фото

Какой финал ждет нынешнюю политическую систему?

Известный экономист Сергей Алексашенко, вынужденный жить и работать в США, выпустил книгу «Контрреволюция». Она о том, как, принимая одно решение за другим, Путин до неузнаваемости изменил демократическую прежде Россию и завел страну в состояние экономической стагнации. Что движет президентом и как нам выйти из тупика? Обсуждаем с автором книги.  

- «Главный страх Путина — проиграть выборы, главная угроза для страны — несменяемость власти». Сергей Владимирович, если коротко, в вашей книге «Контрреволюция» рассказывается, как Владимир Путин в борьбе с реальными или вымышленными угрозами шаг за шагом разрушал российскую демократию. Этот процесс, пишете вы, он практически завершил к окончанию своего первого президентского срока. А кто его сегодняшние враги — мнимые и реальные?

- Когда политик, возглавляющий страну, вступает на путь войны, когда он считает, что весь мир хочет его свергнуть, то остановиться в поиске врагов уже сложно. Действительно, к началу 2004 года Путин уже разгромил региональные элиты, подчинил себе Совет Федерации, парламентские выборы в 2003 году уже принесли ему «контрольный пакет» в Государственной Думе.

Судебная система в результате реформы Козака в 2001–2003 годах тоже стала обслуживать интересы Кремля. Были подчинены средства массовой информации. Арест Ходорковского подавил потенциальное сопротивление со стороны бизнеса. Казалось бы, кто еще мог угрожать Путину, и так все под его контролем? 

Но появился новый враг — «цветные революции»: Грузия в 2003 году, Украина в 2004 году, Киргизия в 2005 году, «арабская весна», Евромайдан и так далее. Угроза того, что народный протест на улице объединится с парламентской оппозицией и свергнет Путина, является одной из главных его фобий. В противном случае сложно объяснить его последовательную жестокость в разгроме оппозиции. Сегодня политическое пространство закатано не то что асфальтом, а бетоном. Все, что пытается вырасти на нем, уничтожается. Никакой политической конкуренции в стране не существует. 

Далее, очевидную угрозу для Путина представляет Запад. Правда, в книге я старался не трогать внешнюю политику. Она, конечно, важна для понимания политических процессов, но меня интересовало разрушение политических институтов внутри страны.

Но раз уж я заговорил об этой угрозе, то отмечу главное. Это «мюнхенская речь» Путина в 2007 году, затем агрессия против Грузии, история с Крымом и начало войны на Донбассе, когда Путин ясно заявил, что он и есть великая российская держава, ему можно все и ему за это ничего не будет.  

То есть было бы желание, а угрозы найдутся. Достаточно почитать любой документ, который исходит из Совета Безопасности России, и мы увидим, что Путин видит угрозы отовсюду. И от развития интернета, и от цифровой экономики, и от критики власти и так далее.

Последний показательный случай — арест активистки «Открытой России» Анастасии Шевченко. С точки зрения путинского режима такие женщины, как она, тоже угроза. Одним словом, количество угроз только плодится. 

Авторитарному правителю угрожает любая реальная политика. Главный страх Путина — проиграть выборы, и для него он не мнимый. Но ведь интересы Путина и интересы России это не одно и то же. Одно дело — угрозы, которыми Путин запугивает сам себя и которые он транслирует через телевизор населению, другое дело — угрозы для страны. А главной угрозой для страны остается несменяемость власти, концентрация власти в одних руках и зацикливание всех политических процессов на одном человеке. 

В интересах страны, ее устойчивости — соблюдать принцип сменяемости власти, заложенный в Конституции. То, что президент может проиграть на выборах, или ограничение его возможности баллотироваться двумя президентскими сроками — это нормально. А ненормально, когда одна партия контролирует три четверти парламента. Когда на выборах почти открыто используются приписки, а в избиркомах говорят, что все правильно, а не нравится, так идите в суд — тот самый, «отреформированный» Козаком.

Я думаю, что главная задача Путина — сохранить власть в своих руках. Все остальные задачи побочные. Поэтому если для сохранения власти нужно удерживать под контролем ситуацию на Донбассе и грозить всему Западу новыми ракетами, то Путин идет и на это. При этом вся страна в ответ получает санкции. Но это уже не так важно. Главное — удержать власть. 

«Первомайская правда»

http://pervomajskoe.net/blog/i