фото

Природа – мать!

Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Н. Некрасов

НАЧАЛО

Безвременно, на 64-м году жизни ушёл Илья Константинович Гринченко, как нарекли его на заре перестройки - демократ № 1 Приморского края, талантливый лидер и горячий патриот страны и края.

В эпоху крушения тоталитаризма в нашей стране хороший призыв М. Горбачёва «Перестройку начинай с себя!» молодой энергичный Илья Гринченко воспринял буквально и, не имея ещё ни опыта, ни примера перед собой, в короткий срок собрал вокруг себя людей разного возраста - от школьника до пенсионера, разных профессий - от рабочего до кандидата наук, и на пустом месте создал клуб «Демократ». Именно клуб, а не партию.

Это был клуб единомышленников - жаждущих правды, народовластия, свободы, перемен, кому обрыдли ложь, безальтернативные выборы без выбора, «одобрямс», засилье партноменклатуры и бюрократии.

В клубе засиживались допоздна. Там, в отличие от нашей нынешней Госдумы РФ, было место для дискуссий, каждому хотелось высказаться, получить ответы на волнующие вопросы, поэтому Илья ставил на стол песочные часы, чтобы соблюдался регламент.

Как я попала в клуб «Демократ»? Как-то ко мне в рабочий кабинет ввалилась лучшая бригада электросварщиков нашего 178-го СРЗ во главе с предцехкома и с обидой и возмущением, перебивая друг друга, стали рассказывать, как их кровно обидели, оболгали. Оказывается, в их бригаду был принят на работу сын адмирала, который с первых же дней стал прогуливать и пьянствовать. Цехком не раз принимал решение уволить нарушителя трудовой дисциплины по «статье», но руководство завода не осмеливалось уволить сына адмирала.

Чашу терпения рабочих переполнило то, что адмирал пожаловался директору завода, якобы его сына в цехе спаивают. Предцехкома риторически вопрошал: «Как мы другим рабочим в глаза будем смотреть?! Других за одно нарушение увольняем, а этот неприкасаемый! Кроме того, в нашей бригаде (предцехкома в этой же бригаде работал электросварщиком), как на подбор, собрались дисциплинированные и непьющие. Это надо же, мы его сына спаиваем!»

Я пообещала воздействовать на руководство завода через заводскую газету «Знамя труда». Редактору газеты, конечно, был нагоняй, но меня, зная мой характер, не тронули.

Газета с моей заметкой попала в клуб «Демократ». Там её размножили и развешали по дверям магазинов. А это как раз совпало с предвыборной кампанией в Верховный Совет РСФСР. Выборы впервые были альтернативные, и я невольно помогла демократам вести агитацию против кандидата от власти - этого адмирала.

Меня зазвали в клуб «Демократ», и я сразу с головой окунулась в общественную работу. Благо, что у меня уже был такой запал.

ВКУС СВОБОДЫ

Дело в том, что в феврале 1990-го года я была на месячных курсах повышения квалификации в Москве, где собрались мои коллеги из многих регионов страны. После занятий мы ездили на площадь к памятнику Пушкину. Там была какая-то непередаваемая особая атмосфера единения, дружелюбия, у всех приподнятое настроение, на лицах одухотворённость. Люди знакомились друг с другом, помимо москвичей там было много приезжих из других регионов. Там и тут раздавалось: «Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья! Россия вспрянет ото сна!», «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» и другие перлы отечественной поэзии. Распространяли прекрасные стихи, посвящённые Борису Ельцину. На мой вопрос, кто автор, хором: «Народ!!!»

И так каждый вечер! Я не видела там никаких организаторов, агитаторов. И что примечательно, не было никаких провокаторов и милиции. Пока, как оказалось позже.

В выходные дни в Москве проводились многочисленные митинги, шествия. На одном из них, названном «мирной февральской революцией», я шла в колонне и видела, как по пути колонна быстро разрасталась. А на митинге люди стояли завороженные смелостью суждений, предложений, призывов выступающих. На трибуну стремительно взбежал Евгений Евтушенко, без шапки, грудь нараспашку, и так проникновенно продекламировал своё новое стихотворение «Какая нам нужна свобода?», что мороз по коже пробегал. Митинг кончился, а народ не торопился расходиться.

В один из выходных поехала в подмосковный Зеленоград. Там продавали два номера газеты (самиздат) «Голос избирателя» по 1-й штуке в руки. Очередь длиннющая. Думала, мне не достанутся. Подхожу к «голове» очереди:

- Товарищи, вы же не против, чтобы я из столицы! везла правду на далёкую окраину - во Владивосток?

Очередь вмиг расступилась:

- Пожалуйста, вам разрешаем по 2 штуки, как исключение.

