фото

Нет-нет, Владивосток и, скорей всего, Приморье эта странная хрень не затронула и вряд ли затронет. У нас иное отношение к ценам и прочей мелочи.

Помню, когда-то, в самом конце 90-х, поехала я в Иркутск. Для отдыха и развлечений, летом. Перед поездкой перетрясла кошелек и вытрясла из него все копейки. Потому что у нас все цены везде округлялись, а копейки сдавали на сдачу только в Сбербанке, да и те, в основном, оставались на «подоконнике» у кассы: кто хочет – берите, копейки никому не нужны.

Вот я копейки и вытрясла – что за удовольствие таскать лишний груз в такую даль. А оказалось, что в Иркутске копейки в ходу! И мне их регулярно совали на сдачу… В общем, кусала я локти. Если б свои копейки взяла, то с пользой бы потратила, а так – еще и иркутские привезла во Владивосток, где они никому не нужны!

Это я о ценах, естественно. О повышении цен. НДС ведь подняли на два процента, вступило в силу с Нового года. И цены туда же. У нас что-то поднялось – ну, ругаемся, но платим. А вот в центрах…

Там, наверное, народ слишком нервный, раз даже копейки считает.

Оттуда же, из центров, пришла мода фасовать всякие крупы не по килограмму, а по 900 граммов. Вместе с фасованными пакетами пришла. Цена вроде та же, а что продукта по факту меньше – не так заметно.

Вот чего-то подобного там, в центрах, и ожидали и даже стали шутить заранее. А потом…

А потом у них в магазинах появились упаковки с ДЕВЯТЬЮ яйцами!

фотоИ тут все буквально встали на уши. Яйца – товар хрупкий… и неоднозначный. Можно даже сказать – фольклорный. Причем под фольклором понимаются и анекдоты, и сказки. Ну, про анекдоты не будем – их любой человек может десяток без подготовки рассказать, а самая известная сказка – про кощееву смерть, которая на кончике иглы, которая в яйце. Вот и пошли шуточки: ага, подтвердили, что смерть – в яйце, потому его от нас и скрывают, из продажи изымают… И понятно, какого Кощея имеют в виду.

Пошли подражания Нимёлеру: «Когда они пришли за гречкой, я молчал: я не ем гречку. Когда они пришли за пенсией, я молчал: ведь я не пенсионер. И тогда они пришли за десятым яйцом».

Пошли шуточки о новой системе мер и весов: «В Госдуму внесен законопроект о введении в РФ новой системы мер и весов – путинической: 1 килограмм – 900 г; 1 литр – 890 мл; 1 метр – 90 см; 1 десяток – 9 шт; 1 ГБ – 900 МБ. Новая система улучшит показатели экономического роста, а рост Путина будет всего на 20 см меньше 2-х метров».

Почему система путиническая? Ну а как же! Кто все законы подписывает, кому Госдума в рот смотрит, кто все это придумал и одобрил? Путин отвечает за всё – опросы это подтверждают.

И, конечно, гениальная формула, придуманная, скорее всего, Кашиным: «Принял Россию с десятью яйцами, а оставил с девятью?» Понятно, что она отсылает к известной формуле о Сталине, что он принял Россию с сохой, а оставил с ядерной бомбой…

Венедиктов, главред «Эха Москвы», рассказывал неоднократно, как Путин спросил его, бывшего учителя истории, что же в школьных учебниках от него, Путина, останется. После этого он присоединил к России Крым – да, это точно останется.

А вот насчет девяти яиц – останется, безусловно, может, и в учебниках, но в мифах и анекдотах – безусловно… Правда, этакой славы, как говорится в поморской сказке о Проньке Грезном, не всякой бы рад… А поздно! Свершилось!

И в строку к этому – фильм Манского «Свидетели Путина», выложенный на новогодних праздниках в интернете (как и фильм Красовского «Праздник» на не связанную с Путиным тему – о ленинградской блокаде).

Я посмотрела оба эти фильма, и они меня не впечатлили.

Фильм Манского о том, как Путина избирали первый раз, как за него ратовала «семья», как его преподносили пиарщики – в том числе и сам Манский. Что-то вроде покаяния в восприятии повзрослевшего и поумневшего режиссера – и многих других почитателей Путина грани веков. Они-то были в то время его восторженными почитателями и поклонниками.

И многие разочаровались. Манский показывает их тогдашних – и упоминает, что впоследствии они ушли из команды, ушли в оппозицию… Свидетели-соучастники… То же самое: поздно! Свершилось!

Я-то никогда не была поклонницей Путина, ни разу за него не голосовала, а не было очарования – нет и разочарования. Но многие – да, обсуждают, на многих фильм оказал нужное впечатление, заставил задуматься.

фотоПо-прежнему обсуждают взрыв и обрушение подъезда в Магнитогорске. И на выходных еще один взрыв газа произошел – в городе Шахты Ростовской области. На последнем этаже, так что разрушились только два верхних этажа – и, вроде бы, два трупа. Заговорили о том, что неплохо бы в многоквартирных домах газовые печи заменить на электрические. Н-ну…

Я жила в доме с газом. И скажу, что готовить на газе – быстро. Газ, открытый, живой огонь приятен. Старожилы рассказывали, что изначально в домах были обычные печи – дровяные. Потом цивилизация шагнула вперед, и возник вопрос: на что менять старые печи? Газ или электричество?

Владивосток не слишком газифицирован. Но если ставить электропечи – надо менять всю проводку, тянуть более мощную ЛЭП. Лучше газ протянем, газгольдеры поставим, благо малорослые хрущевки, расстояния между домами позволяют! А потом какая-то газовая труба прохудилась под землей. Ее искали, потом долго ждали соответствующей внешней температуры, потом прошло время – и оба квартала от газа отключили навсегда. Было очень жаль, но – ничего не поделаешь.

Теперь в этих домах у всех электроплиты разной мощности и множество электроприборов. А проводка старая! Плюс, конечно, в том, что электричество не взрывается, оно просто горит. Так что от пожара никто не застрахован.

То же самое будет, если все газовые печи во всех домах заменить на электрические. Во всей стране. Безумные деньги! А кто платить будет? Жильцы, конечно. А они готовы к этому? Способны заплатить? А не менять электропроводку – это риск.

К тому же не так давно власти, чтобы поддержать нашего алюминиевого олигарха, разрешили вместо медных проводов использовать алюминиевые.

Есть и менее радикальные предложения от власти. Запретить пользоваться старыми газовыми печами, поменять их на современные, более надежные, установить газоанализаторы… Опять-таки: кто это будет делать, за чей счет? Потребителей, естественно, обяжут. За собственный счет. Ага, при нашей степени благополучия, а лучше сказать – нищеты…

В общем, все упирается в деньги, которых у основной массы населения просто нет. Как и было сказано: принял страну с десятью яйцами, а оставил с девятью.

Впрочем, один умник предположил: «850 мл в литре, 750 г в килограмме, 9 яиц в упаковке на 10... Послушайте, может налоги тоже по такому принципу?...»

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Фото: AFP 2019/ Daniel Roland.