И совсем другое дело, когда человека прямо спрашивают, доверяет или нет он Путину. По домашнему телефону, ага. В коробке доверия – только одна конфета. Как перст. И это – Путин. Причем Федоров объяснил публике, что новая методика правильней, потому что Путин действительно… ну, один… как перст.
В сетях над этой ситуацей пошутили всласть все кому не лень, и родилась даже замечательная формула: У Путина только два союзника – Росстат и ВЦИОМ.
Вообще, конечно, удивляет эта неуклюжая борьба за рейтинг. Ведь для чего, если логически подумать, нужны всякие опросы? Чтобы выяснить общее настроение, чтобы выявить проблему, узкое место, чтобы знать, что вообще происходит за бортом – и иметь возможность принимать меры, разруливать проблемы… Так почему Кремль потребовал объяснений, а ВЦИОМ «понял всё правильно»? Зачем? Для кого? Чтобы мы, население, не знали, что мы думаем и чувствуем? Ну как бы… Не сказала бы, что нам возможно не знать, что мы думаем и чувствуем. Или чтобы президент наш Путин Владимир Владимирович не знал, что мы, население, думаем и чувствуем? Такое проделать возможно – нарисовать на оконном стекле красивую картинку и не совать нос наружу, но это неразумно. И даже опасно. Как страус, прячущий свою маленькую голову в песок, а всю остальную тушу выставляющий наружу: бей – не хочу. Что-то беспокоюсь я за сказочного нашего президента…
Завершилась неделя событием отнюдь не забавным: в городе Дзержинске Нижегородской области грянули взрывы.
Дзержинск – город исключительно промышленный, даже в какой-то степени военно-промышленный. Раньше там и отравляющие вещества производили, всякий там фосфен, зарин – ну, химическое оружие. Сейчас это не выпускают, но химическая промышленность осталась. Взрывчатка, снаряды – выпускают… В общем, о насыщенности города промышленными предприятиями с неполезным для здоровья производством говорит хотя бы то, что Дзержинск находится в первой десятке самых загрязненных вредными веществами городов.
И вот там в полдень 1 июня рвануло. Грохнуло так, что тряхнуло, и во многих окнах повылетали стекла в лучшем случае, иногда и рамы вылетали. А на горизонте (город плоский, так что видно далеко), на фоне домов, дерев и церквей встал гриб. Ну не настоящий, не атомный, но довольно впечатляющий. Потом еще взрыв, послабее. Потом еще.
В городе, натурально, началась паника. Многие из домов повыбегали – а вдруг дом рухнет! Но вроде ничего не происходило, и земля больше не тряслась, и дымный гриб увеличивался лениво, деформировался и растекался по ветру… Потом заговорили репродукторы. Женский голос произнес: «На ГосНИИ «Кристалл» произошла нештатная ситуация… МЧС… Администрация… Меры… Опасности для населения нет… Просьба соблюдать спокойствие…»
Рвануло на заводе «Кристалл», который производит (наверное, надо сказать – производил) взрывчатые вещества, произошел взрыв. На складе этих самых взрывчатых. Ну и еще взрывы.
Вместо склада – воронка. Пострадали (по последним данным) 116 человек. Погибших нет! В городе повреждены 70 детских садов, 31 школа, 261 квартира, разрушены 4 магазина, 10 культурных объектов и 13 спортивных.
Разумеется, сразу возник вопрос: как это при такой красочной картинке и таких приличных разрушениях нет погибших? Но знатоки указали на тот самый гриб: он показывает, что взрыв ударил вверх (скорей всего в помещении был «вышибной» потолок), а не в стороны, так что взрывной волной стекла – да, легко выбиваются, а осколки уж непременно ранят тех, кто рядом находятся.
Если на складе никого не было из работников «Кристалла», то хорошо, а остальные укрылись за насыпями и прочими защитными сооружениями. К тому же склад был «начинен» взрывчаткой (вроде бы тротилом), а не дополнительными болтами и гвоздями – разлетаться, чтобы поранить как можно больше народу, нечему. А еще повезло растяпам, что 1 июня – суббота, в детсадах нет детей, у школьников каникулы, и экзаменов в этот день не было.
Вообще-то Дзержинск до 1929 года назывался Растяпино, и так оно и осталось. На заводе правила безопасности соблюдались не то чтобы очень, это уже третья авария только в этом году. Накануне, 31 мая, кстати, был уволен гендиректор завода – после проверки, как раз за несоблюдение ТБ. И толку?
Всех удивляет количество поврежденных детских садов 70! При том, что в городе немногим больше детсадов вообще! Город-то небольшой, всего чуть больше 240 тысяч жителей… Варианта только два: либо детсады в Дзержинске такие хлипкие, что от любого чиха разваливаются (что не слишком предусмотрительно в городе, где есть производство взрывчатых веществ), либо они и до взрыва были в плачевном состоянии и решили добиться ремонта, примазавшись к взрыву.
Кстати, в последних сообщениях число поврежденных детсадов сокращено: 55 против 70. Это получше. Возможно, кстати, в Дзержинске в детсадах – большие витражные окна – это точно рассыпется… Небось и там, в бывшем Растяпино, строили по привозным (во Владивостоке строили по ленинградским проектам, и это было безумием) проектам – а надо было строить по местным, детсады, школы и прочие объекты – только в виде бункеров! Вон наш владивостокский Дом офицеров. Я помню его желтеньким, веселеньким, с колоннами… А потом военные затеяли ремонт и сделали так, как им самим нравится. Те, кто помнит колонны, первое время плевались, потом привыкли. Лет 10 назад профессор из Томска, принимавшая госэкзамены в ДВГУ, взглянула на ДОФ и одобрила:
- Стильно. Бункерно.
С одной стороны, в бункере жить не хочется. С другой – либо пороховую бочку куда-то убрать, либо бункер строить…
Марина ЗАВАДСКАЯ.
Фото: cdn.vdmsti.ru