В рядах «Юнармии», по планам Минобороны, уже через год должен быть миллион школьников. Одна из целей — отвлечь «школоту» от участия в протестах
Актуальная повестка
Российские силовики всерьез озаботились воспитанием подрастающего поколения. Председатель комитета Совета Федерации по обороне Виктор Бондарев, бывший главком Воздушно-космических сил обратился к министру образования с предложением вернуть в школы начальную военную подготовку. Примечательно не столько само предложение, с которым регулярно выступают отечественные силовики. Показательна система аргументации генерала:
«Ребенок боится автомата, ребенок не знает, что такое граната, как ее кидать. Ну разве это нормальное явление?»
Также сенатор указал, что срок службы в армии сократили «благодаря пацифистам». В самом деле, нетерпимая ситуация. Ведь наш ребенок должен любить автомат и засыпать с гранатой под подушкой!
О военном воспитании молодежи высказался и секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. Обсуждая тему «предупреждения преступлений, вызванных манипулированием сознанием детей через соцсети», он сообщил, что уже в этом году несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений, будут отправлять в лагеря военно-патриотической направленности.
Наконец, «Коммерсант» сообщил, что на предприятия оборонно-промышленного комплекса поступило письмо из военного ведомства. В нем со ссылкой на указание начальника военных представительств Минобороны РФ полковника Олега Степанова поручалось «продолжить работу по развитию юнармейского движения на предприятиях ОПК».
В документе уточнялось, что для выполнения этой задачи нужно на каждом из предприятий ОПК создать юнармейские отряды и «организовать на имеющихся объектах социально-культурного и спортивного назначения работу юнармейских военно-патриотических секций, кружков и клубов». Руководителям предприятий предложили отчитаться о проделанной работе.
Ранее тот же «Коммерсант» сообщал о письме врио заместителя командующего войсками Восточного военного округа по военно-патриотической работе полковника Александра Манакова, в котором он требовал сконцентрироваться на первоочередном приеме в ряды «Юнармии» «100% детей офицерского состава в возрасте от 8 до 18 лет». При этом отсутствие офицерских отпрысков в рядах движения, согласно письму, будет «рассматриваться как недопонимание военнослужащими основ государственной политики в сфере патриотического воспитания граждан».
Милитаризм круче советского
Милитаристская обработка молодежи превращается в России в важный тренд государственной политики. Дело не только в простом возрождении советской системы «военно-патриотического воспитания», которая предполагала измерять степень любви к Родине скоростью сборки-разборки «калашникова» и быстротой надевания противогаза. В Советском Союзе милитаризм был угасающим и носил по большей части ритуальный характер. Все исчерпывалось одной-двумя неделями всеобщей беготни в ходе всероссийской военной игры «Зарница». После чего о ней забывали до следующего года.
Что до начальной военной подготовки, о возрождении которой грезят генералы, то всякий учившийся в советской школе в 70-х — 80-х может вспомнить несчастного отставника, пытавшегося объяснить ученикам армейские премудрости и бывшего предметом незатейливых шуток.
Сейчас же речь идет о создании куда более серьезной системы. Основой ее станет созданная в 2015 году по инициативе министра обороны Сергея Шойгу «Юнармия», которая, судя по амбициям организаторов, должна стать постоянной массовой школой военной подготовки детей. Формально это общественная организация, но речь фактически идет о государственной структуре.
В 187 военкоматах, как сообщалось в СМИ, учредили специальную должность чиновника, ответственного за патриотическое воспитание. По всей стране предполагается создать сеть филиалов подмосковного парка «Патриот» (именно там, в подмосковной Кубинке развернут «конгрессно-выставочный» центр Минобороны, там же ударными темпами возводится сейчас главный храм Вооруженных сил), в которых будет развернута круглогодичная подготовка отрядов «Юнармии».
Отряды движения должны быть созданы в каждой школе, а некие Дома движения — в каждом регионе. Эта структура явно рассчитана на сотни тысяч участников. Судя по официальным отчетам, за три с половиной года количество юнармейцев выросло до 374 тысяч человек. Однако у взрослых, курирующих движение, куда более амбициозные планы.
Первый заместитель начальника главного военно-политического управления генерал Алексей Цыганков заявил, что к 9 мая ведомство прогнозирует увеличение численности юнармейцев до 500 тысяч человек. А к 75-летию Победы в 2020 году в «Юнармии» должно состоять до 1 миллиона детей, то есть около шести процентов всех детей и подростков от 8 до 18 лет.
«Юнармия» как альтернатива Навальному
Конечно, главная цель этой затеи — идеологическая. Власть была серьезно испугана участием подростков в акциях, организованных Алексеем Навальным. Тут же приняли драконовский закон о наказании за вовлечение несовершеннолетних в неразрешенные акции. Однако в Кремле понимают: запреты и угрозы могут лишь подтолкнуть подростков, жаждущих риска и драйва, к еще более радикальным действиям.
«Юнармия» с ее военизированными играми и воспитанием готовности защищать страну от бесчисленных потенциальных врагов задумывается как альтернатива участию в протестах. Она должна стать школой воспитания путинского электората. А если верить Николаю Патрушеву, то и лагерем для перевоспитания.
Провластные эксперты, вдохновленные очевидным стремлением власти к милитаризации образования и воспитания, бывают исчерпывающе откровенны. Вот, к примеру, член Общественной палаты Москвы бывший кремлевский политтехнолог Олег Матвейчев считает, что главная причина, по которой необходимо вести «военно-патриотическое воспитание» — это внедрение в массы подростков дисциплины: «Мальчик, которому говорят о том, что он самый лучший, ничему не учится и считает себя пупом земли. В армии ему могут поручить покатить квадратное колесо и покрасить траву. Несмотря на абсурдность некоторых приказов, его надо учить дисциплине».
Похоже, политолог выразил самую сокровенную мечту российских начальников — военная подготовка должна обеспечить отрицательную социализацию молодого поколения, которую при всеобщей воинской обязанности, выполняет служба в армии. Именно там россиянин узнает, что живут не по законам, а по понятиям. Что начальникам закон не писан, а обычный человек — винтик, который обречен на бездумное выполнение приказов свыше.
Теперь эту отрицательную социализацию решено распространить на максимальное количество подростков, включая и тех, кому в будущем удастся избежать армейской службы.
Александр ГОЛЬЦ,
военный обозреватель.
zen.yandex.ru