Газеты закончились, народ выстроился в колонну и направился на городскую площадь. Людей было так много, что, казалось, на улицы высыпало всё население городка. Шли с транспарантами, лозунгами «Руки прочь от Тельмана Гдляна и Николая Иванова» (шло уже шельмование и охота на этих двух смельчаков, раскрывших при Андропове коррупцию в высших эшелонах власти). На площади интеллигентный мужчина объявил сбор денег в защиту Т. Гдляна:

- Нам придётся нанимать лучших адвокатов, может, даже из-за границы приглашать.

Выставили большой целлофановый мешок, и он был быстро доверху наполнен. Люди передавали деньги со всех сторон, из рук в руки. Мне рассказали, что Зеленоград прячет и содержит Гдляна и его семью, а Ленинград - Н. Иванова с семьёй. Опять пока ни разгона, ни провокаций, ни милиции. Совпартноменклатура, по-видимому, была ещё в растерянности, ещё не решила, что делать с народом, пытающимся освободиться от рабства.

У меня в Москве было аж 8 дней выходных, поэтому выкроила время навестить родственников в Тамбове. Там тоже народ собрался на митинг, правда, немногочисленный, в основном женщины. Вдруг появляется женщина и громко объявляет:

- В ГУМЕ женские сапоги «дают»!

Площадь мгновенно опустела.

И у нас во Владивостоке жизнь уже бурлила, думаю, благодаря деятельности клуба «Демократ» «сапоги» бы митинг не разогнали. Но агрессия со стороны властей предержащих уже была: уплывут же всякие присвоенные блага, льготы, привилегии и власть над людьми.

Предвыборная кампания в ВС РСФСР

Мы с Еленой Федорец поехали в г. Артём агитировать за кандидата от народа тележурналистку Валентину Воронову. На городской площади только развернули свой плакат, нас моментально окружила толпа. Но вмиг появилась и милиция и молча стала наблюдать за нами. А тут вдруг невдалеке от нас мужчина развернул свой плакат против кандидата от власти Волынцева. Милиционеры подскочили к нему, сорвали, смяли плакат, стали его тащить в милицейскую машину.

Мы, а с нами и толпа, принялись защищать мужчину. Отбили. Он оказался из Владивостока, и домой мы ехали уже втроём. Нас, двух женщин, милиция ещё не трогала. Это сейчас уже полицейские хватают, избивают, волокут в автозаки даже женщин и детей, не разбираясь.

В нашем случае победил не народ (Воронова), а власть (Волынцев). У представителей народа ещё не было опыта, а у влась предержащих - и административный ресурс, и мощный опыт оболванивания народа. И всё-таки прошли от народа в ВС РСФСР Ю. Яковлев, Н. Якименко, Е. Гаер, С. Орлова (была ещё демократически мыслящей). Под шумок, считаю, прикинувшись демократкой, прошла С. Горячева.

Чтоб исправить свою оплошность с Горячевой, клуб «Демократ» провёл собрание избирателей г. Владивостока. Столько людей собиралось только в поддержку или в защиту В. Черепкова. Единогласно проголосовали за отзыв Горячевой, да ещё люди попросили подписные листы, чтобы собирать по домам подписи за отзыв. Вот такая всенародная «любовь» к Горячевой в Приморье. Коммунисты тщетно пытались защитить её, а потом из своей партии исключили.

Но она нашла себе покровителя в лице лидера Справедливой России С. Миронова, и теперь бессменно сидит в СовФеде.

ВЫБОРЫ В КРАЕВОЙ СОВЕТ

К выборам в краевой совет «Демократ» уже подготовился. Илья Гринченко, помимо членов клуба, сплотил вокруг себя вновь созданные, пока ещё немногочисленные партии: Республиканская партия России (Д. Бродянский, Т. Романенко), Демпартия России (Н. Якименко, А. Зубков), социал-демократическая партия (В. Коневский), Дальневосточная партия «Свобода» (Александр Кондраков).

Клуб «Демократ» совместно с коллективом арсеньевской газеты «Арсеньевские вести» учредили краевую газету «Арсеньевские вести». Сотрудничала с нами и газета «Утро России».

Работая сообща, помогли приморцам выбрать настоящих народных депутатов в краевой Совет: В. Черепкова, Т. Романенко, Д Зубкова, С. Соловьёва, Ю. Рыбалкина, В. Рыбалко, В. Гильгенберга, А. Заболотникова, Э. Гурченкова, И. Крутых, позже - И. Гринченко.

Выбрали первого губернатора - Кузнецова, интеллигентного, компетентного, с демократическими убеждениями человека. Краевые депутаты заседали на первом этаже здания крайисполкома, куда был свободный вход, приглашали избирателей, в зале устанавливали микрофоны, чтобы каждый мог высказать своё мнение, задавать вопросы. Избиратели могли обратиться к любому депутату, никто свой телефон не скрывал, и по приглашению любой депутат мог придти на встречу с избирателями на любое предприятие.

ПУТЧ

Во время путча связь Владивостока с цетром была прервана, и Н. Якименко из Москвы передавала указы президента рф, а штаб, созданный народными депутатами и клубом демократ (И. Гринченко, А. Зубков, С. Соловьев и другие) принимал, печатал, размножал и распространял указы президента рф по краю.

Штаб собирал митинги против путчистов. Народный депутат рабочий В. Рыбалко у себя на работе поднял портовиков. В. Черепков обьявил запись в народное ополчение против путчистов, народ заспешил записываться. Благо, ополчение не понадобилось. Путчисты оказались несостоятельными. Армия к тому же отказалась приказы самозванцев выполнять.

ГЕРОИ ТОГО ВРЕМЕНИ

Особо хочется сказать о завсегдатае клуба «Демократ» Н. Любарце. Когда появились альтернативные выборы, первореченцы избрали его в горсовет и не ошиблись. Николай Иванович, защищая интересы и выполняя наказы своих избирателей, не давал покоя нерадивым чиновникам горадминистрации, звучным голосом громил их с депутатской трибуны, по радио, писал в газеты. Как никто другой, много сделал для своих избирателей.

Поэтому, чтобы не допустить Любарца в горсовет на следующий созыв, антинародные силы активизировались. Мы развешиваем в отведенных местах агитки Н. Любарца, едем обратно: клей еще не высох, а агитки наши сорваны, скомканы, втоптаны в грязь. Чувствуюется, прямо следом ехали и срывали.

Заглянули по пути в один участковый избирком и застали председателя (начальника ЖКО) врасплох: на его столе внушительная стопка агиток другого кандидата, естественно, от власти.

- Вы что, в нарушение закона о выборах агитацией занимаетесь?!

- Он на хранение оставил.

И быстро спрятал в сейф. Мы прямиком в крайизбирком. Там на нашу жалобу: «Что вы дейстуете через голову, обращайтесь в горизбирком». Нигде ничего не добились.

К сожалению, недолго просуществовали настоящие народные, альтернативные выборы депутатов всех уровней. Наш народ не готов к отстаиванию своих политических прав. Хотя клуб «Демократ» по мере своих сил и возможностей проводил и просветительскую работу. К примеру, благодаря организаторским способностям Ильи Гринченко, был проведен с охватом немалого количества горожан диспут по произведению члена политического клуба «Альтернатива», кандидата наук С. Андреева, – «Струкутра власти и задачи общества».

Но, думаю, верно подмечено: революции делаются чистыми руками, а плодами их пользуются недостойные люди. Вот и у нас, после достойного Кузнецова следующим губернатором стал Наздратенко.

Время Наздратенко

По моему мнению, ему было не до управления краем: то расправлялся с неугодными журналистами, то замораживал край, то рука об руку с прокурором Василенко гнобил всенародно избранного мэра Черепкова, не позволявшего никому запускать руки в городскую казну, то, совместно со своим саратником Толстошеиным, организовывал, так называемые, мусорные войны, дабы настроить горожан против Черепкова. В общем, не давал народу расслабляться: нам приходилось то журналистов защищать, то круглосуточно Черепкова охранять добровольно, бесплатно.

Читаю в одной из местных газет, выпуск 1998 года, публикацию – показания без коректировки на суде обвиняемого в убийстве Захаренко – А. Брехова. Наздратенко принял активное участие в приватизации госпредприятий, в частности, «Приморрыбпрома». И здесь схлестнулись интересы двух групп.

Первая – Евгения Наздратенко и Сергея Бауло (криминальный авторитет, позже убит). Примкнувший позже Захаренко убит в 1985 году.

Вторая группа – прокурор края В. Василенко и А. Брехов. По показаниям А. Брехова на суде, можно прийти к мнению, что организатором убийства Захаренко был губернатор. Но ему не помогли ни хороший знакомый полковник фсб, ни прокурор Василенко. Видимо, всесильным в крае был губернатор с подчиненным ему УВД края, и никто ему был не указ.

Говорили, будто готовилось и убийство непокорного Черепкова, но жизнь иногда приподносит удивительные сюрпризы. Черепков в Москве на общественных началах занимался правозащитной деятельностью. Здесь бы ему этого делать не дали. А в Москве бывшие его единомышленники по Госдуме, обратившись к президенту, выбили ему помещение для приема граждан.

Грустно, что на похоронах Ильи Гринченко нас, членов клуба «Демократ», было всего четыре человека. Наверно, иных уж нет, а те далече.

Ждем, когда в Приморье появится новый лидер уровня Черепкова и Гринченко.

Галина Данилова.

Фото Ильи Гринченко из семейного архива.